Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
16 марта 2013 12:29

Седативный национализм

Денис Гуцко о бесперспективной психологии ущемленности

1113

К национализму у меня интерес особый. Нездоровый, прямо сказать. Когда-то моя семья уехала (всё время тянет сказать: эмигрировала) из прекрасного Тбилиси под шепотки и окрики грузинского национализма… Правду сказать, был он не очень страшный. Местами обидный. Чаще всего смешной. Но закончилось всё не смешно, конечно: распроданные за копейки квартиры, скомканная и оборванная любовь к чужой — столь внезапно оказавшейся чужой, чужой, не лезь! — культуре… жизнь с нуля на незнакомой неприветливой Родине. И вот национализм — теперь уже русский, можно сказать, родной — снова раскручивается на моих глазах. И снова — местами обидно (не за инородцев, нет — за нас, за русских обидно; уж больно он уничижителен, этот русский национализм, так похож на отговорки неудачника: «Да я такое могу! Да мне бы не мешали!»). Изредка бывает и страшно, чего уж: перестрелки и поножовщина «патриоты против чёрных», Манежка, ночная лезгинка в сотни децибел на пять кварталов вокруг. Но, по большей части, всё-таки смешно.

То ли в современном мире с его пресловутой глобальностью и открытостью смешон, пока не вызрел и не озверел, любой национализм — как престарелый плейбой. То ли это сугубо личное. Защитный сарказм: куда ни кинь, всюду такой вот здоровенный дурной националистический клин. И хрен бы с ним, с современным глобальным миром. Но это между народами, которые вместе стояли на краю небытия в годы Великой отечественной. Это же — вот, совсем недавно. Бред какой-то, распродажа прошлого…

Но это эмоции. А если по делу, то есть несколько вопросов.

Кого только не встретишь сегодня в рядах националистически продвинутых. Вплоть до новенькой партии «Демократический выбор», которая в своих агитационных материалах пишет о поддержке «Русских маршей»: «Партия считает крайне важной политическую повестку, ориентированную на защиту интересов русского населения и противодействие избыточной миграции». Но демократия, насколько я помню — это про то, чтобы законы реально работали, одинаковые для всех рас и народов (если только речь не идёт о рыбалке и охоте для аборигенов). А про целенаправленную, идеологически обоснованную защиту интересов нации — это национал-демократия. И партия должна бы называться «Национал-демократический выбор». Для ясности.

Впрочем, с национализмом сегодня кто только не заигрывает, каждый на свой манер. Да что там — столичные «Русские марши» давным-давно курируют «Наши» (такое вот политическое рейдерство и присвоение бренда). В общем, националистический пафос люб нынче всем, от Кремля до политической обочины. Каждый, извините, политтехнолог считает, что сумеет подманить и попользовать электорат ДПНИ* (профессиональный азарт, синдром Франкенштейна). И поэтому — в том числе поэтому — у настоящего, матереющего по форумам и площадям национализма действительно есть огромные шансы для того, чтобы из пугала для либералов превратиться в реальную политическую силу, руководящую и направляющую. К слову, грузинским интеллигентам, затевавшим в своё время тамошний подъём национального самосознания, тоже до поры казалось, что всё под контролем. Попугают москалей, и всё образуется. А потом понаехали оголтелые с горящими глазами из дальних деревень, и началась такая «Грузия для грузин», что приличному человеку не в любое место и не всегда можно было выйти — вне зависимости от состава крови. Во что это выльется у нас, ясно показала Манежка. И, по-моему (для приличных, опять же, людей) это те же, скажем так, яйца — разве что профиль немного разный: лезгинка в три часа ночи или отвязные наци в три часа дня. Вот бы как-нибудь закончить и с тем, и с этим. Но кто это сделает? Не государство же, в самом-то деле. Не под то заточено. В Краснодарском крае, вон, даже для патрулирования улиц государственным полицейским, вооружённым и обличённым всей полнотой, понадобились помощники в лампасах. Такой национальной дискредитации, демонстрирующей, что у русских всё плохо, ибо государство их нуждается в местечковых подпорках — не придумал бы никакой Басаев.

Теоретики русского пробуждения уверяют, что как только начнётся в России прорусская политика, экстремальные выплески вроде Манежки закончатся. Ну да. А солдатам победившей армии скажут: «Всё ребята, спасибо. Можете расходиться, больше не нужны». Может, так получилось в Украине, в Киргизстане, в Египте? Нет? А в России всё равно получится? И тесаки послушно отойдут в сторонку, наблюдая за тем, как обрастающие мигалками идеологи пожинают плоды общей битвы… Ну да, профессионал тем, видимо, и отличается от дилетанта, что умеет объяснять, почему очередной бутерброд непременно упадёт маслом вверх.

Диву даёшься, с какой безапелляционностью вещают записные русские националисты. Ведь хлебом не корми, дай поругать либералов ельцинского розлива — за их чёрно-белые модели, за их (в лучшем случае) наивность, шаблонность, иррациональную веру в свои фетиши: «рынок», «свобода». И тут же, поругав, сами переключаются на эту волну, принимаются выстраивать галерею собственных трафаретиков — и читаешь у них про «необходимость учитывать традиционные русские ценности». Это применительно к народу, который под знаменем Ленина-Сталина уничтожил традиционалистский уклад до основанья, сколотил советскую империю и прожил вне этнической традиции 78 советских лет. Какие традиции-то, где? О чём этот дым коромыслом? Читаешь, что «нужно верить в свой народ». Опять — умом не понять? Да сколько можно! Нет-нет, да и наткнёшься на отголоски былых красивых доктрин — про народ-богоносец, про соборность и иногда даже про всемирную отзывчивость.

Замечу, крах вышеозначенных доктрин, ставших питательной средой для революции 1917 года, которую некому оказалось обуздать, кроме большевиков — весьма слабо отрефлексирован. Не желает, по крайней мере, не торопится русская мысль осмыслить промашку с богоносцем и попытаться выписать новый народный портрет в актуальном ландшафте. Литературные попытки есть, и удачные («Елтышевы» Сенчина, к примеру, вся сибириада Михаила Тарковского). Но тема народная не становится (станет ли когда-нибудь снова?) главной заботой русской литературы, главным интересом читателя, как в 19 веке. Переосмысление векового интеллигентского народоклонничества если и происходит, то как-то вполголоса, кулуарно. Горькие слова героя набоковского «Подвига» о том, что богоносец оказался серой сволочью; клокочущие, колючие диалоги бунинской «Деревни»: «Вши съели твоего Каратаева!»; даже вырожденцы Татьяны Толстой с их мучительно узнаваемой анатомией — всё это апокрифы, реплики в сторону для своих. Многим ли знакомо такое высказывание: «Ни в одной из литератур мира благородная гуманистическая идея сочувствия низшим, беднейшим слоям общества, занимающимся тяжелым физическим трудом (народу), не доводилась до такой степени экзальтации и абсурда, и нигде эта категория населения (крестьянство, а затем пролетариат) не награждалась высшими человеческими добродетелями, не превращалась в миф и в фетиш, как это случилось в России к началу XX века»… Это Варлам Шаламов. Ему же принадлежат такие строки:

Мы родине служим — по-своему каждый.

И долг этот наш так похож иногда

На странное чувство арктической жажды.

На сухость во рту среди снега и льда.

Но так уж закрепилось: патриотизм подразумевает исключительно комплиментарность и веру, а ругать народ — амплуа либералов с нашивкой «демшиза». Почему бы?

Между тем, хотелось бы ясности. Какой он нынче, русский народ? Чего действительно хочет? Что примет, во что вцепится и чем загорится — а что спокойненько саботирует, как случалось раньше сотни раз. Его не описывает литература, статистике — то ли верить, то ли нет.

Вообще, сдаётся мне, народ — любой — такая стихия, в которой намешано всего, по полной. И божественного, и животного. И воинственности, когда силушка играет, и упадничества, когда история пошла наперекосяк. И выкликать из этих недр можно что угодно. Правда, результат бывает плохо предсказуем.

Впрочем, когда ставка — исключительно на негатив, предсказывать несложно.

Внимая русским националистам, понимаешь: главный признак принадлежности к русским — ущемлённость в собственной стране. Особенная ущемлённость, от других народов отдельная: власть опирается на меньшинства, дабы уверенней угнетать большинство. Кавказ, который мы кормим в понимании русского националиста — не полноценная часть клептократического режима, а отдельная, особенно вредоносная. Совсем недавно, помнится, пропаганда русского национализма опиралась на православный фундамент. Но как только РПЦ и Кремль недвусмысленно продемонстрировали двуединство, православие было выведено из списка определяющих признаков русскости. Сегодня в русских принимают хоть язычников, хоть коммунистов (читайте Александра Севастьянова). Сергей Сергеев демонстрирует и вовсе максималистский, по-русски широкий подход: «Русский — тот, кто хочет быть русским». Сколько же нелегальных таджиков и вьетнамцев, запертых по подпольным цехам, можно эдак в русские записать… Мильоны нас!

Но вернёмся к ущемлённости, главному постулату националистического дискурса. Описание механики ущемления ограничивается обычно общей панорамой: кормим Кавказ, понаехали, захватывают исконные земли. К сожалению, признанные защитники интересов русских в своих агитках не балуют конкретикой. Например, когда говорят о проблеме Юга России, где русских как раз и «выдавливают с исконных земель».

Приезжайте к нам на юг, господа, зимой. Посмотрите, сколько гектаров стоит, покрытых высохшим нескошенным подсолнечником. Под снегом смотрится — мурашки по коже. А всё просто. Земли эти скуплены впрок несколько лет назад инвесторами (не интересовался, как они распределяются по национальному признаку, мне как-то без разницы — но что-то подсказывает, что земли оседают у своих, единокровных Ткачёвых и Цапков). После того как был принят закон об изъятии сельхозугодий, не использующихся по назначению, лендлорды попросту начали засевать свои инвестиционные гектары дешёвым (для них) подсолнечником. Собирать и обрабатывать урожай дороже, чем оставить сгнить на корню. На следующий год, соблюдая букву закона, снова засеют. При продаже, разумеется, затраты должны окупиться. При чём тут выдавливание с исконных земель, спросите? Так ведь понаехавшие скупают в первую очередь вот эти, уже готовые на продажу, должным образом размежёванные и оформленные гектары. Берут то, что лежит никому ненужное. Распроданное при первой подвернувшейся возможности. Не слышал я о массовых выступлениях ущемлённых селян из числа сознательных против скупки исконных земель на перепродажу. Зато патрулировать и кричать на каждом углу: «Наше! Мы хозяева здесь!», — это пожалуйста.

Скажите, внушать обленившемуся, апатичному народу, переживающему глубочайший исторический кризис, что он могуч, но угнетён — это, по-вашему, действительно полезно? Это такой национализм, да? Забота о благе нации? Что же тогда есть растление и запудривание мозгов? Ведь никой народ в таком состоянии на большое дело ни за что не поднять. Максимум, на что можно рассчитывать — вывести качнуть напоследок лодку, скинуть сожранную маразмом власть. А дальше? Будут приняты правильные законы, инородцы депортированы и отделены плотными кордонами — и русские на радостях бросят пить, отремонтируют дома и дворы, начнут работать, женщины нарожают детей, заодно научившись растить их в любви, без плюх и равнодушных «отстань, иди погуляй»…

При этом каждый профессиональный националист умудряется год за годом повторять возмущённо: «Из русского народа сделали терпил». (Возможны более литературные варианты: «Русским привили психологию жертвы»). А разве выступать от имени упрямо безмолвствующего народа — не значит ровно то же? Разве не портит это психологию? Не это ли превращает народ в вечного коллективного статиста? «Потерпи, сердешный, мы скоро всё устроим».

По мне, подлинными русскими националистами сегодня можно было бы назвать тех, кто осмелится сказать собственному народу: «Имеешь то, что заслужил. Сам во всём виноват. Хватит жаловаться и ждать». Всё это могла бы сказать Православная Церковь, конечно. Но она в очередной раз молчит.

Помните? Как вдалбливали пророки евреям: «Храм разрушен за грехи наши». И ведь сработало.

Национализм, к которому я с интересом прислушался бы — это про то, как укрепить в народе витальность и заставить поверить в себя. Это «Жизнь как чудо». Это «выживу вопреки», а не поиск виноватых.

Но предлагается сплошной мрачняк, нытьё и забалтывание. Кому-то, наверное, всё это облегчает жизнь. Успокаивает. Но уж точно — не лечит. В медицине эффект называется седативным.

Воля ваша, но сегодняшний русский национализм подозрительно напоминает подушку безопасности для действующей системы: когда всё рванёт и хлёсткий слоган «За Русь!» выкинет на властный олимп новых людей — у нынешних будет шанс договориться: «Ну, что мы, не русские? Одной, поди, крови. Ты и я», — и пройдя через несметрельное в современном капитализме банкротство, сохранить отлаженный бизнес под новой, радикально обрусевшей вывеской.

*) Мособлсуд 18 апреля 2011 г. запретил деятельность «Движения против нелегальной иммиграции» (ДПНИ), признав его экстремистской организацией.

Фото: ИТАР-ТАСС/ Антон Новодережкин

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня