Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
24 июня 2012 15:56

Эстонский водитель не должен быть сумасшедшим

Страна активно борется со смертностью на дорогах, и для полицейских тут все равны — и министр, и «простой смертный»

51

В эти выходные в Эстонии действуют драконовские меры против выпивших водителей. Хотя в стране предусмотрены для них за определенное содержание алкоголя в крови не арест, а штрафы, решено до понедельника автоматически отправлять в арестантскую всех водителей, принявших на грудь.

В Эстонии можно безнаказанно ездить, если выпил немного — с уровнем алкоголя в крови до 0,2‰. При более высоком показателе, но не превышающем 0.49‰, оштрафуют на 400 евро и отнимут права на срок от трех до девяти месяцев. Если содержание алкоголя в крови составит 0,5 — 1,49‰, штраф составит 1200 евро, а лишение прав — до одного года. И лишь более сильное опьянение может повлечь арест. А вот в эти дни решили разбираться с подвыпившими водителями лишь после доставки в арестантский дом.

Не ясно, как такие драконовские меры сочетаются с демократическими установками, проповедуемыми в Эстонии, но политики объясняют: это связано с Ивановым днем, когда число пьяных за рулем возрастает в шесть раз. Такие меры помогут нормально ездить 95% участников движения.

На самом деле проблема глубже, просто она ярче проявилась в этих мерах. Эстония постоянно и последовательно борется с нарушениями правил дорожного движения из-за относительно высокой смертности на дорогах, и тут республика добилась немалых успехов. Так, в июне в ДТП погиб один человек — как раз по вине пьяного водителя.

Еще пару лет назад на дорогах Эстонии погибало 75 человек на миллион населения. Это было на 5 человек больше среднего показателя в ЕС. И хотя в некоторых странах — например, в Румынии, Греции, Польше, Болгарии, Литве, Латвии — ситуация была намного хуже, Таллин решил активно бороться за жизнь своих граждан. Надо сказать, успехи налицо. Например, в начале 90- здесь погибало… более 400 человек на миллион населения. Но и 100 человек на миллион населения эстонские политики считали высоким показателем, и 75…

В Эстонии действует национальная программа безопасности дорожного движения на период до 2015. Стране уже вручали премию Европейского совета по транспортной безопасности, поскольку в течение 9 лет удалось снизить число смертей на дорогах на 50%.

Эта борьба за жизни людей не прекращается, причем часто применяются неординарные меры. Заместитель главы департамента полиции и погранохраны Тармо Мийлитс предложил тестировать умственные способности учеников автошкол. Ту же мысль развивает эксперт, специализирующийся на дорожном движении, психолог, лектор факультета транспорта Таллиннской высшей технической школы Гуннар Мейнхард. По его словам, в автошколы попадают люди, которые вовсе не должны там учиться. «Преподаватели автошкол и дорожные полицейские, которые понимают, что c учеником что-то не так, должны иметь возможность отправить его на дополнительный контроль», — говорит эксперт. А Мийлитс предлагает ввести тестирования перед поступлением в автошколу.

Как показало исследование, больше всего хулиганят на дорогах молодые люди в возрасте от 16 до 30 лет, возраст самых агрессивных — около 24 лет. Считается, что это дети так называемой «поющей революции» — они родились в период с 1989 по 1993. Их родители боролись за выход из состава СССР.

И вот что важно: в Эстонии нет пиетета дорожных полицейских перед высокопоставленными нарушителями. На днях оштрафован за нарушение ПДД лидер парламентской Центристской партии, мэр Таллина Эдгар Сависаар. Причем он и раньше попадался за такой проступок — в 1999, 2007 и 2011 годах. В октябре прошлого года его оштрафовали на 1000 евро за превышение скорости на шоссе Таллин-Нарва на 47 километров час — здесь можно ехать со скоростью 90 километров в час. И вот он снова совершил точно такое же нарушение на той же трассе. Глава департамента полиции и погранохраны Райво Кюйт не раз требоваал, чтобы злостных нарушителей наказывали как можно строже, и все же пока мэра решили не лишать прав, а снова наложили штраф, сумма которого не разглашается — ясно лишь, что он высокий.

Немало других известных политиков Эстонии тоже попадали в поле зрения дорожных полицейских и платили штрафы. Летом 1997 наказали министра иностранных дел Кристину Оюланд, ныне европарламентария, за то, что она вела машину в нетрезвом состоянии. Оюланд объясняла: выпила два бокала вина. Бывший премьер-министр Андрес Таранд весной 1998-го был оштрафован за то, что вел машину в нетрезвом состоянии, да еще был в тот момент без прав. Спорить он не стал, сразу признал себя виновным. Его сын Индрек Таранд, будучи канцлером МИД, тоже попался дорожной полиции в нетрезвом состоянии за рулем и был оштрафован — это случилось в июле 2002 года. В мае 2003 года министр юстиции Кен-Марти Вахер превысил скорость на 44 километра в час и тоже был оштрафован. Известного политика Сийма Калласа, превысившего скорость всего лишь на 23 километра в час, не спас его статус: дорожные полицейские знали, что он был и министром иностранных дел, и даже — коротко — премьер-министром, но все равно пришлось заплатить штраф.

В общем, никакого пиетета перед креслами, погонами и «авторитетами». И это правильно.

Таллин

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня