В список номинантов третьей ежегодной программы Донецкой областной государственной администрации «Хрустальное сердце» внесена кандидатура 38-летнего Эдуарда Кавуна из шахтерского городка Красноармейск. По решению учредителей премии, горняк номинирован на премию «Отважное сердце».
Эта номинация для тех, кто в сложной ситуации помог людям. Две первые премии получали мужчины, рисковавшие жизнью ради спасения тонущих детей.
Как известно, Донетчина — родина В.Януковича. Он начинал политическую карьеру местным губернатором и до сих пор не выпускает край из своего пристального внимания. По информации из кулуаров обладминистрации, именно президент одобрил новую кандидатуру «Отважного сердца». Наблюдатели говорят, что ситуация с Кавуном слишком явно проецируется на криминальную судьбу самого Виктора Федоровича.
Итак, в январе 2013 года Эдуард Кавун спас подругу своей приемной дочери от насильника. Избитый шахтером 32-летний подонок скончался через несколько часов после задержания в больнице. Тогда же Кавуну предъявили обвинение в умышленном убийстве при превышении самообороны.
Ему реально грозили три года тюрьмы. Но вступился трудовой коллектив рудника. Все шахты Красноармейска подписались, что готовы взять обвиняемого на поруки. В Киев полетели письма протеста, по Донбассу начался массовый сбор подписей в поддержку шахтера.
Сказать, что Кавун действительно спас девушку, было бы преувеличением. Девчонка вечером забежала в гости к его падчерице и немного задержалась. Домой отправилась в одиннадцатом часу ночи, надеясь, что по дороге ничего не случится — ведь везде все освещено, кроме школьного двора.
— Как раз за этим двором начинается улица, на которой живет Ира. Там тоже кругом фонари. То есть девушке буквально пары минут не хватило, чтобы выбраться на освещенный участок, — сетует шахтер.
По пути домой Ира звонила своему парню, который в тот момент уже уехал на работу. Но беседа оборвалась на полуслове. Последнее, что услышал молодой человек, был крик и звук ударов. Тогда парень набрал номер ее подруги.
Поняв, что Ирина в беде, падчерица с отчимом бросились на помощь. В школьном дворе заметили, как из общественного туалета вышел какой-то тип. Внутри туалета потом нашли жертву насильника.
Что он сотворил с жертвой, говорит уголовное производство, возбужденное по статьям «Изнасилование, совершенное повторно» и «Насильственное удовлетворение половой страсти неестественным способом». Это был настоящий зверь, ранее уже неоднократно судимый, в том числе за изнасилование.
— Дочка крикнула мне: «Папа, держи его, у него нож!» — вспоминает Эдуард. — Я побежал за ним, догнал уже на другой улице. Он оказался немного выше меня и плотнее… Надеюсь, меня не зачислят в закоренелые преступники — ведь у многих есть дочки, за которых отцы готовы биться насмерть.
Нож не помог спастись от безумной ярости шахтерских кулаков. Пресса охотно цитировала старшего дежурного хирурга Красноармейской центральной районной больницы Юрия Долбня: «Насильника госпитализировали в крайне тяжелом состоянии, без сознания, с множественными переломами верхней и нижней челюстей, со сломанными ребрами, травмами головы, лица, шеи…»
Травмы оказались несовместимы с жизнью. По сути, Эдуард Кавун забил его до смерти.
Жертве насильника тоже оказали медицинскую помощь. Врачи наотрез отказались сообщать, какие телесные повреждения получила девушка.
В отношении Эдуарда, никогда прежде не судимого, было открыто уголовное производство по статье «Умышленное убийство при превышении пределов необходимой обороны или при превышении мер, необходимых для задержания преступника». Статья предусматривает лишение свободы на срок до трех лет.
В уголовной практике современной Украины есть достаточно прецедентов, когда людей сажали по данной статье без всякого снисхождения. Здесь приговор казался таким же однозначным. Тем более, экспертное заключение паталогоанатома перечеркивало всякую попытку защиты говорить о необходимой самообороне.
Дошло до того, что чиновные правоохранители начали делать заявления: мол, «закон суров, но он закон», и мы не допустим уличных самосудов. Только вот совсем другое мнение оказалось у шахтерских бригад Донбасса. Люди спрашивали, неужели наш товаришь должен был отпустить такого зверя? В соцсетях появились призывы к забастовке «за справедливость»:
— Если Кавуна арестуют, порвем вас всех!
Прочувствовав настроение земляков президента, власть сменила тон. Государственный обвинитель совершенно неожиданно поддержал ходатайство горняков. Вдруг оказалось, что убийство при предотвращении преступления классифицируется как нетяжкое. Суд быстро признал подобные доводы вполне убедительными. Эдуарда Кавуна освободили от уголовной ответственности при условии, «если он не будет уклоняться от мер воспитательного характера и не будет нарушать общественный порядок».
А теперь донбасский горняк получит премию «Отважное сердце». Такое решение Донецкой областной администрации весит гораздо больше, чем оправдательный вердикт районного суда. Де-факто первые лица самостийной державы одобрили убийство, как средство достижения справедливости.