Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
4 июля 2012 10:56

Потёмкинские мосты

Поездка Медведева во Владивосток: шоу для одного человека

39

Грандиозные мосты, изображавшиеся ещё на дореволюционных открытках и наконец-то построенные во Владивостоке, пока больше напоминают миражи. Они действительно выросли, ещё более приблизив облик города к «нашему советскому Сан-Франциско» (copyright Н. С. Хрущёв); по ним даже иногда движется какая-то техника. Но неоднократные обещания горожанам открыть движение по мостам к 2 июля — Дню города — не выполнены. Сдача мостов в эксплуатацию в очередной раз перенесена, хотя до саммита АТЭС, к которому они строились, осталось каких-то два месяца.

«В тестовом режиме»

Строительство мостов — процесс долгий и сложный. Не являясь экспертом в этой сфере, я меньше всего хочу упрекать строителей в проволочках. Недовольство вызывают прежде всего неисполненные обещания чиновников, к чему никак не хочется привыкать.

К саммиту АТЭС во Владивостоке строятся сразу три моста: через бухту Золотой Рог в центре города (этот мост наиболее важен для повседневной жизни горожан), через пролив Босфор-Восточный на остров Русский (там пройдёт саммит) и через часть Амурского залива в пригороде (элемент дороги-дублёра от владивостокского аэропорта, расположенного в соседнем Артёме, до самого Владивостока). Первоначально мосты собирались сдать к концу 2011 года, потом сроки сдвинулись на 2012-й. Весной пролётные строения были состыкованы, что дало городским, краевым и федеральным чиновникам повод (хотя никто не тянул их за язык) пообещать открыть движение по всем трём мостам 2 июля — на 152-летие Владивостока. Так, губернатор Приморья Миклушевский в очередной раз публично сделал такое заявление не далее чем в конце июня на пресс-конференции.

Однако фактически в День города сумели открыть лишь один мост — на остров Русский, да и то «в тестовом режиме». Эта формулировка означает, что по мосту провезли улыбчивого премьер-министра Медведева, не расстававшегося с фотоаппаратом, и всё. Горожанам объявили, что мост на Русский (его строит столичная УСК «Мост») введут в строй не раньше 1 августа, а первый вице-премьер Шувалов обозначил новый дедлайн — 15 августа. Никаких разносов и отставок. К примеру, если днями раньше, в Москве, тот же Медведев буквально обрушился на Тихоокеанскую мостостроительную компанию, чей объект («дорога к саммиту» от посёлка Нового до бухты Патрокл во Владивостоке) не выдержал дождика и обрушился, то теперь заявления гостя и его свиты носили благостный характер. Может, дело в необходимости делать хорошую мину накануне саммита?

Сдача моста через Золотой Рог (генподрядчик — та же ТМК) тоже переносится — говорят, опять дождь помешал, хотя настоящих тайфунов в этом году Владивосток ещё не видел; неготовность разрытых подъездов к мосту видна невооружённым глазом. Про третий мост — низководный, через часть Амурского залива, — вообще как-то забыли. Когда по нему поедут владивостокцы — непонятно. В народе ходят разные версии. По одной, мосты ещё не готовы к эксплуатации, несмотря на весь внешний (без иронии) блеск. По другой, строители тянут с подачи ФСО, дабы накануне саммита никто по мостам не ездил, а то мало ли что. Согласно самому пессимистичному прогнозу, гостей саммита быстренько провезут по мостам, после чего последние закроют на неопределённый срок. Верить в это очень не хочется, но казус с обрушением новой дороги оставляет мало поводов для оптимизма. К тому же одно дело — владивостокское лето, а иногда ведь случается и владивостокская зима.

«Удивительная ситуация»

Если «открытие» мостов (моста) было похоже на шоу для одного человека, то позже этот самый человек попытался устроить шоу для других. На встрече премьера с приморским партактивом местный портовый механик Куренков спросил Медведева о судьбе правого руля. Тот в ответ изложил содержание только что произошедшей беседы между самим Медведевым и губернатором Миклушевским: «Для меня это удивительная ситуация: большинство машин — с правым рулем. Я его спросил, как сейчас живут жители. Он сказал, что все с удовольствием покупают машины с правым рулем и все с удовольствием ездят… Мое мнение — до тех пор, пока наши люди покупают и ездят на машинах с правым рулем, государство не вправе запрещать им это делать. В противном случае это будет означать ограничение их прав… Захочется перейти на машину со стандартным для России рулем — левым — переходите. Но это должно быть ваше личное решение, это должно быть вам выгодно».

Респект «варягу"-москвичу Миклушевскому, за полтора года жизни во Владивостоке превратившемуся в защитника праворульного братства. Однако заявление Медведева, тут же растиражированное информагентствами, не несёт в себе ничего не только сенсационного, но и просто нового. Именно поэтому не неподцензурных местных веб-форумах его довольно резко раскритиковали.

Во-первых, слова откровенно популистские, во-вторых, что в стране зависит от личного мнения Медведева? В-третьих, в течение последнего года то Нургалиев, то Шувалов, то Путин не раз заявляли, что никто правый руль запрещать не собирается. Другое дело, что взвинченные таможенные пошлины ударили по дальневосточному автобизнесу так, что этот запрет уже не очень нужен. Праворульки уже далеко не так волнующе дешевы, как раньше. Всё больше дальневосточников присматриваются к левому рулю — но не от хорошей жизни, а от страха, что полюбившийся правый если не запретят, то сделают неликвидным.

Самые внимательные ищут в словах Медведева подтексты. Как это, мол, «удивительная ситуация» — он столько лет у власти и до сих пор не знает, что дальневосточники и значительная часть сибиряков передвигаются на правом руле? Фраза «…это должно быть вам выгодно» вызывает тревогу: похоже, намекает премьер, будут созданы условия, при которых ездить на правом руле будет невыгодно. То есть запрет всё же будет — пусть не прямой, а косвенный?

Медведев во Владивостоке, «открытие» мостов и «амнистия» правого руля — всё это на самом деле иллюстрирует один и тот же простой тезис: власть живёт в одном мире, мы — в другом. Между собой эти два мира связаны очень слабо.

Автор — спецкор «СП» во Владивостоке

На фото Юрия Мальцева («Новая газета» во Владивостоке): мост через бухту Золотой Рог во Владивостоке построен, но ещё не открыт.

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Вячеслав Кулагин

Эксперт в области энергетических иследований

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня