«Экономические условия в России: Людям и бизнесу невыгодно работать…»
Никита Кричевский

На Урале азербайджанская диаспора готовится избрать нового руководителя. Принесет ли это долгожданный многонациональный мир?
Уральские азербайджанцы в этом году несколько раз попадали в криминальные сводки. В конце июня «Свободная Пресса» рассказывала про массовые задержания азербайджанцев в Екатеринбурге. В результате двое из задержанных погибли. Отношения России и Азербайджана после этого ЧП сильно напряглись.
В начале августа руководитель азербайджанской диаспоры в Екатеринбурге Шахин Шыхлински был задержан в Москве. Его сына задержали раньше.
Недавно дело Шыхлински и сподвижников поступило в суд. Речь идет об убийствах. На скамье подсудимых восемь человек.
Одновременно с началом суда был задержан сменивший Шыхлински в качестве лидера диаспоры Видади Мустафаев. Его обвиняют в особо крупном мошенничестве. Суд отправил Мустафаева в СИЗО до 31 января.
Покушение на «кошелек Зеленского»: кто заинтересован в устранении Миндича
Коломойский пообещал рассказать суду всё, что знает
Азербайджанской диаспоре на Урале нужен был новый лидер — и в Екатеринбурге появился претендент на эту роль. Он сильно непохож на двух предыдущих.
Кериму Гасымову 69 лет. Судя по открытым данным, Гасымов Керим Гурбан Оглы возглавляет с 2014 года мусульманскую религиозную организацию «Мечеть 14 святых». Ранее он служил в органах. Гасымов женат, у него пятеро детей.
Предвыборная программа Гасымова нацелена на единство азербайджанцев и дружбу с Россией. Новый кандидат в руководители диаспоры предлагает сохранять традиции, самобытность языка, развивать науку, физическую культуру и спорт, адаптировать мигрантов, развивать международные отношения.
Скоро будет съезд старейшин, который рассмотрит кандидатуру претендента. В беседе со «Свободной Прессой» Гасымов объяснил, что должно измениться теперь для многочисленного сообщества азербайджанцев, живущих на Урале.
«СП»: Скажите, когда будет съезд старейшин, на котором вас могут избрать главой региональной организации азербайджанцев?
— Пока договариваемся о дате. Планирую после 5 января.
«СП»: Как называется организация, руководителя которой выберут на съезде?
— Мы готовим устав межрегиональной общественной организации «Азербайджан-Урал» Уральского федерального округа.
«СП»: Если вас выберут, будете уже третьим руководителем диаспоры за последние полгода. Так?
— Самозванцы не были руководителями. Они просто использовали азербайджанцев в своих грязных корыстных интересах.
«СП»: Вы хотите сказать, Шыхлински и Мустафаев не были законными руководителями?
— Нет, конечно. Они только использовали 100 тысяч азербайджанцев в своих целях. И доигрались.
«СП»: Что изменится, если вас выберут? Ситуация нормализуется?
— Мы пойдем другим путем. Мы хотим мира, дружбы, процветания и единства. Надеюсь, так и будет. На съезде доведем программу до всех участников. Моя задача — подготовить молодых достойных руководителей. Подготовить, научить, оставить им хороший добрый фундамент.
Мои дети и внуки здесь родились. Это их родина. Мы не имеем права по-другому относиться. Родину надо любить. Мы считаем себя полноценными гражданами. Я 50 лет живу на Урале. Из них 35 лет отдал работе в органах внутренних дел. У меня других мыслей нет, кроме как служить своему народу, народу России.
«СП»: У вас есть соперники на предстоящих выборах?
— Кто хочет, пусть выставится. Но пока вроде бы никого.
«СП» Издание «Е1» сообщило, что якобы в вашей мечети имела место пропаганда радикального ислама…
— Какой-то журналист позвонил, кратенько поговорил. И такое выставил. Так нельзя делать. Я бы таких глупостей не делал. Я открыт для общения с журналистами. Но люблю честный и открытый мужской разговор.
«СП»: То есть такой пропаганды в вашей мечети не было?
— Конечно, нет. Эта мечеть построена с нуля. Собрались ребята, поверили. И я повел. 615 человек участвовали, выложили свои деньги.
Каждая копейка зафиксирована. Мы построили красивую мечеть. Можете приехать и посмотреть.
Мы оказываем много благотворительной помощи: бойцам СВО, ветеранам войны, труженикам тыла, детскому онкоцентру. И будем помогать дальше.
В феврале 2025 года мэр Екатеринбурга Алексей Орлов выдал мусульманской организации «Мечеть 14 святых» разрешение на религиозное использование участка вокруг мечети по адресу: Базовый переулок, 17. Разрешение подразумевает не только строительство мечетей, но и объектов для постоянного местонахождения духовных лиц, паломников и послушников. Общественные обсуждения по проекту проводились в октябре-ноябре 2024 года.
Путин удивился бодрствованию лидера Туркмении и похвалил республику за нейтралитет
Станислав Притчин: В Центральной Азии мы ни с кем не конкурируем, но решаем свои задачи
В 2021 году исламовед, главный редактор научного журнала «Мусульманский мир», эксперт Института национальной стратегии Раис Сулейманов в интервью привел мечеть «14 святых» в Екатеринбурге в качестве одного из примеров шиитских мечетей в России. Помимо уральской столицы такие мечети еще есть в нашей стране в Тюмени, Москве, Махачкале, Кизляре, Хасавюрте, Мискиндже и Дербенте (там их семь).
Эксперт отметил, российские шииты — разные. Но «шиитские общины, где доминируют азербайджанцы, ориентируются больше на Иран».
Бывший сотрудник МВД Владимир Филичкин (в уголовном розыске Челябинска отвечал за борьбу с незаконным оборотом наркотиков, в ОМОНе был старшим группы захвата), работавший позднее также старшим помощником прокурора Челябинской области, в беседе с корреспондентом «Свободной Прессы» отметил по поводу арестов лидеров азербайджанской диаспоры в 2025 году:
— Это пример разобщения ОПГ через педалирование конфликта между главарями (старым и новым лидерами диаспоры) с последующим задержанием и арестом.
«СП»: Что-то знаете про «Мечеть 14 святых»?
— Это шиитская мечеть. Важно помнить о глобальном противостоянии суннитов и шиитов в разных странах, включая Россию. Мусульмане составляют 7% населения нашей страны, это данные ВЦИОМ. Сунниты явно преобладают, их до 90% среди российских мусульман. Азербайджанцы — это шииты.
«СП»: Считаете, есть риски противостояния между российскими суннитами и шиитами?
— Трудно сказать. Но азербайджанский национализм — фактически ответ на русский национализм. В сложные времена в России национальный вопрос всегда обострялся.
Так было при Столыпине. Так было в период крушения СССР. Так происходит и сейчас.
В ответ на русский национализм нацменьшинства начинают объединяться, ощущая, что их притесняют. И в среде этих нацменьшинств возникают этнические группировки. Очень нехорошая тенденция…
«СП»: Как думаете, в азербайджанской диаспоре новое руководство сможет исправить ситуацию? Керим Гасымов все-таки полковник МВД в отставке.
— Будем надеяться. В милиции в прошлом была очень хорошая школа жизни, да и кадры соответственно были приличные.
С другой стороны, ведь и покойный генерал-майор авиации Джохар Дудаев, насколько помню, окончил Военно-воздушную академию имени Гагарина, достойно командовал полком и дивизией. А потом объявили, что он — «стратегическая ошибка» командования Дальней авиации.
Еще один борец за независимость Ичкерии, а до этого секретарь парторганизации управления артдивизии, полковник советской армии Аслан Масхадов имел ордена, окончил академию, его подразделение участвовало в захвате Вильнюсской телебашни… Казалось бы, чего уж больше. Но надо помнить, что национализм — болезнь острозаразная…
Другие материалы Уральского Федерального округа читайте в разделе СП-Урал