Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
21 января 2012 13:06

Надбавка на лоха

Зачем нужно внимательно изучать чеки в супермаркетах и все нюхать не отходя от кассы

308

Я привык ходить в супермаркет известной марки (см. чеки), хоть он и в полутора километрах от дома — т.к. он предлагает пятипроцентную скидку. Но стоило мне обратить внимание на чеки двух последних походов, как я обнаружил, что меня оба раза обманули!

В первый раз на 154 рубля (277 р. — 123 р.), второй — на 44 рубля (308 р. — 264 р.), т.е. накидка на мою невнимательность оказалась существенно больше пятипроцентной скидки.

Как это делается — смотрим фотографии:

На первой полка с молочными продуктами и ценник на сметану — 123 рубля.

Но на кассе мне пробивают 277 рублей! (чек возврата товара слева на второй фотографии):

Т.е. если вы таки запомните от начала вашего похода по магазину до самых касс то, что вы увидели на ценнике, когда принимали решение это купить — то можете поскандалить и вернуть товар, как это сделал я. Но, скорее всего, вы просто не обратите на это внимания, и заплатите за сметану на 154 рубля больше, чем вы готовы были за неё платить.

А фокус, точнее ловкость рук работников магазина в следующем — и я эту ловкость наблюдаю уже десятки раз в разных магазинах: ценник стоит (если внимательно прочитать все, что написано мелким шрифтом;) на баночку 0,25, а над ценником стоит баночка 0,5, и стоит она в реальности вдвое дороже!


Вторая история произошла через три дня, когда я в следующий раз пошел в тот же магазин:

Справа на второй фотографии чек, в котором помечена цена на шампанское «Абрау-Дюрсо» — 308 рублей, а на фотографии внизу — полка с этим шампанским, на которой по-русски написана другая цена — 264 рубля!

Да, это цена на другое «Абрау-Дюрсо», не то, которое стоит над ценником, а более дешевое (это написано тем же меленьким шрифтом, что это «игристое» «Абрау-Дюрсо»). И родная цена на это вино, которое стоит над ценником 264 — 308 руб, есть дальше на полке, в глубине.

Но второго ценника не видно, и к нему неудобно подойти. Когда мы с работником магазина попытались пробраться ко второму ценнику, чтобы его рассмотреть — мы даже разбили бутылку шампанского — настолько этот ценник в глубине между полками.

Словом, все та же ловкость рук. Вешается ценник от более дешевого шампанского той же марки — «Абрау-Дюрсо», ставится на полку более дорогое — и вуаля! Я переплатил больше, чем собирался, на 44 рубля.

Почему такое происходит? За ответом мы обратились в компанию SPAR Russia".

— Дело в том, что на одной линеечке стоит много товаров, не все они чётко попадают под свои ценники. Но на каждом ценнике обозначены граммовка и название товара, — говорит представитель компании Юлия Соколова. — Порой случается так, что персонал, расставляющий товар, ставит ценники кривее.

«СП»: — Не все покупатели знают, что товары нечётко попадают под ценники, а некоторые ценники кривее…

— Но ведь они могут отличить упаковку 0,25 от упаковки 0,5.

«СП»: — Они смотрят на цену, а объём указан очень мелким шрифтом.

— У нас магазины самообслуживания, покупатели должны быть внимательнее.

«СП»: — Шампанское тоже стоит в линеечку?

— В линеечку. Там сразу несколько наименований шампанских: и «Российское» и «Цимлянское»…

"СП": — Покупатель взял бутылку шампанского «Абрау-Дюрсо», стоявшую над ценником с надписью «264 рубля», а на кассе ему её «пробили» за 308 рублей.

— Значит, линеечка бутылок за 308 рублей была длиннее.

Вот так. Получается, во всем виноват сам покупатель. Ему надо быть и глазастее, и бдительнее — чтобы линеечку лучше разглядеть. Но ведь мы ходим в магазин, а не в тыл врага, когда со всех сторон можно ждать подвоха. Да и денежки отдаем немалые. Впрочем, дело не в только в магазинах конкретно этого брэнда, и не только в «хитростях» с ценниками. Обман покупателей можно наблюдать повсеместно — в самых разных вариантах. Вот еще один — самый простой и потому самый распространенный.


