Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
15 января 2013 18:19

Лифт на тот свет

Специалисты прогнозируют шквал аварий подъемников

367

Около трети эксплуатируемых в стране лифтов полностью выработали свой ресурс и стали опасными для людей. В госбюджете деньги на их замену отсутствуют, а для собственников жилья приобретение новых подъемников или капремонт действующих не подъемны. Об этом сообщает Национальный лифтовый союз (НЛФ).

Из-за катастрофической ситуации лифты нередко становятся для своих пассажиров смертельными ловушками.

В августе прошлого года в Пскове лифт разорвал восьмилетнюю девочку. Школьница жила на шестом этаже, хотела в лифте спуститься вниз. Нога ребенка застряла в щели между кабиной и стеной шахты. Автоматика не сработала и кабина протащила девочку вниз.

Челябинца Евгения Рогозина лифт убил на глазах супруги и маленького сынишки в апреле 2010 года. Семья возвращалась из магазина. В лифт вошел ребенок, затем мама. А Евгения двери зажали. В это время подъемник стремительно пошел вверх. Шансов выжить у мужчины не было.

Страшную смерть приняла от лифта и 58-летняя петербурженка Нина Сергеева. Трагедия разыгралась в феврале 2009 года. Женщина со своими внуками возвращалась с прогулки. Вошли в кабину лифта, нажали кнопку шестого этажа. Кабина, не закрыв двери, начала подъем. От неожиданности женщина потеряла равновесие и оступилась. Ее зажало между кабиной и стеной шахты. В таком положении женщина проехала почти два этажа и скончалась от травм…

Специалисты из НЛФ утверждают, что многие подъемники не проходят даже текущий ремонт. Наиболее сложная ситуация сложилась в Санкт-Петербурге, Челябинской, Омской и Кемеровской областях.

Министерство регионального развития РФ планирует в ближайшие три года выделить на модернизацию лифтов 17 миллиардов рублей. Это — половина от необходимого. Еще столько же предстоит отыскать руководителям регионов. Однако многие из них уже сообщили, что денег на лифты у них нет и предложили взвалить расходы на собственников приватизированных квартир. Однако замена одной кабины стоит от полутора до двух миллионов рублей.

Член совета НЛФ, руководитель Ассоциации делового сотрудничества «Саморегулируемая организация «Лифтсервис» Алексей Захаров убежден в том, что замену лифтов необходимо начать немедленно: «Иначе по всей России станут происходить серьезные лифтовые аварии! Всего в стране — 530 тысяч лифтов (349 тысяч — в жилых домах), из которых примерно 160 тысяч выработали свой ресурс. Срок их службы — 25 лет. Затем лифты нужно подвергать экспертным обследованиям и принимать решения о дальнейшей возможности или невозможности их эксплуатации. Оставшиеся следует модернизировать.

Однако деньги на замену такого количества лифтов сразу найти невозможно.

К тому же после внесения изменений в Жилищный кодекс государство сняло с себя обязательства по финансированию на эти цели (как в целом по капитальному ремонту жилых домов)".

«СП»: — Поскольку лифтовая ситуация настолько плачевна, выходит, власти длительное время не следили за состоянием подъемников?

— Не следили. Еще одна причина: в период массового возведения жилья в 1980-е годы не просчитали, как впоследствии менять гигантское число лифтов.

А в последнее десятилетие существенно ухудшилось техническое обслуживание кабин в жилом фонде. Лицензирование такого вида деятельности отменили. Тендеры выигрывают компании, не имеющие даже элементарных инструментов, а порой вовсе ничего не имеющие. Набирают за символические деньги мигрантов или местных жителей, уволенных за пьянство. Опыта работы у них нет, поэтому такие фирмы чаще всего занимаются «толканием» лифтов. Остановилась кабина, приехал ремонтник, запустил и уехал. Не выясняет причины поломки, не меняет детали. Как результат — безопасность лифтов снижется катастрофически.

И лицензирование не являлось панацеей. Известно, в нашей стране за деньги чего только не приобретешь. Однако компании вынуждены были выполнять определенные требования, их деятельность контролировалась.

Мы обращаемся к людям, которые принимают решения: введите требования относительно специализации компаний, претендующих на работу с лифтами, чтобы не занимались этим люди с улицы.

«СП»: — Существуют ли какие-либо федеральные программы, предусматривающие работы по модернизации лифтового оборудования?

— В настоящее время финансирование полностью прекращено. Ранее действовала программа, подразумевавшая механизм софинансирования: подавляющая часть — местные бюджеты, символическая — жители.

Денег на полную замену лифтов за счет казны может хватить только Москве, для остальных регионов проблема неразрешимая.

Да и выделит ли Минрегионразвития половину необходимой суммы — неясно. Обещать — не значит дать.

По информации НЛФ, большая часть лифтового оборудования для жилья эконом-класса производится в нашей стране. При этом предприятия загружены приблизительно на 70%. В домах бизнес и элитных классов устанавливаются лифты зарубежных производителей.

Фото: Владимир Федоренко/ РИА Новости

Последние новости
Цитаты
Вячеслав Кулагин

Эксперт в области энергетических иследований

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Вадим Трухачёв

Политолог

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня