
Литовский парламент объявил 2013-й год Годом восстания 1863 года против Российской империи. Случай удобный — как раз будет отмечаться 150-летие этого заметного исторического события. Но приурочено депутатское решение, похоже, не только к юбилею, но и… к парламентским выборам в Литве, которые пройдут в октябре.
Судя по тому, что с предложением объявить «Год восстания» выступила спикер парламента Ирена Дегутене — один из лидеров консерваторов, остро критикующих Россию и выступающих с обвинениями в адрес СССР в оккупации Литвы и «организации» Второй мировой войны, инициативе придается политическое звучание, она «осовременивается».
К числу таких действий консерваторов можно отнести и недавнее создание новой комиссии, которая должна заняться подсчетом ущерба от «советской оккупации» с опорой на предыдущие подсчеты — местные эксперты уже утверждали, что СССР нанес ущерб Литве в размере примерно 20 миллиардов долларов. Вопрос был отложен в «долгий ящик», но вот сейчас власти республики снова готовятся предъявить соответствующие материальные претензии России.
Такая трактовка событий недавней истории, предложенная именно правыми Литвы и поддержанная на местном референдуме, уже много лет отравляет отношения с Россией. И нынешние шаги, вполне возможно, предназначены для того, чтобы максимально осложнить сотрудничество новой литовской власти с Москвой. Социологические опросы показывают, что консерваторам доверяет все меньше населения, и после парламентских выборов они потеряют власть. Скорее всего, победят социал-демократы. При консерваторах в Литве резко ухудшилось качество жизни. В этом виноват, конечно, и мировой кризис, однако правых критикуют за ряд ошибочных, на взгляд оппозиции, решений, в том числе за тотальное увеличение налогов и за режим жесткой экономии.
Новые политико-исторические инициативы консерваторов Литвы, вероятно, нацелены и на мобилизацию своего электората. Немалая часть населения Литвы рассматривает Россию как недружественное государство, хотя именно РФ остается в числе главных экономических партнеров Литвы. «Год восстания» напомнит избирателям об «имперских амбициях» России — именно так правые Литвы трактуют внешнюю политику современной РФ, особенно с возвращением Владимира Путина.
Надо сказать, что повод для такого исторического политического демарша выбран со знанием дела и в традициях местной правой элиты, которая вопреки призывам той же России не хочет отдавать историю историкам. Не мешает депутатам Сейма и тот факт, что в историю то восстание вошло под названием «польского», а сейчас между Вильнюсом и Варшавой отношения осложнились из-за давления литовской власти на поляков республики, являющихся коренными жителями Вильнюсского края. Восстание 1863 года захватило и территории современных Литвы, Белоруссии, Украины, оно являлось отзвуком борьбы за восстановление исторической Речи Посполитой и, по мнению историков, фактически было продолжением более масштабного восстания 1830 года, отмеченного кровавым мятежом в Варшаве, ее штурмом и взятием царскими войсками.
Восстание 1830 года получило отражение в мировой культуре, в том числе в творчестве А.С.Пушкина. В стихотворении «Клеветникам России» великий поэт писал:
«О чем шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас? волнения Литвы?
Оставьте: это спор славян между собою".
Это был ответ на выступления во Французской палате депутатов с требованиями оказать помощь польскому народу.
Для того, чтобы отметить дату восстания 1830 года, тоже были юбилейные поводы — в 2000-м и 2010-м годах, однако тогда не было столь обостренной критики в адрес Кремля со стороны Запада. Ситуация обострилась, и принято решение напомнить о других, пусть и менее значимых событиях, но тоже важных для истории края, а главное — так подходящих для эмоционального обсуждения перед парламентскими выборами.
Вооруженному восстанию 1863 года предшествовал долгий подготовительный период, не прерывавшийся с 1831 года — после подавления предыдущего мятежа. В 1861—1862 годах на территориях прежней Речи Посполитой начали нарастать требования проведения аграрных реформ, демократизации жизни, независимости. Часть радикально настроенных слоев общества выступала за открытую вооружённую борьбу. Когда царские власти решили изолировать радикально настроенных граждан и внесли в списки для рекрутского набора 12 тысяч человек, подозреваемых в принадлежности к патриотическим организациям, это послужило сигналом к открытому восстанию. Первые повстанческие отряды были сформированы из людей, которые уклонились от рекрутского набора.
Было создано польское временное национальное правительство («Жонд народовы»), взявшее на себя руководство восстанием. Осенью 1864 года оно было подавлено царскими войсками. Следствие установило причастность к нему 77 тысяч человек. 128 казнили, среди них — некоторых членов «Жонды», 12500 выслали в отдаленные местности, в частности, в Сибирь. Высланных обязали в течение двух лет продать или обменять свои земли.
Для историков и мастеров искусства те события представляют несомненный интерес. Но политики тоже не стоят в стороне. Особенно когда на кону победа на выборах.
Вильнюс