Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
11 апреля 2012 15:22

Университет с религиозным уклоном

В СПбГУ хотят создать теологический факультет. Зачем?

270

Ученый совет факультета искусств Санкт-Петербургского госуниверситета обратился к ректору вуза Николаю Кропачеву с предложением разработать образовательную программу и начать набор студентов на обучение теологии. В ректорате отметили, что, скорее всего, предложение ученого совета факультета будет одобрено. Как сообщили информагентства, в СПбГУ 2013−2014 гг. может быть открыт межконфессиональный Теологический факультет.

Вообще-то это идея протоиерея Кирилла Копейкина, члена Ученого совета университета, секретаря ученого совета Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии. По информации пресс-служба университета, он уже побывал на приеме у ректора Николая Кропачева и высказал мнение, что в условиях роста религиозности Теологический факультет мог бы быть многоконфессиональным. По его мнению, студенты-богословы учились бы вместе, осваивая на первых курсах гуманитарные и богословские дисциплины. На старших курсах они бы углубились в богословие в рамках конфессий: православия, католицизма, протестантизма, ислама, иудаизма, буддизма. Достаточно открыть эти образовательные программы, уверен Копейкин, и в университет за знаниями придут представители разных конфессий. Они будут знакомиться здесь с разными точками зрения, как это принято в университете. Эти студенты, пришли к общему выводу Копейкин и Кропачев, с первых дней будут вместе мирно жить и учиться.

К сожалению, в СПбГУ не ответили на вопросы корреспондента «Свободной прессы»: сколько будет учащихся на факультете теологии? Каким будет финансирование? Кто будет преподавать? Отец Кирилл предположил, что на базе такого Теологического факультета можно организовать курсы повышения квалификации для духовенства. Отсюда еще один вопрос: зачем госуниверситету повышать квалификацию священников? В пресс-службе потребовали задать вопросы в эпистолярной форме, но на письмо так и не ответили…

На выручку пришел выпускник философского факультета СПбГУ, настоятель Санкт-Петербургского прихода в честь иконы Божьей Матери в скорбех и печалех Утешение (РПАЦ), протоиерей Алексей Лебедев:

— Факультеты теологии в современных светских университетах существуют во многих странах — Германии и Великобритании, в Прибалтике, Беларуси. И в Российской Федерации разработан государственный научный стандарт «Теология». СПбГУ в последнее время получил несколько кафедр, связанных с религией. На восточном факультете — кафедра иудаики, на филологическом — библеистики, на философском — религиоведения и восточной философии. Там защищаются работы по религиозной тематике — но по светским стандартам. Теологический факультет неизбежно будет пересекаться с историческим, философским, филологическим, восточным… И что мы в результате создания такого факультета получим? Очередную попытку клерикализации светского образования. Где будут работать специалисты, выпускники этого факультета? В школе? Но там нет такого предмета — теология.

«СП»: — Цитирую обоснование Копейкина: «Совместная, со студенческой скамьи, жизнь в общем поле культуры позволит обрести новое качество взаимодействия в общероссийском контексте служителей традиционных религий».

— Это не более чем словесная эквилибристика в жанре современного бюрократизма. Религия рассматривается как институт, который может выполнить определенный общественный заказ. При Сталине первая задача религии была свидетельствовать об отсутствии гонений на религию в Советском Союзе и бороться за мир в интересах советской внешней политики. Сейчас главный заказ — на стабильность внутри общества. Поэтому авторы идеи пытаются на понятном для чиновника языке донести её ценность. Но университет сам по себе плавильный котел, межрелигиозный и межконфессиональный. Зачем там нужны подобного рода экуменические контакты? У всех религий есть свои учебные заведения в рамках собственного конфессионального богословия.

«СП»: — А в нашей истории было что-то подобное?

— В Российской империи не было внеконфессионального богословия, оно было строго конфессиональным — лютеранское, православное, иудейское и т. д. Даже если брать опыт современных светских западных университетов, то там тоже конфессиональные кафедры теологии. Копейкин сам возглавляет Научно-богословский центр междисциплинарных исследований на базе факультета филологии и искусств СПбГУ. Для межкультурного диалога этого достаточно, по-моему.

