«Политика руководства телевидения безобразная. Она не способствует развитию людей...»
Роберт Нигматулин
Глава комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Сергей Боярский, представляющий в парламенте «Единую Россию», считает, что работа по импортозамещению мессенджера WhatsApp* завершается.
«Получаю много просьб прокомментировать перспективы работы мессенджера WhatsApp в России. Мое мнение: благодаря стремительному развитию национальной платформы MAX работа по импортозамещению WhatsApp успешно завершается», — уверен он.
По его мнению, у WhatsApp было время для налаживания взаимодействие с российскими регуляторами, однако не было даже попыток сделать это.
«Исходя из этого, я не вижу более веских причин и дальнейшего смысла продолжать потакать американской экстремистской Meta* и ее мессенджеру со всеми их угрозами, утечками и демонстративным нежеланием выполнять требования законов России», — заявил глава думского комитета.
Цифровая антиутопия в Индии уже стала реальностью. Но у этой антиутопии может быть продолжение в России
Валентин Катасонов: Гигантская утечка данных Aadhaar развеяла миф о надежности «биометрического стража»
Ранее Роскомнадзор предупредил о возможной полной блокировке мессенджера, если не будут выполнены требования российского законодательства. В ведомстве рекомендовали переходить на национальные сервисы.
Между тем, согласно опросу ВЦИОМ, однозначно поддерживают блокировку соцсетей и мессенджеров лишь каждый четвертый россиянин, треть относится к этому безразлично, против выступают 4 из 10 опрошенных. Социологи отмечают разделение общества, причем четко по возрастным линиям и цифровым привычкам.
«Молодое поколение явно воспринимает ограничения на зарубежные соцсети как вмешательство в привычное цифровое пространство, в этой возрастной группе против ограничений заметное большинство, для них интернет давно стал неотъемлемой частью повседневности. Старшие же поколения, напротив, чаще поддерживают государственные запреты, видимо, в них они видят элемент защиты и порядка», — говорится в обзоре.
Как бы то ни было, но Минцифры уже рекомендовало государственным структурам до 1 января 2026 года перейти на национальный мессенджер MAX. С точки зрения национальной безопасности это, наверное, правильно.
Но дело в том, что MAX еще «сырой», качество, например, звонков оставляет желать лучшего. Не торопятся ли власти?
С этим вопросом «СП» обратилась к депутату Госдумы от КПРФ Денису Парфенову, который ранее обращался в РКН с просьбой сохранить для россиян возможность звонков в Telegram и WhatsApp.
— Дело, к сожалению, не столько в WhatsApp. Если посмотреть, как выстраивалась в последние годы политика власти по отношению к информационной сфере, то будет вполне наглядно проявляться устойчивая тенденция на постепенное закручивание гаек.
Мы видим, что ряд информационных платформ уже объявлен экстремистскими, что последовательно проводятся эксперименты, связанные с ограничениями на доступ в интернет — полный или частичный в зависимости от территории и времени, мобильные формы доступа в интернет.
Мы видим, что идет под тем или иным соусом целенаправленная попытка загнать всех в контролируемое пространство, идут ограничения на использование средств VPN.
То, что сейчас всех пытаются пересадить на MAX, это лишь одно из звеньев в этой довольно длинной цепочке.
Понятно, что в интересах властей все контролировать, держать под колпаком и, соответственно, обеспечить для себя ситуацию, при которой будет возможность заглянуть кому угодно в переписку, в личные данные, знать, что граждане говорят, кому что и как переводят, какими обмениваются файлами и данными.
В общем, это весьма серьезный вопрос,
Фактически мы имеем расклады, при которых пытаются воспроизвести, допустим, опыт наших восточных соседей, у которых есть и свои мессенджеры, и тоже запрещены многие западные ресурсы,
Страна очень долго находилась в достаточно разношерстном информационном пространстве, а сейчас всех пытаются под одну гребенку привести. На мой взгляд, в условиях, когда господствующим интересом является все-таки частный и правят бал не долгосрочные стратегические интересы державы, а скорее, сиюминутные «хотелки» крупного бизнеса, проводимая политика, мягко, говоря, не выглядит социально оправданной.
Все это очень тревожно. Не зря, пока были ковидные ограничения, многие говорили об «электронном концлагере», который нам навязывают. В некотором смысле это продолжение той же самой политики.
«СП»: Но есть какие-то преимущества у МАХ по сравнению с тем же WhatsApp?
— Можете считать меня неважным исследователем, но я таких преимуществ не заметил.
У меня пока нет острой нужны пересаживаться, хотя я знаю, что заставляют чиновников, переводят в МАХ родительские чаты. Не мытьем так катаньем будут, очевидно, всячески способствовать тому, чтобы как можно больше людей туда загнать, хотя это выглядит «очень не очень».
По-хорошему, надо создавать продукт, который будет по своим свойствам настолько конкурентоспособен и хорош, что люди сами в него с удовольствием кинутся и потом их за уши не оттащишь, не заставишь другим пользоваться. Но для этого же надо сперва создать такой качественный продукт. Павел Дуров Telegram создал и завоевал симпатии гигантской аудитории за счет функционала. Могут ли наши нынешние управители предложить что-то подобное? Пока я этого не вижу.
Арест коммунисток: КПРФ на Алтае начали «прессовать», опасаясь, что они «Единую Россию» потеснят
Мария Прусакова: «На нас обкатывают общероссийскую технологию по „выключению“ грозных конкурентов партии власти»
«СП»: С точки зрения национальной безопасности, может, все-таки надо именно госструктуры переводить на что-то свое? Но людям оставить выбор.
— Было бы желание. Могут быть разные комбинации. Можно такой половинчатый подход предложить, о котором вы сказали: для части структур отечественную систему, для остальных оставить свободу выбора. Это допустимый вариант. Но дело в том, что наша власть, как правило, меры особо не знает: если уж загонять, то всех, если требовать, то от каждого встречного.
Понятно, что здесь чисто бизнес-история идет рука об руку с политической. Вы сможете десятки миллионов человек посадить на какую-то информационную платформу, то там и гигантские рекламные доходы, и много чего еще идет. Для части чиновников помощь «хорошим людям» — это вопрос в том числе и личного интереса.
Думаю, надо пытаться подталкивать власти в несколько обратном направлении, отрезвить несколько неуемные желания пользоваться только одним ресурсом. Надо показывать, что это не то, что нужно обществу, оно желает иметь большую степень свободы и оставить право выбора для тех, кто хочет пользоваться конкретными мессенджерами.
«СП»: Что с мошенничеством? В MAX его меньше?
— Статисткой я не располагаю, надо профильные министерства пытать. Очевидно, что 100% безопасных систем не бывает. Кроме того, преступность тоже умнеет, вооружается новыми техническими средствами, психологическими приемами.
Здесь создание новой платформы никак не поможет избежать воздействия тех техник, которые даже не всегда имеют отношение к программному обеспечению. Это часто из области социальной психологии, воздействия на сознание
Аргумент о мошенничестве — это разговоры в пользу бедных, чтобы хоть как-то попытаться обосновать. У нас со времен «пакета Яровой» всякие запретительные вещи обосновывались либо защитой прав детей, либо борьбой с терроризмом. Сейчас добавился еще один аргумент — борьба с мошенниками. Как некий лозунг это, наверное, годится для наивных и не очень критично мыслящих людей. Для тех, кто понимает, что происходит, понятно, что это попытка сделать хорошую мину при плохой игре.
«СП»: Снимут ли ограничения на западные соцсети, мессенджеры после урегулирования конфликта на Украине?
— Хочется верить, что оттепель впереди маячит, но я в этом смысле пессимист. Уступки со стороны властей (неважно каким требованиям) идут, только если есть активное массовое движение граждан.
Сейчас недовольство прослеживается, но носит пока характер хмурого роптания на кухне. Не похоже, что это недовольство готово в ближайшее время трансформироваться в какое-то политическое действие, хотя бы, например, в поход на выборы и голосование за каких-то кандидатов.
Пока народ безмолвствует, будут продавливать новые ограничения, запреты и всевозможные подобные мероприятия. Как только пойдет политическая активность, это сразу, уверен, умерит пыл нашего зарвавшегося чиновничества, потому что возмущение со стороны народа они не любят, побаиваются и стараются всячески избегать. Им проще пойти на какие-то уступки, чем связываться с большим количеством рассерженных граждан.
* Принадлежит компании Metа, которая признана в РФ экстремистской организацией и её деятельность в России запрещена.