Протухшая рублевская буженина

(сюжет с Рогожского рынка)

Сотрудница Межрегиональной общественной организации «Общество защиты прав потребителей «Общественный контроль» Юлия Шарапова утверждает, что недобросовестное отношение к покупателям присутствует во всех сетевых супермаркетах столицы: «У каждой сети свои особенности: в одних магазинах покупателям подсовывают тухлую рыбу, в других — просроченные салаты».

«СП»: — Кто инициатор: персонал или владельцы?

— Об этом никто не знает. Руководство всегда винит менеджеров магазинов. Я думаю, владельцы сетевых магазинов знают о происходящем, они ведь следят за сообщениями в СМИ. Когда возникают конфликты, персонал отвечает: «„Ой, не туда поставили“, „Не успели сменить ценник“» и т. д. Вроде бы случайно ошиблись, а на самом деле это четко отлаженная система обмана покупателей. В российской торговле существует огромное количество нелегальных механизмов для получения максимальной прибыли.

Нужно учитывать ещё один факт: в Москве практически не существует системы утилизации продуктов. А, например, в европейских странах скоропортящиеся продукты к вечеру уцениваются. У нас этого нет.

«СП»: — На что чаще всего жалуются покупатели в вашу организацию?

— На просрочку и подмену продуктов. Часто люди травятся купленными в супермаркетах продуктами. Но доказать вину магазинов невозможно. Даже факт отравления определённым продуктом доказать крайне сложно.

«СП»: — Но почему государственные контролирующие органы не могут изменить эту ситуацию?

— Из контролирующих органов остался только Роспотребнадзор — структура громоздкая и неповоротливая, как все чиновничьи структуры. Присутствует здесь и коррупционная составляющая.

«СП»: — И ничего нельзя сделать?

— Любую ситуацию можно изменить. В данном случае необходимо ввести технические регламенты, которые были отменены много лет назад, вследствие чего наступило безвременье, при котором никто не контролирует происходящее в производстве продуктов и их продаже. Также нужно увеличить штрафы за нарушения в торговле. Сейчас хозяевам магазинов проще заплатить штраф, чем устранить нарушения.

Следует отменить предупреждения о проверках. Уже два года сотрудники Роспотребнадзора, в соответствии с законом, запрещающим «кошмарить» бизнес, сообщают владельцам компаний о грядущих проверках.

«СП»: — Как в таких обстоятельствах Роспотребнадзор реагирует на жалобы покупателей?

— На магазин должны пожаловаться несколько тысяч человек, чтобы в него пришли с проверкой.

«СП»: — Стало быть, покупателям не следует обращаться за защитой своих прав в это ведомство?

— Нужно предпринять всё возможное для отстаивания своих прав. Нельзя безропотно сносить происходящее в магазинах.

Самые распространенные способы обмана

Если продукт просрочен или срок годности подходит к концу, товар выставляется на полках вперед. На него ставится яркий ценник с надписью «Акция» или «Скидка», при этом цена остаётся прежней.

Сосиски, сморщившиеся и потерявшие товарный вид, вымачивают в холодной воде для возвращения формы.

Колбасная продукция с истекающим сроком годности в магазине нарезается и выкладывается на видное место.

Просроченная мясная продукция переделывается в котлеты, бифштексы, шашлык, с добавлением сильно пахнущих специй.

Охлажденное мясо в упаковке, у которого истёк срок годности, распаковывается и продаётся как замороженное (его вымачивают в растворе марганцовки, что убивает запах и придаёт «здоровый» вид).

Курица-гриль в сетевых магазинах практически всегда изготавливается из курятины с истёкшим сроком хранения.

На просроченных тортах и пирожных стикер заменяется на новый.

Конфеты, срок годности которых походит к концу, расфасовывают по красочным упаковкам, на которых не указан срок годности (обычно это делают в конце года).

Очень часто просроченная продукция из сетевых магазинов перепродаётся по сниженной цене в небольшие московские магазины.

Салаты в сетевых магазинах часто продают не только в день изготовления, как это положено, но и два-три, а то и четыре-пять дней после этого (многие салаты изготавливают гастарбайтеры в антисанитарных условиях).

Фото: ИТАР-ТАСС

Последние новости
Цитаты
Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня