Сегодня Тверской суд города Москвы приговорил журналиста Олега Лурье к 8 годам заключения, с отбыванием срока наказания в колонии строгого режима. Так же суд постановил взыскать с осужденного Лурье штраф в размере 200 тысяч рублей. Журналист признан виновным по частям 2 и 3 статьи 163 (вымогательство в особо крупном размере) и части 3 статьи 159 (мошенничество в крупном размере).
Суд установил, что Лурье вымогал у супругов Слуцкер денежные средства «под угрозой распространения ложных сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию Владимира и Ольги Слуцкер» и делал это все из корыстных побуждений.
Корреспондент «СП» попросил прокомментировать решение суда депутата Государственной думы, журналиста Александра Хинштейна, известного своими разоблачительными расследованиями.
«СП»: — Скажите, вы знаете о сегоднешнем решении суда в отношении Олега Лурье?
— Да, я буквально несколько минут назад узнал эту новость. Я хорошо знаю Олега. Если кто-то будет рассуждать о том, справедливо или нет решение суда, объективно ли оно, сразу скажу: любое решение суда комментировать с позиции справедливо-несправедливо, нельзя. Если мы хотим жить в правовом государстве, мы должны научиться уважать судебные решения.
«СП»: — Вы знаете Лурье много лет, как журналист он сильный?
— Хороший журналист. Однако то уголовное дело, по которому проходил Олег, оно очень условно связано с журналистикой. Мне по-человечески его жаль, в том числе, как коллегу. С другой стороны, если те обвинения, которые ему предъявлялись — правда, а суд это установил, то факт печальный. Надеюсь, что это станет хорошим уроком для многих журналистов, поводом для серьезных размышлений.
«СП»: — Как думаете, это дело не помешает журналистам, которые занимаются расследованиями?
— А какое отношение журналисткое расследование имеет к тому, в чем обвинялся Лурье? Сколько я помню, он обвинялся в мошенничестве и вымогательстве. У члена Совета Федерации Слуцкера… В последние годы какой-то активной журналистской деятельностью, в том числе расследовательской, Олег не занимался. Поэтому говорить, что это явилось местью со стороны объектов его разоблачений, наверное, безосновательно. Я не думаю, что этот приговор станет каким-то симптомом удушения свободной прессы. Дело Лурье отношения к журналистике не имеет. И повторяю, при всем моем сочувствии к Олегу, а я никому не желаю оказаться за решеткой, при все при этом понимаю: если это правда, надо отвечать.
«СП»: -Как вы вообще относитесь, к тому, что произошло?
— Мне по-человечески его жаль, в том числе, как коллегу… Поймите, мне бы не хотелось, чтобы сейчас его как-то пинали и топтали.
Еще один штрих к портеру Лурье добавила его коллега, к которой он пытался устроиться на работу. Раньше она возглавляла один из отделов «Московского комсомольца».
«СП»: — Скажите, Вас не удивило сегодняшнее решение суда по делу Лурье?
— Я с ним не работала, я с ним общалась, когда Лурье пытался устроиться в «МК». Было это пять или шесть лет назад. Я навела справки, и мне стало понятно, что человек он достаточно неадекватный в поведении. Доходили сведения, что он берет деньги. Я тут же сказала — нам такого не надо. Я знала, что он ходил из газеты в газету, работал, кажется, в «Совершенно секретно», потом его оттуда, по-моему, попросили. Он был известен своими разоблачениями. У меня спрашивал главный редактор Гусев «МК»: «Как он? Стоит его брать на работу?» Я сказала — нет, не стоит.
Напомним, по данным следствия, 44-летний Олег Лурье, который на момент преступления работал генеральным директором издательского дома ООО «Алиса Инвест», вымогал у гендиректора сети тренажерных залов ЗАО «World Class Clubs» Ольги Слуцкер, крупную сумму денег за то, чтобы не публиковать компрометирующие ее и ее супруга материалы.
В ходе расследования следствие пришло к выводу, что Олег Лурье начал шантажировать Ольгу Слуцкер в начале 2006 года, однако к конкретным требованиям перешел в июне 2006 года. По данным обвинения, с 22 по 26 июня Олег Лурье ежедневно звонил госпоже Слуцкер и давал понять, что собрал на нее компромат, который он собирается разместить на сайтах Компромат.ru и Stringer.ru. За то, чтобы не размещать провокационный материал Лурье потребовал передать ему 50 тысяч долларов. Когда женщина отказалась передать ему деньги, журналист разместил недостоверную информацию на одном из интернет-сайтов, а через пять месяцев вновь предпринял попытку вымогательства взятки теперь уже у супруга потерпевшей.
«Вина подсудимого по всем эпизодам вменяемых ему преступлений доказана показаниями потерпевших, свидетелей, вещественными доказательствами и заключениями экспертов», — огласила свой вердикт судья.
По ее словам, специалисты института имени Сербского выявили у журналиста смешанное расстройство личности, однако они пришли к выводу, что он не нуждается в психиатрическом лечении, а преступления совершал во вменяемом состоянии.
Сам Лурье считает приговор слишком жестким и будет его обжаловать в высшей инстанции.
Справка СП:
Олег Анатольевич Лурье (родился 3 мая 1963 года в Харькове) — журналист, специализировавшийся на журналистских расследованиях, редактор телекомпании ВТВ, президент Международного славянского благотворительного фонда (с 1993 г.). Автор сенсационных публикаций о деятельности Bank of New York, «Мабетекс» и Романа Абрамовича. По некоторым из этих дел были возбуждены уголовные дела.