«Свободная пресса» начинает публикацию серии портретов современных политических лидеров пера Эдуарда Лимонова. Позиция автора может расходиться с мнением редакции.
Такой себе крупногабаритный парень, большая рама в блуджинсах и рубашке без галстука, предпочтительно мелко-клетчатой. При лицезрении его возникает мысль об американского типа здоровье, об овсянке и молоке. О белокурых детишках и жене-кандидате наук, на роль жены Навального блестяще подходит Чирикова. По воскресеньям такие семьи садятся на велосипеды.
Появление этого адвоката, чиновника, немного бизнесмена и «борца с коррупцией» в самом верху списка кастинга претендентов на место лидера оппозиции симптоматично. Феномен Навального свидетельствует о том, что наша интеллигенция успешно адаптировала для се6я американский образный ряд. Не сталинист в неуклюжем костюме, не протестный рокер в косухе, не жирный депутат в костюме от «Бриони», не русский интеллигент с чахлой бородкой и в очках (полу-Чехов, полу-Троцкий…), а вот такой гражданин мира, вместо галстука — улыбка. Стажировался в Йельском университете, работал у модного губернатора Никиты Белых, одним словом — герой буржуазии. Щепотка Ассанжа, отдаленно напоминает Ральфа Надара, поднявшего лет тридцать назад форменное восстание среднего класса в Калифорнии, второе, молодое издание Бориса Немцова — вот вам Навальный.
На самом деле это и все. Других достоинств у Навального нет.
Он не остроумен и не умен.
Со сцены болотных и сахарова он выкрикивает такие же банальные фразы, как и Немцов. Явно глупее Навального только Сергей Удальцов, лепечущий, что его черные очки — это черная метка режиму, — образность уровня «Острова Сокровищ» и Винни-Пуха.
Навальный приходил ко мне 6 сентября. Как оказалось, пришел он с целью уговорить меня не препятствовать нацболам участвовать в выборах в Координационный совет оппозиции. Судя по количеству времени, уделенному им выборам, для него выборы очень важны.
8 сентября я пошел на Форум Левых Сил. Выяснилось, что и для левых выборы в КС важны. Выступил Сергей Удальцов и долго призывал присутствующих участвовать в них, выдвигаться кандидатами. Затем выступили товарищи Удальцова по Левому Фронту и левым силам и призвали (в подавляющем большинстве своем) не участвовать. Была принята резолюция о неучастии. Более того, к столу президиума был приколот красный баннер «Россия без буржуев!».
В тот день после Форума я стал думать о Координационном совете, вспоминать большое лицо Навального с двойным подбородком, нашу встречу на моей территории. Я вспоминал, как он расхаживал (я тоже расхаживал) и многократно, больше чем нужно, как мантру твердил «я как политик…», «я как политик…», «я как политик…». Он именовал себя политиком столь часто, что я понял, что он не верит, что он политик. Но ему внушили, что он политик.
И действительно, если он выступил там пять или шесть раз со сцены болотных митингов, выступил довольно бестолково и нерешительно, это обстоятельство еще не есть доказательство, что Навальный — политик. И его прилипшая к нему почти должность — «борец с коррупцией», также не есть синоним политика. У нас с коррупцией и прокуроры, и следственный комитет, и полиция борется. То, что Навальный избран директором в Совет Директоров корпорации «Аэрофлот», обозначает его как бизнесмена, причем тут политика? То, что Навальный, как и тысячи его современников, понимает, что национализм популярен в стране Россия и заигрывает с националистами, пытается к ним примазаться, тоже не доказательство того, что Навальный — политик. (Причем примазывается он крайне неумно, настучал на и посадил в тюрьму крайне популярного у националистов Тесака, вот уже тупость!).
Навальный не лидер политической партии и даже не видный активист какой-либо партии. Как борец с коррупцией Навальный безрезультатен. Если это не его вина, ну да, не его вина, он возможно хороший следователь по коррупции, но власть не хочет преследовать обнаруженных им коррупционеров, он все равно безрезультатен. Одновременно на нем самом налипли какие-то совсем не нужные борцу с коррупцией комочки грязи: история с «Кировлесом», какая-то оффшорная фирма на Кипре. Лишнее это все в светлом образе Леши Навального.
Навального сделали СМИ. Буржуазные, но оппозиционные. Его сделали даже не мужчины, а девушки и дамы СМИ. От Леши без ума заслуженные дамы Евгения Альбац и Юлия Латынина, и Чирикова ему как жена подходит, и Собчак сладкой сметаной о нем улыбается. Он нравится за свой «look», он — модель сезона. Навального выудили в интернете, где он торчит с самого первого дня и где он находится, вопреки здравому смыслу, в первой десятке иерархии. Вопреки здравому смыслу, потому что ЖЖ Навального замусорен скучнейшими «разоблачительными» документами, читать его просто невозможно, это все галиматья адвокатская. Раньше сутяги таскались по судам с потертыми, набитыми под завязку портфелями, судились со всем миром, а теперь вот можно стать модным сутягой, сидя в электронном мире.
Навальный — модное пустое место. Я уже объяснил, как он возник. Дам впечатляет его рама, габариты. По причине габаритов женщины в свое время в истерике голосовали за Ельцина.
Кто такой Леша Навальный сегодня?
То, что Навальный по протекции миллиардера и совладельца компании «Аэрофлот» Александра Лебедева стал директором в Совете Директоров этой наполовину государственной компании, заставляет прийти только к одному единственному заключению. Навальный — ставленник крупного капитала. Один только Лебедев с его 18% акций «Аэрофлота» не мог провести Навального в Совет Директоров, ему поспособствовали другие совладельцы.
Продолжая размышлять далее, приходится признать как факт наличие в РФ группы крупных капиталистов, избравших своим front-man Алексея Навального. Группа это пока еще уступает в мощности группе Путина и не воюет с ней в открытую, но периодически показывает зубы, пробуя власть на прочность.
Вокруг Навального его фанаты ему говорят, что он политик, что он водитель масс московской интеллигенции. А выходя на сцены болотных и сахарова, Навальный видит перед собой впечатляющее зрелище грозных человеческих масс. Есть от чего закружиться голове, есть от чего появиться мании величия. И она появилась у Леши…
Но не у одного Леши, но и у Геннадия, который Гудков, и у Ильи, который Пономарев. И тот, и другой уже заявляли о своем намерении участвовать в следующих президентских выборах!!! Массы снесли им бошки.
Я так и вижу его в моем помещении, в разнообразных позах, вдохновенно бормочущим: «я как политик…», «я — политик». Его загипнотизировали поклонники.
Но массы-то вышли на улицы не потому, что очарованы Лешей Навальным, но потому, что возмущены Владимиром Путиным.
Зачем ему нужны выборы в КС, вашему Леше? Чтобы вы выбрали его политиком и обязательно самым главным. Потому что он на самом деле не верит, что он политик.
Иллюстрация: Александр Щербак, Юрий Мартьянов/Коммерсантъ