Непонятен и принцип: зачем создавать из университета какого-то неуправляемого монстра? Что мешает заниматься исследованиями в рамках существующей структуры? По-моему, это откровенная попытка группы лиц получить доступ к госфинансированию за счет университета.

Критически отнесся к инициативе Кирилла Копейкина еще один выпускник СПбГУ, ныне преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, о. Георгий Митрофанов:

— Прежде всего, я напомню, что никогда в истории высшего образования России не существовало богословских факультетов при университетах. Существовали кафедры богословия, которые ставили своей целью преподавание некоторых богословских дисциплин всем студентам православного вероисповедания на всех факультетах. Что-то вроде кафедр по истории КПСС и научного коммунизма в советское время. В истории богословской школы в России существовали духовные академии, которые возникли в семнадцатом веке. Предлагаемая странная идея создания богословского факультета, на котором будут совместно обучаться представители православной церкви, ислама, иудаизма, представляется совершенно ненужной, бессмысленной.

Сейчас, наши скромные силы, я имею в виду преподавателей двух духовных академий - Санкт-Петербургской и Московской, должны быть направлены именно на их реорганизацию, а не что-то другое.

«СП»: — Богословский факультет в госуниверситете должен соответствовать стандартам, которые существуют в светской школе.

— А это означает, что там должно быть необходимое число докторов и кандидатов наук, имеющих степень и государственную аккредитацию. У нас таких преподавателей в духовной академии всего несколько человек. Поэтому ключевые должности на таком факультете займут светские доктора наук. А это нынешние религиоведы — бывшие преподаватели научного атеизма. Какое они будут преподавать богословие, остается только предполагать. А наша православная церковная мысль как раз очень страдает от того, что в ней много идеологии и мало богословия.

В нынешних условиях идея создания теологического факультета представляется совершенно безосновательной, вредной для богословского образования.

«СП»: — На приеме у ректора Копейкин сослался на рост религиозности в мире. Вы с этим согласны?

— Я не знаю, из чего это следует, да и религиозность религиозности рознь. Скорее, мы наблюдаем обратный процесс, но дело даже не в этом. Любая серьезная школа предполагает опору на традицию. У нас эта традиция не была достаточно долгой, к тому же ее искусственно прескли в двадцатом веке. Поэтому надо поддерживать то, что было, и опираться на традицию. Придумывать то, чего не было, — это заведомо обрекать начинание на прожектерскую беспочвенность. А если учесть, что вопреки всякой этике и здравому смыслу совсем недавно историческое здание Санкт-Петербургской духовной академии, было передано как раз Санкт-Петербургскому университету, то после этого строить с ним какие-то отношения … для нас было бы в высшей степени странно.

«СП»: — О каком здании речь идет?

— До революции в Петербурге было здание духовной семинарии (Обводный, 17) и академии (Обводный, 7), находящееся в Александро-Невской лавре. В настоящее время академия и семинария, иконописные классы, регентское отделение — всё находится в бывшем здании духовной семинарии. А там, где размещалась духовная академия, находится колледж физкультуры и спорта. Мы почти 17 лет безуспешно пытались вернуть себе это здание. Нам говорили: «Не можем, там учебное заведение», — а потом передали это здание университету, к которому оно никогда не имело отношения. Это хорошее основание для того, чтобы открывать невиданный богословский факультет? И нас туда приглашать неведомо в каком качестве? Отец Кирилл уже много лет настоятель университетского храма, помещение которого до сих пор занимает музей, а его туда пускают совершать богослужения. Университет хотя бы вернул приходской общине историческое помещение храма! А потом бы уже открывал богословский факультет.

Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Ирина Комолова:

— Есть два принципиально разных подхода к познанию мира: научный и религиозный. Религиозный основан на вере, научный — на опыте, эксперименте и критической оценке. Объединить эти два подхода в одном вузе невозможно. Мистический опыт не контролируем и не воспроизводим. СПбГУ до сих пор пытался поддержать свой статус, как научного центра. Теперь же он пытается доказать, что богословие — это тоже наука. Но на взгляд представителей классической науки это понижает статус университета. Пользы от этого не будет ни университету, ни церкви. Какой бы не была причина такого шага, но за настоящим богословским образованием надо идти в профильные вузы. СПбГУ же должен развивать науку.

Санкт-Петербург

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Борис Шмелев

Политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня