Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Общество / Тарифы ЖКХ
15 января 2014 11:14

Лошадиные темпы

Стоимость услуг всех видов транспорта в 2014 году неминуемо подскочит

5358

Доступность транспортных услуг для населения в наступившем 2014 году заметно ухудшится. Как отмечают эксперты, основной причиной этого послужат не столько негативные сигналы с мировых рынков, сколько экономическая политика нынешнего российского правительства. Подорожание ожидается на автомобильном, железнодорожном транспорте, а также в секторе пассажирских авиаперевозок.

Дорогие наши трассы

Еще в прошлом году официальные лица делали предварительный прогноз, что бензин подорожает в 2014 году примерно на 14% - где-то больше, где-то меньше. Это связано с тем, что поставщики автомобильного топлива подтягиваются к среднему европейскому стандарту — 1,5 евро за литр, забывая, что в ЕС огромную долю в цене топлива занимают налоги, которые у нас гораздо меньше. При этом импортирующую нефть Америку мы по ценам на бензин уже давно догнали. Нефтяники хотят компенсировать свои потери во внешней торговле и возможное снижение спроса, — комментирует руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Василий Колташов.

Аналитик по нефти и газу «Райффайзен Банка» Андрей Полищук в беседе с корреспондентом «СП» отметил, что без учета колебаний стоимости сырой нефти на мировом рынке подорожание должно составить около 10% - это только благодаря изменению системы налогообложения нефтяников, но, главным образом, вследствие роста акцизов на автомобильное топливо.

А заместитель начальника отдела анализа и маркетинга информцентра ИАЦ «Кортес» по российскому рынку бензина Александр Шкурин уточнил: акцизы на бензин 4 класса поднимутся на 11%, а на 5 класс — на 12,2%. По расчетам эксперта, рост акциза на 500 рублей с тонны бензина приводит к росту розничных цен на 2%. Кроме того, рынок ожидает, что монетарные власти пойдут на дальнейшее ослабления курса рубля. Соответствующие сигналы уже делал глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. Чтобы не потерять прибыль, нефтяники будут стремиться отыграть валютное движение ростом рублевых цен на оптовом и розничном рынках. Этот фактор принесет еще несколько процентов в повышение цен.

Как уже предупредили аналитики компании «Лукойл», производители нефти и нефтепродуктов также постараются собрать с населения доходы, выпадающие вследствие «налогового маневра». В противном случае им придется урезать инвестиционные программы в разведку и добычу «черного золота». Налоговый маневр состоит в принятом правительством решении снизить в этом году экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты, а взамен существенно увеличить ставку налога на добычу полезных ископаемых. Остается еще один фактор, который может дополнительно сыграть на подорожание бензина, отмечает Шкурин, — это некоторое повышение мировой цены на нефть, которое невозможно прогнозировать точно.

Почем ваши крылья?

С наступлением нового года произошли изменения и в секторе авиаперевозок. Крупнейшие компании, включая «Аэрофлот», отказались от включения в билет услуг агентских компаний (в среднем по прошлому году около 800 рублей за билет). Теперь агенты смогут назначать размер собственной комиссии произвольно. Большинство экспертов считает, что это приведет к заметному подорожанию перелетов для населения.

Однако гл. редактор портала avia.ru, эксперт Комитета по транспорту Государственной Думы Российской Федерации Роман Гусаров уверил, что это не самая главная причина ожидаемого роста цен на билеты. Структура баланса авиакомпаний показывает, что они и так летают на грани банкротства — потребитель, кажется, не готов принимать дальнейшее подорожание билетов, а поставщики услуг и авиакеросина продолжают планомерно накручивать цены. Не так давно в отсутствие каких бы то ни было летных происшествий ушла с рынка компания «Башкирские авиалинии». Ее примеру минувшей осенью добровольно последовало еще несколько средних по размеру перевозчиков. Они оказались без средств на то, чтобы поднимать самолеты в воздух.

Однако поставщики аэропортовых услуг и топлива отмечают, что объемы авиаперевозок в целом росли. Стало быть, спрос есть, а потому ценники можно и дальше накручивать. Поставщики керосина часто используют формальные поводы: закрытие НПЗ на ремонт, госзакупки, сезонный фактор — для того, чтобы неожиданно разом поднять тарифы на 15−20%. И регулируемые государством тарифы также повышаются. Все это создает большую нестабильность в секторе, даже привело к исчезновению крупного агентства по продаже билетов, которое продало около 10 тысяч билетов, взяло за них деньги с пассажиров, но авиакомпаниям не перечислило, что привело к скандалу в минувшие новогодние праздники. Ожидается, что к концу этого года 5 из 30 крупнейших авиакомпаний страны также обанкротятся.

В целом по 2014 году сложно назвать точные параметры ожидаемого подорожания авиабилетов, но оно, несомненно, будет. И довольно значительным, заключает эксперт. Ключевыми являются те же факторы: колебание цен на нефть, общее самочувствие экономики, отсутствие конкуренции, слабое госрегулирование.

Под стук колес

— Все те же факторы работают и на железнодорожном транспорте, проезд на котором вырастет в этом году в среднем на 10−15%. Но этого повышения не будет в пригородных электричках или в купе. В первую очередь, оно коснется поездок на дальние расстояния в плацкартных вагонах, которые составляют около 80% подвижного состава в пассажирских поездах, — отмечает Василий Колташов. — На железной дороге подорожание билетов также идет против тенденций спроса и экономических предпосылок. Просто железнодорожники также стремятся отыграть вероятное в этом году ослабление рубля. Кроме того, в условиях замороженных тарифов на грузоперевозки РЖД хочет собрать недополученную плановую прибыль на этом направлении за счет населения.

Но ни в авиации, ни на бензоколонках, ни железнодорожники, ни правительство — никто не смотрит на реальное положение нашего населения и не хочет задуматься, за счет каких доходов потребители смогут оплачивать рост цен.

Повышение транспортных тарифов идет против ослабления спроса, которое затронуло уже все сегменты — и продажи автомобилей, и недвижимость. Продажи машин будут явно падать и в этом году. А спад на рынке недвижимости означает значительное снижение объемов перевозок стройматериалов.

Ожидать изменения этой ситуации не стоит. Не будет в этом году чудес в мировой экономике, не будет корректировать свою экономическую политику и наше правительство — поэтому оформившийся спад российской экономики будет лишь усиливаться даже в стабильных условиях. Между тем, могут произойти мощные негативные события. Например, США может договориться с Ираном о снятии эмбарго на поставки последним нефти на мировой рынок — и тогда Тегеран зальет мир нефтью, а ее стоимость резко уйдет вниз. На нашей экономике, и на доходах населения такой поворот событий может отразиться самым негативным образом.

Фото: ИТАР-ТАСС/ Сергей Карпов

Последние новости
Цитаты
Евгений Куликов

Председатель Межрегионального профсоюза железнодорожников

Владимир Сапунов

Военно-политический эксперт

Вадим Трухачёв

Политолог

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня