Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
7 мая 2013 11:54

Война вне эфира

Фильм о Великой Победе режиссер Александр Сокуров вынужден демонстрировать в узком кругу

10407

В канун 68-й годовщины со Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне знаменитый режиссер Александр Сокуров представил петербургским зрителям свой новый старый фильм «И ничего больше». Премьерный показ прошел в Эрмитажном театре, где собрались сотрудники музея во главе со своим директором Михаилом Пиотровским и небольшая группа журналистов.

Столь скромная по количеству и представительству зрительская аудитория объясняется во многом тем, что Сокуров как был с первых своих лет работы в кино «неудобным» для власти, таковым по сей день и остается. Чему подтверждение и, в общем, чисто символический (1000 экз.) тираж DVD-дисков с фильмом, пролежавшем на полке в архиве Госкино 27 лет.

Фильм «И ничего больше» был снят ещё в середине 1980-х годов. Пять лет работала тогда над ним киногруппа Александра Сокурова, собрав уникальный материал. Многое из того, что показано в картине, наши соотечественники вряд ли прежде видели. Тем более, что в основе киноленты — документальные кадры немецкой и американской кинохроник, остававшееся долгие десятилетия практически недоступными даже для исследователей.

Историк по образованию Сокуров сумел получить к ним доступ. Изучить. Сопоставить с общеизвестными фактами. Смонтировать таким образом, чтобы получилась целостная и объективная картина трагедии, обрушившейся на миллионы людей в конце 1930-х — начале 1940-х годов прошлого века.

— Восстановлением фильма «И ничего больше», имеющем и другое название — «Союзники», мы занимались более полугода, — сказал «СП» продюсер Алексей Неймышев. — Предварительно выкупили картину у государства, с тем, чтобы его смогли, наконец, увидеть зрители. Потребовалось улучшить качество звука, «картинки». После этого перевели всю ленту в «цифру». Отпечатана пока тысяча дисков. Ещё столько же готовим на английском языке — для Великобритании. Там давно наслышаны о «Союзниках», ждут фильм.

«СП»: — Почему такой скромный тираж русской версии, Алексей? Даже если исходить из того, что у современной молодежи иные приоритеты в жизни и та война воспринимается многими как «ну, очень далекая, почти нереальная», всё равно это наша история, её нужно знать…

— В данном случае дело не в приоритетах, а куда банальнее — в финансовых возможностях. Нам никто не помогал. Государство, сдав «Союзников» в архив, все минувшие годы о киноленте и не вспоминало. Нынешняя демонстрация в Эрмитажном театре — в сущности, её дебют, первый легальный показ. С финансированием помогли Фонд поддержки культуры, искусства и образования «Александр» и Общественный фонд Владимира Смирнова.

Данный фильм не только о борьбе СССР с фашизмом. Хотя это, конечно, в нем главное. «Двадцать миллионов погибших, двадцать восемь миллионов бездомных, разгромленная экономика, - констатирует голос Сокурова за кадром, — вот что такое Великая Отечественная война для нашей страны. Но — жили, любили свою Родину, своего ближнего… Накануне войны Сталиным была уничтожена вся военная верхушка: маршалы, командующие военными округами, их заместители. Но — войска из окружения выходили, создавались новые рубежи обороны».

На черно-белых кадрах кинохроники — одинокая батарея на «убитой» вражеской авиацией высотке, трое бойцов, отчаянно борющихся за «пятачок» родной земли. Или вот ещё — бабки (или это молодухи, так постаревшие за лихолетье?) бросаются с вилами на идущего под конвоем местного предателя. Конвой вяло отгоняет их, удары достают цель…

Фильм А. Н. Сокурова о том, в первую очередь, как тонка на нашей Земле грань между бытием и несчастьем, жизнью и смертью, миром и войной. Одного сомнительно решения, молчаливого попустительства недальновидного (или корыстного) политика бывает иной раз достаточно, чтобы стереть эту грань.

Об этом с самого начала: сентябрь 1938-го, премьер-министр Великобритании Чемберлен, едва сойдя в Лондоне с трапа самолета, гордо демонстрирует соотечественникам соглашение о ненападении «никогда и ни на кого» за подписью «самого канцлера Гитлера». А ровно год спустя — Вторая мировая война, бомбежки Лондона и других городов Туманного Альбиона…

Ещё спустя два года, в 1941-м, в СССР ждут обещанной помощи от союзников из США, но те не торопятся. Глядя на веселящихся, в белых брючках степистов, выбивающих чечетку на ресторанной сцене, видно, как далеки американцы от событий в Европе, Северной Африки, Азии. Какие из них союзники? А на исходе того же сорок первого, в декабре, грянул Пер-Харбор — японская авиация в считанные часы разбомбила «непобедимый» Тихоокеанский флот США, и американцы, до этого выжидавшие, выгадывающие, вступили, наконец, в войну.

К слову, документальные кадры бомбежки Пер-Харбора — дело рук одного американского летчика. Он сам погиб. Пленка оказалась у японцев. Оттуда каким-то образом попала в Германию, потом — в СССР.

