В начале этой недели на востоке столицы стая бродячих собак растерзала 28-летнего жителя Московской области. Трагический инцидент произошел ночью у железнодорожного моста во 2-м Иртышском проезде. Место и днем достаточно безлюдно, а в столь поздний час прийти на помощь несчастному было просто некому. Истерзанное тело с изглоданными конечностями и рваными ранами на шее и лице нашли только под утро.
По факту смерти начата доследственная проверка, по результатам которой будет принято процессуально решение. Есть большая вероятность, что происшествие в итоге будет квалифицировано просто, как несчастный случай, а, следовательно, ответственности за гибель человека никто не понесет. Также, впрочем, как и в другом подобном случае, который на днях произошел в Мотовилихинском районе Перми. Там свора беспризорных псов чуть не разорвала шестилетнего мальчугана, который катался на горке во дворе своего дома. Ребенка спас охранник автостоянки, который буквально отбил его от разъяренной стаи и вызвал «скорую помощь». Мальчик сильно пострадал — у него множественные рваные раны головы и голени.
Тем не менее, по информации ГТРК «Пермь», в полиции не стали возбуждать дело по данному факту: собаки, мол, бродячие, значит, и отвечать за них некому.
Характерно также, что в обоих случаях местные жители неоднократно сигнализировали о том, что район терроризируют стаи бродячих собак, и в одиночку без палки просто страшно ходить. Оказалось, бесполезно…
То, что нападения собак на людей происходят, можно сказать, регулярно — давно не новость.
«В Смоленске стая собак растерзала женщину», «Бродячие собаки растерзали 10-летнюю школьницу в Омске», «В Истринском районе Московской области бешеная собака напала на 14 человек», «В Кемеровской области собаки загрызли годовалого ребенка», — подобными заголовками буквально пестрят в последнее время и региональные, и федеральные информагентства.
Но еще больше ужасает статистика. По данным Центра правовой зоозащиты, за одиннадцать лет в России собаки загрызли 391 человека, то есть, в среднем, от собачьих зубов в месяц погибают три человека или тридцать пять — в год. И, понятно, что эти печальные цифры не окончательные.
Кто должен отвечать в подобных случаях? И почему проблема бродячих животных не теряет актуальность? Только в столице, где на эти цели в последние годы были потрачены миллионы рублей, число четвероногих беспризорников давно превысило 100 тысяч особей.
— Ответ совершенно очевиден, — уверена президент Центра правовой зоозащиты Светлана Ильинская, — это «прокол» Роспотребнадзора РФ. Дело в том, что у нас существуют федеральные нормы, по которым бездомных собак не должно быть. Их никто не отменял и не отменит, мы в этом убеждены. Во-первых, это постановление Совета министров от 1980-го года, где сказано, что такие животные должны в обязательном порядке отлавливаться. Кроме того, есть санитарные и ветеринарные правила от 1996 года (они действующие), где сказано, что любые собаки, находящиеся на улице или в иных общественных местах без сопровождающего лица, и безнадзорные кошки подлежат отлову. Эти нормы должны соблюдаться повсеместно. И контроль возложен на Роспотребнадзор. Но ведомство фактически ничего не сделало, когда с середины 90-х у нас в разных субъектах стали под видом гуманных программ проводить программу стерилизации — эту хитрую схему, искусственно создающую как раз проблему бездомных животных. Все эти программы — в Москве, в Питере, в Нижнем Новгороде и других городах — показали крайне негативный результат — увеличение покусов, рост числа нападений
«СП»: — Но насколько известно, у стерилизации было много сторонников…
— Она просто кое-кому выгодна. Это же фактически неконтролируемое расходование бюджетных средств. Совершенно невозможно проверить, как эти деньги расходуются реально. Собак стерилизовали, выпустили на улицу… Посчитай-ка, сколько стерилизовали на самом деле. Никак не проконтролируешь. Собственно, для этого и была придумана такая схема. Причем, в развитых странах такую политику невозможно было провести — там существует законодательство, которое строго соблюдается. Просто абсурд, если где-то во Франции, например, в Англии или в США выдвинуть идею стерилизовать бездомных животных и оставлять их на улице, а не отлавливать. Там этого никто не поймет — и, в первую очередь, с точки зрения гуманности к животным. Как можно оставить животное без хозяина? Его надо сначала отловить, и уже дальше думать, как решить его судьбу. Если могут пристроить, — пристраивают в новые руки. Нет — усыпляют. И такая форма, она повсеместно. Нет ни одной страны, где бы было как-то по-другому. Это единственный способ решать проблему. Другого просто нет.
«СП»: — Но у нас зачастую отловом себя не утруждают, просто устраивают хвостатым «геноцид», истребляя их на глазах детей? Это законно?
— Если это прописано на уровне субъекта, если есть соответствующее распоряжение, то да, законно. У нас на первом месте все-таки должна быть безопасность граждан. Она превыше всего. Поэтому любой мэр или глава региона может выпустить распоряжение, в котором прописано, что, если собаки агрессивны и представляют угрозу, их разрешается отлавливать или даже усыплять на месте. Другое дело, что, конечно, делаться это должно как-то гуманно, не на глазах у детей и жителей вообще. Если нет приюта, нет передержки — куда вести животных? Мы же не можем ждать, когда все это построят. А собаки представляют угрозу для безопасности граждан. И это важнее…
«СП»: — Чем опасны бродячие собаки в стае? Кто опасней — волки или собаки?
— Волки на людей нападают очень редко — это единичные случаи. А уж если нападают, то только для того, чтобы утолить голод. Волки вообще охотятся только зимой, летом они в принципе не опасны для человека. Собаки — совершенно другое дело. Они нападают просто для удовлетворения своего охотничьего инстинкта, и в большинстве случаев даже не едят своих жертв, только рвут их и бросают. На человека могут напасть, защищая как бы свою территорию, либо чтобы просто выместить агрессию. Собаки истребляют фауну, волки — нет. Стая бездомных собак может истребить десятки животных. Например, мы получали жалобы от сотрудников заповедника «Столбы», где свора из восьми-девяти одичавших псов уничтожила 100 косуль за одну только зиму.
«СП»: — А как должен себя вести человек при таком нападении? Есть у него шанс спастись?
— Очень маленький. Если стая окружила, и поблизости нет никого, кого бы можно было позвать на помощь, шансов практически нет. Я сама много раз снимала бродящие стаи, и меня спасало только то, что в руках был штатив от фотоаппарата, которым приходилось постоянно отмахиваться. Гипотетически, какая-нибудь палка может стать таким орудием спасения, только где ее найдешь так быстро, учитывая, что нападения бывают очень стремительными. Баллончики газовые, кстати, тоже абсолютно бесполезны в таких случаях. Лучше, носить с собой что-то вроде петард или хлопушек, или стартовый пистолет — собаки бояться громких и резких звуков.
Фото: ИТАР-ТАСС/ Владимир Саяпин