«Всего 200 лет Закавказье находится в русской цивилизации. И мы его опять теряем...»
Каринэ Геворгян



Новости о хищениях на гособоронзаказе стали отдельной статьей в криминальной хронике. Сообщения о них поступают едва ли не каждый день. Последняя новость впечатляет больше других.
Концерн «Калашников» понес ущерб на 35 миллионов рублей от аферы с деталями. Сумма по нынешним временам вроде бы и не самая внушительная, но какой бренд попал в разряд потерпевших!
По версии следствия, ивановская компания «Интертехника» поставила концерну полуфабрикаты деталей для боеприпасов, зная об их несоответствии техническим требованиям. Фигуранты дела обвиняются в хищении средств у концерна при исполнении договора подряда в рамках гособоронзаказа.
Клондайки и капканы Минприроды: ФСБ «вела» министра, министр «фиксировал» губернатора. Всё вскрылось на суде
Что скрывается за вывеской, казалось бы, скромных ведомств, которые борятся за «чистый воздух»
Руководителю ООО «Ивановские ковши» и учредителю ООО «Интертехника» Алексею Морохову помимо мошенничества, вменяются контрабанда огнестрельного оружия или его основных частей, невыплата заработной платы более двух месяцев. Кроме Морохова, фигурантами дела является директор и учредитель «Интертехники», победитель шоу «Танцы со звёздами» Алексей Леденев, а также бывший директор компании Юрий Чернышев.
Сейчас Морохов содержится в СИЗО, Леденев находится под подпиской о невыезде, а Чернышеву суд установил запрет на определённые действия.
Ранее Замоскворецкий суд столицы заключил под стражу Ксению Гращенкову, которая занимала должность директора по закупкам и логистике концерна «Калашников». Она обвиняется в злоупотреблении должностными полномочиями в рамках расследования дела о хищениях. Сейчас Гращенкова находится в СИЗО…
Значение концерна «Калашников» трудно переоценить. На его долю приходится порядка 95% производства стрелкового оружия России. Помимо этого предприятия концерна выпускают специализированные комплексы военного и гражданского назначения — беспилотные летательные аппараты, скоростные транспортно-десантные и штурмовые катера для подразделений спецназа, высокоточное ракетное вооружение, экипировку и средства защиты, станки и инструменты.
Продукция «Калашникова» идет напрямую на СВО, ее используют при боевых действиях во многих странах мира.
Что делать, чтобы прекратить череду скандалов на гособоронзаказах? С таким вопросом «СП» обратилась к генерал-лейтенанту в отставке, председателю Движения в поддержку армии, оборонной промышленности и военной науки (ДПА), члену комитета по обороне Госдумы, члену ЦК КПРФ Виктору Соболеву.
— Я все чаще думаю о том, что нам сейчас нужны жесткие, сталинские меры. Я не исключаю, что необходимо принять аналог приказа Сталина № 227 от 28 июля 1942 года, получивший в войсках название «Ни шагу назад!». Он жестко карал не только отступление, но и все виды хищений. Вводилось жесткое единоначалие.
То, что произошло в концерне «Калашников» — событие из ряду вон выходящее. Трудно переоценить значение этого концерна для СВО и вообще для российской армии.
«СП»: Почему стали возможны поставки некачественных комплектующих? Плохой контроль? Халтура?
— Некачественные комплектующие и детали — это очень плохо. И для СВО, и вообще для репутации концерна, наших вооружений. Причин несколько. В концерне были некачественные комплектующие 3−4 уровня, насколько мне известно. На них попросту экономили. Я не снимаю вину с поставщика, но при нынешней ключевой ставке бизнесу сложно взять кредит, поэтому делают детали из более дешевых материалов.
К тому же гособоронзаказ для комплектующих 3−4 уровня не дает никаких льгот, поэтому производитель как-то выкручивался, в итоге на выходе получил некачественное изделие.
Срыв гособоронзаказа влечет за собой уголовную ответственность, поэтому, видимо, торопились и не проверили комплектующие. Это недопустимо, надо провести самое серьезное расследование и устранить все причины.
«СП»: Что сделать, чтобы гособоронзаказ стал более «прозрачным», в том числе для проверок?
— В «Калашникове», насколько мне известно, история такая: поставщику платили как за дорогую качественную деталь, а они делали, по сути, брак из некачественных материалов. Тут надо принять самые серьезные меры, потому что речь об СВО и о престиже российского оружия в мире.
Мутные схемы сертификатов на жилье для мигрантов: КПРФ призывает Бастрыкина «заняться вопросом» плотно
Депутаты-коммунисты настаивают на масштабной ревизии
Сейчас, в связи с хищениями на военных поставках, раздаются голоса о том, чтобы сделать гособоронзаказ открытым, потому что закрытость, дескать, дает возможность для хищений. Гособоронзаказ открыт быть не может, потому что речь о государственной тайне и о том, что мы можем противопоставить врагу. Тут надо усилить работу контролирующих органов и каждый такой процесс делать открытым, — подытожил генерал-лейтенант Виктор Соболев.
И все же остается вопрос: как сократить число некачественной продукции по гособоронзаказу? Ведь проверку она проходит зачастую на поле боя. «СП» попросила высказать свое мнение генерал-лейтенанта полиции Александра Михайлова.
— Надо грамотно выстроить систему контроля на только за тратой бюджетных средств, но и за их движением. Воровства много. Если уж коррупцию развели на парке «Патриот», на святом, как говорится, что уж говорить о вооружениях. По опыту: как только появляются бюджетные средства, должна начинать работать Счетная палата и аудит, отслеживая все траты и их законность.
Надо учесть и еще один фактор. На производстве сейчас дефицит кадров, работает в основном «старая гвардия», зарплаты не повышаются, отсюда и результат, — резюмировал генерал Михайлов.
Почему виновные в срыве Гособоронзаказах и виновные в хищениях в военной сфере отделываются такими легкими наказаниями? С таким вопросом «СП» обратилась к эксперту по безопасности, президенту Ассоциации ветеранов подразделения «Альфа» Сергею Гончарову.
— Пока у нас не будут исполнять законы, ничего не изменится. И еще: каждый день мы слышим про «элиту». Очевидно, те, кто причисляет себя к ней, чувствует себя свободным от ответственности, потому что может «договориться». Закон должен быть одинаково жестким для всех.