Уникальных кадров черно-белой хроники в фильме хватает. «Перебиваемые» цветными «вставками» мирной жизни, в том числе, современной нам, узнаваемыми мелодиями, они создают необычный для документального кино эффект «далекого близкого». Близкого, прежде всего, каждому, сидящему у экрана.

— Строго говоря, наш фильм не документальный в той мере, в какой это можно было бы ожидать и предполагать, — говорит Александр Сокуров. — Это, прежде всего, художественные впечатления от большой политики, вмешавшейся в историю и приведшей к большой трагедии многих народов мира.

«СП»: — Александр Николаевич, скажите, пожалуйста, из-за чего этот ваш фильм без малого три десятилетия «томили» в архиве? Что такого сомнительного, вредного для народа увидела в нем власть? На мой взгляд, он захватывает, впечатляет, он правдив, поучителен…

— Спасибо! Именно таким я вместе с коллегами и задумывал его. Но руководству Госкино СССР он решительно не понравился. Тем, в частности, что в нем «слишком много говорится» о западных странах, бывших нашими союзниками во Второй мировой войне. Раздражала музыка. Возмущали авторские оценки событий тех лет. Скажем, такая: «Ценой страданий миллионов людей, наша страна сумела преодолеть разруху в экономике и к 1943 году выпускала оружия больше, чем США». Мне говорили: достаточно оставить вторую часть данной фразы…

«СП»: — Но вы на компромиссы идти отказались?

— Не тот случай. Это в художественном кино можно что-то «урезать», в документальном — нет. Руководство это понимало, и сразу указывало мне на дверь. Шесть раз я делал попытки получить разрешение на прокат фильма, но — тщетно.

Я по образованию историк и привык бережно обращаться с историческими фактами. Подтасовывать их, «смягчать» и т. п. не в моих правилах. Скажем, такой факт: в хранилищах США к концу войны оказалось почти все европейское золото; эта страна переживала к началу 1945-го года пик промышленного производства. В то время как Великобритания как империя потерпела полный крах, СССР лежал в руинах. Почему об этом нужно умалчивать? Задача истории — учить, а не приглаживать.

«СП»: — Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский после просмотра заметил, что «такая картина очень важна сейчас, когда появились попытки переписать историю». За рубежом, а теперь уже и в России, есть люди, которые уверены, что Великую Отечественную войну выиграли американцы…

— В нашем фильме озвучена цитата одного из писем Уинстона Черчилля к Сталину, в котором он пишет «…Именно русская армия выбила дух из немецких солдат. В мире не существует другой армии, которая могла бы это сделать». Дорогого стоят, согласитесь, эти слова легендарного британского премьера!

«СП»: - Как вам удалось найти столько уникальных кадров кинохроники? Не помню, чтобы где-то «мелькали» гарцующие на сельских российских повозках фашисты, устроившие в разгар наступательной операции скачки. И их же «скачки» иного рода — в 40-градусный мороз, у заглохших мотоциклов, в то время как наши солдата в легких шинельках мороза словно не замечают…

— Работали мы в архиве Госкино в Белых Столбах. Вся кинохроника оттуда. Низкий поклон сотрудникам архива за помощь!

«СП»: — Ваш продюсер Алексей Неймышев сказал, что государство не выделило ни копейки на реставрацию фильма, это так? Удивительно, если учесть, во-первых, мировую вашу известность, авторитет. Во-вторых, личное знакомство с президентов РФ Владимиром Путиным, который, помнится, помогал вам найти деньги на завершение фильма «Фауст».

— Мы действительно знакомы с Владимиром Владимировичем. Но не более того. Да, он помог найти средства на завершение «Фауста», однако, смотрел ли он сам этот фильм — не знаю. Вполне возможно, что так и не посмотрел. Мне кажется, у нашего президента иные пристрастия в искусстве.

«СП»: — А телевидение — там помогали, ну, хотя бы морально?

— Да что вы, разве нашему сегодняшнему телевидению нужны такие фильмы?.. Я показывал «Союзников» руководству «Российского канала», устроив специальный закрытый просмотр. Никакой реакции. Тишина. Канал «Культура» тоже не взял. А для широкого проката нет, увы, условий. Киноиндустрия в России разрушена, демонстрировать просто негде.

Я в своей стране как заключенный: кино снимаю, а показать его не могу. На одном из питерских телеканалов лежит не один месяц 16-серийная документальная лента о городе — «Ленинград. Ретроспектива». Рассказываем в нем о жизни ленинградцев, день за днем, за период с 1957 по 1992-й годы. Что в этом мирном — никакой политики — кино так напугало руководство канала, для меня загадка.

Справка «СП»

"И ничего больше" (первоначальное название — «Союзники»), документальный фильм об антигитлеровской коалиции; 1982−1986, 2013 гг. 7 частей, общая продолжительность 68 мин. Автор сценария Анатолий Никифоров. Режиссер Александр Сокуров. Операторы: Александр Буров, Лев Рожин, Людмила Краснова, Александр Грачев. Звукооператор Михаил Подтакуй. Художник Сергей Дебижев. Консультант Р. Богданов.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня