Впервые рижские власти более-менее адекватно отреагировали на предстоящий 16 марта эсэсовский марш. Городское самоуправление запретило проведение в этот день мероприятий у памятника Свободы, олицетворяющего независимость Латвии. Но на самом деле причины запрета кроются… в экономике.
Марш-марш на шабаш!
Каждый год 16 марта ветераны дивизии СС проходят маршем по столице. «Праздник» отмечают с 1994-го. Марш проводят в память о дне первого «боевого крещения»: 16 марта 1944-го Гитлер бросил эсэсовцев в бой против советских солдат у реки Великой близ города Опочки Псковской области…
Естественно, их разгромили. Но память, даже такая, осталась в сердцах латышских фашистов. Сейчас они утверждают, будто защищали свою страну от сталинских оккупантов, а к СС Латышский легион не имел отношения. На самом деле латышские эсэсовцы вместе со своими германскими собратьями не только сражались против советской армии, но и проводили карательные операции в Белоруссии, Украине и России, участвовали в Холокосте.
Латышский легион входил в структуру под названием «Ваффен-СС», находившуюся под непосредственным командованием рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера. Их обеспечивали лучшим снаряжением. Гиммлер был идеологом создания расы сверхлюдей, в основе которой и должны были находиться молодые эсэсовцы. Так что уверениям латвийских националистов в том, будто их эсэсовцы какие-то особые, борошиеся за святые идеалы, не соответствуют истине.
На Нюрнбергском процессе именно «Ваффен-СС», куда входили Латышский и Эстонский легионы, были обвинены в военных преступлениях, участии в геноциде евреев, объявлены преступными организациями. Правда, в Риге и Таллинне часто можно услышать еще и то, будто в эти части насильно забирали молодежь. На самом деле, там в основном служили добровольцы. Насильно можно было забирать в Вермахт, а не в элитные части…
Да и утверждения о том, что Латвия была оккупирована советскими войсками и поэтому надо было оказываться сопротивление под гитлеровскими штандартами, не выдерживают критики.
Вот слова из обращения к народу президента Латвии Карлиса Улманиса: «В нашу страну этим утром входят советские войска. Это происходит с разрешения и согласия правительства, что проистекает из существующих дружественных отношений между Латвией и Советским Союзом. Поэтому я желаю, чтобы и жители нашей страны входящие войска принимали дружественно… Все, что ныне происходит и далее произойдет, — на благо нашей страны и будущего народа, для хороших и дружественных отношений с нашим великим восточным соседом — Советским Союзом».
Многочисленные свидетели говорят: советские танки в Риге встречали цветами. Многотысячные демонстрации приветствовали наших солдат.
По эсэсовцам ударил слабеющий лат
Впрочем, все эти исторические сведения общеизвестны, а оправдания — лишь для обмана мировой общественности. Престарелые латышские неонацисты обычно без препятствий отмечают «свой день». С 1998-го он входил даже в число государственных праздников, но в 2001 году под давлением мирового сообщества президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга исключила его из этого списка.
Мировая общественность каждый год выражает возмущение эсэсовским шабашом в Риге. И вот столичные власти, казалось бы, пошли навстречу антифашистам. Но антифашистам ли? Решение принято по совету правоохранительных органов. В Рижском самоуправлении журналистам честно сказали, что не рады этому запрету.
Особенно огорчены запрету на шествия молодежной националистической организации «Daugavas Vanagi» («Ястребы Даугавы») — молодых людей в этой балтийской стране давно воспитывают в духе традиций «Ваффен СС». «Но конкретная ситуация в стране и серьезная информация от структур безопасности вынудили принять такое решение», — сказали журналистам.
Тут все ясно: 13 января в Риге прошли массовые беспорядки, связанные с резким падениям уровня жизни. Недавно в отставку отправлено правительство Латвии, которое завело страну в тупик. Республика на грани дефолта. Лат уже с трудом борется за свое существование и по слухам может рухнуть. Экспертов, которые честно говорят о таких «слухах», задерживает полиция безопасности. Общественные организации требуют роспуска парламента. Резко выросла безработица.
А марш эсэсовцев в центре Риги общественность и без этих перипетий последнего времени воспринимала с возмущением. Были даже столкновения гитлеровских ветеранов с антифашистами. В нынешнем году такой марш мог бы перерасти в массовые беспорядки наподобие тех, что случились в апреле 2007-го в Таллине после сноса «Бронзового солдата» — памятника воинам-освободителям от фашизма.
Запрет… с разрешением
Но и нынешний запрет — получается как бы и не совсем запрет. В этот день разрешат возложение цветов к памятнику Свободы в так называемом «частном порядке». Чем будет отличаться «частный порядок» для бывших эсэсовцев от обычных неонацистских мероприятий — не объясняют.
Мало того, юные «ястребы» вместе с членами общества «Родина» собираются оспорить решение городских властей. До 16 марта еще есть время… Представитель ястребов Атис Круминьш заявил журналистам, что несанкционированное шествие около памятника все равно состоится. Трудно представить, чтобы латвийская полиция, разгонявшая однажды пенсонеров-антифашистов, так же поступила бы в отношении молодых националистов. Что ж, будет проверка силовиков на порядочность.
Кстати, бывшие эсесовцы в Латвии получают моральную поддержку на самом высоком уровне. В 1998 году командарм Юрис Далбиньш принял официальное участие в первом легальном шествии «легионеров», назвав их «патриотами и борцами за свободу». После столь возмутительного поступка и протестов мировой общественности тогдашний президент Гунтис Улманис отправил Далбиньша в отставку, но… под предлогом плохого состояния здоровья. А затем принялся мирить бывших фашистов с советскими ветеранами. Не получилось.
Пытались оправдывать легионеров СС все латышские президенты. Недавно нынешний глава республики Валдис Затлерс заявил, что «Ваффен СС» не имеет отношения к нацизму.
А мэр Риги Янис Биркс откровенно оказал им моральную поддержку. Однажды он заявил, оценивая 16 марта: «Этот день важен для моей семьи. Мы всегда поминали этих латышей, склоняли головы и возлагали цветы в память о них».
Можно себе представить, как рижские власти наступали на горло собственной песне, делая вид, что запрещают эсэсовский шабаш.
И наоборот
На весь мир нашумела история с бывшим советским партизаном Василием Кононовым, которого судили за то, что его отряд уничтожил группу фашистских полицаев.
Престарелого ветерана войны, инвалида Михаила Фарбтуха держали в тюрьме по надуманным обвинениям.
При этом известного на весь мир «охранника Саласпилса» Конрада Калейса, члена так называемой «расстрельной команды Арайса» судить не хотели. Его депортировали власти США и Канады, узнавшие о прошлом «ветерана», он спрятался в Австралии, где его нашли «охотники за нацистами» из израильского Центра Симона Визенталя. Но официальная Рига несколько лет сопротивлялась, не шла навстречу требованиям судить этого карателя. Когда все-таки решились на процесс, он умер, как говорится, в своей постели.
Кстати, в книге «История Латвии: XX век», выпущенной в Риге, концлагерь Саласпилс, где было уничтожено более ста тысяч человек, именован «воспитательно-трудовым».
Такое вот патриотическое воспитание молодого поколения…