Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Общество / Проблемы ВПК
21 января 2014 07:40

От «Поехали!» до «Приехали»

О неразрывной связи звездного неба над головой и нравственного закона внутри

11660

Чуть больше недели назад, 12 января, российская космическая отрасль получила пощечину. К МКС пристыковался беспилотный корабль Cygnus, доставивший на околоземную орбиту 1,5 тонны оборудования, спутники стандарта CubeSat и продовольствие. Практическая же грузоподъемность корабля составляет 2,7 тонн. Наш «грузовик» «Прогресс-М» способен тянуть чуть больше 2 тонн.

Самое обидное для Роскосмоса в этой истории заключается в том, что Cygnus, как и его ракета-носитель Antares, создана не могущественной государственной корпорацией, а небольшой частной американской компанией Orbital Sciences Corporation, в которой работают 4 тыс. человек.

И это не первая пощечина. И, возможно, не самая обидная. К МКС в прошлом году уже в третий раз слетал корабль Dragon, созданный, можно сказать, выскочкой, которому в Федеральном агентстве Роскосмос не доверили бы и поставку оргтехники. Этот выскочка — Элон Маск, айтишник по образованию. Он создал знаменитую платежную систему PayPal. После чего, увлекшись идеями Николы Теслы, основал компанию Tesla, которая выпускает конкурентоспособные электромобили. И, наконец, его «позвал» космос. В результате появилась компания SpaceX. И если Orbital Sciences Corporation, основанная в 1982 году для производства легких военных и коммерческих ракет, к моменту подключения к «космическому извозу» уже имела изрядный опыт, то Маск в 2002 году начал разработки ракет и кораблей буквально с нуля.

И достиг впечатляющих результатов. Dragon способен доставлять на МКС 6 тонн груза. Помимо кораблей этих двух компаний и нашего «Протона» в роли беспилотных эмкаэсных извозчиков выступают ATV Европейского космического агентства (полезная нагрузка 7,7 тонн) и HTV Японского агентства аэрокосмических исследований (6 тонн).

Космонавт Анатолий Соловьев, являющийся абсолютным рекордсменом по времени пребывания в открытом космосе, комментируя сложившуюся ситуацию, считает, что по части полетов в космос в беспилотном режиме российская космическая отрасль отстает от NASA как минимум на два десятилетия. В то же время в области пилотируемых полетов мы по-прежнему впереди планеты всей. США свернули программу Шаттлов. И с человеком на борту летают лишь китайские корабли. Но им до нас пока далеко.

В то же время стоЯщего — а российская космическая отрасль сейчас именно стоит — неминуемо догонят и уйдут вперед те, кто пока находится сзади. Поскольку, как утверждает Соловьев, на заделе прошлых лет далеко не улетишь. Пилотируемый корабль «Протон» — ветеран космонавтики. Он начал летать в 1978 году. Правда, в прошлом десятилетии был модернизирован за счет замены компьютера на современный. Прежний имел оперативную память на ферритовых кольцах объемом 2 килобайта!!! Также заменили давно уже устаревшую аппаратуру связи и привели к международным стандартам приборные панели. Следующая модификация «Прогресса» намечена на 2014 год.

Запуски «Прогрессов» осуществляются ракетой «Союз». Это еще более грустная история. Поскольку «Союз» — это, по сути, созданная Королевым в 1957 году универсальная ракета Р-7, использовавшаяся и в военных, и в мирных целях. Разумеется, она неоднократно модернизировалась, но заложенная в ней техническая идеология явно устарела.

Стремящихся догнать и перегнать Россию в пилотируемых полетах сейчас немало. Свои намерения освоить пилотируемую космонавтику высказывает SpaceX. И это не беспочвенные амбиции. В этой сфере уже начинают работать с различной степенью успешности Евросоюз, Индия, Япония, Иран, КНДР, Республика Корея, Турция и Малайзия. Есть аналогичные честолюбивые планы даже у Дании и Румынии.

Ни числом, ни уменьем

Одной из причин вымирания динозавров стала их неповоротливость, неспособность адаптироваться к изменениям окружающей среды. А также крайне медленная реакция на раздражители. Такова в настоящий момент и российская космическая отрасль. Это становится очевидным при сравнении наших монстров с американскими производителями космической техники.

Одним из флагманов российской космической отрасли, наряду с самарским «ЦСКБ-Прогресс» и королевским РКК «Энергия», является НПЦ им. М.В.Хруничева. На нем работают 44 тыс. человек. Здесь в 1967 году начали выпускать ракету «Протон». Выпускается она и сейчас. Но, естественно, в модернизированном виде. В последние 3 года именно «Протон» стал главным героем рубрики «аварии и катастрофы». Следует также отметить, что в нем в качестве топлива используется ядовитый гептил, который в случае тяжелого отравления приводит к летальному исходу.

Стоимость запуска «Протона» для заказчика составляет $110 млн.

В 1994 году НПЦ приступил к разработке тяжелой ракеты нового типа «Ангара», которая должна базироваться на космодроме «Плесецк» в связи с перспективой утраты «Байконура». Вместо гептила в ней предполагалось использовать экологичный керосин.

В 1995 году пробные запуски были намечены на 2005 год. После чего они неоднократно переносились.

И, наконец, в середине прошлого года вице-президент Дмитрий Рогозин объявил, что все готово, и летные испытания ракеты начнутся в 2014 году.

В конце прошлого года новый руководитель Роскосмоса объявил, что «Ангара» — тупиковое решение. И проект закрывается.

Эпопея «покорения Ангары» заняла 20 лет. Затраты составили 100 млрд. рублей.

Компания SpaceX была основана в 2002 году. В ней работают 3800 сотрудников, в 12 раз меньше, чем в НПЦ им. М.В.Хруничева.

Рабочий проект легкой ракеты Falcon 1 был завершен через два года. Еще через два года начались ее наземные испытания. В 2006 году начались пуски. Три первых были неудачными. В 2008 году ракета вышла на расчетную орбиту. Разработка тяжелой ракеты Falcon 9, работающей на керосине и жидком кислороде, началась в 2005 году. В 2010 году завершились ее летные испытания. По мощности Falcon 9 относится к тому же классу ракет, что и «Протон» и нереализованная «Ангара». С ее помощью можно осуществлять межпланетные полеты. В планах SpaceX создание к 2017 году пилотируемого космического корабля.

Чиновники Роскосмоса обвиняют SpaceX в том, что она вводит демпинговые цены на рынке коммерческих запусков. Доставка груза в космос при помощи Falcon 1 стоит $6 млн., Falcon 9 — $40 млн. «Прогресс-М» обходится клиентам, как уже было сказано, в $110 млн.

Правда, российская отрасль пытается задавить конкурентов массой. За количеством «грузовиков», которые она клепает, им не угнаться. Именно, клепает. Что оборачивается нарастающим числом аварий. То закупят чипы, предназначенные для наземной эксплуатации, и ракета, связь с которой потеряна, улетает в неведомые дали. То поставят неправильно датчики углового ускорения, и ракета обрушивается на космодром. А это чревато потерей репутации. И она стремительно снижается. Если эту тенденцию не удастся переломить, то Роскосмос в обозримом будущем уподобится бомбиле-мигранту на Жигулях с отваливающейся дверью. Но с непропорционально высокими запросами.

Эти опасения, сформулированные на официальным языке, содержатся в отчете Счетной палаты о проверке эффективности использования государственных ресурсов на развитие космической деятельности, опубликованном в июле 2013 года. Выводы комиссии таковы: «Роскосмос относится к числу наиболее крупных и наименее дисциплинированных заказчиков, откровенно игнорирующих требования законодательства и лучшие практики в сфере государственных закупок… В целом результаты контрольного мероприятия свидетельствуют о том, что сложившаяся архитектура и технологии управления в сфере космической деятельности явно неконкурентоспособны, формируют значительные риски обеспечения целевых эффектов социально-экономического развития и безопасности страны, ведут к крайне расточительному расходованию выделяемых в приоритетном порядке бюджетных средств».

В отчете говорится о сложившейся в отрасли «системе коллективной безответственности», следствием которой стал «кратный рост расходов, сроков НИОКР и формирования группировок космических аппаратов при крайне низком уровне их эксплуатационно-технических характеристик и растущей аварийности».

Установлено, что затраты на создание и эксплуатацию космической техники превышают зарубежные стандарты в 4 раза. Постоянно снижается выход годной продукции. Так с 2010 по 2012 год было запущено на орбиту лишь 47% аппаратов от запланированного числа.

Были выявлены значительные финансовые злоупотребления. Так, например, поставки за рубеж ракетных двигателей производятся через совместную российско-американскую фирму RD «Amross», где оседает большая часть прибыли.

Большой исход

Главная проблема нынешнего плачевного состояния космической отрасли страны заключается в низкой подготовке кадров. И не только в их недостаточной подготовке, но и невысоком интеллектуальном потенциале. С распадом Советского Союза финансирование отрасли резко сократилось. И, дабы не нищенствовать — а тогда перед многими, но не перед высшим управленческим звеном, действительно была поставлена проблема выживания, — ушли в поисках лучшей доли. Это в первую очередь относится к молодежи, не успешной обзавестись подушкой безопасности в виде должностей и степеней.

Ушла и значительная часть «середняков», то есть сорокалетних. Наиболее энергичные и толковые специалисты, которые были способны адаптироваться в новой ситуации в иных сферах деятельности. В этом возрастном сегменте в отрасли остались люди, которые звезд с неба не хватали.

И, наконец, полностью остались верны заветам Сергея Павловича Королева те, чей «ресурс» был почти выработан.

Сейчас, по прошествии почти четверти века, дорабатывают «звезд-с-неба-не-хватающие». На некоторых фирмах средний возраст сотрудников почти равен возрасту выхода на пенсию.

«Большой исход» имел не только экономические, но отчасти и моральные корни. Как только началась эра малиновых пиджаков, то СМИ начали буквально третировать сословие инженеров. Инженер стал символом презренности, никчемности и бессмысленности существования. Что же касается образа рабочего, то он был представлен карикатурным образом, который можно терпеть в обществе лишь как человека, обслуживающего быт необуржуазии в качестве сантехника, автомеханика, строителя загородных домов.

Правда, в последние несколько лет в связи с появлением в отрасли реальных денег молодежь начала приходить на космические фирмы. За последние 5 лет финансирование космических фирм выросло в 2,5 раза и приблизилось к 200 млрд. рублей в год. Однако по части зарплат молодежи не дают особо разгуляться. Поскольку за двадцать лет безвременья в высшем звене развилась запредельная алчность. Разрыв доходов между беднейшими и богатейшими здесь такой же, как и по России, по различным оценкам его кратность достигает 15−20.

Есть и еще один момент, который сказывается на уровне компетентности молодых специалистов. Это разрыв связи поколений. Молодежь набирается опыта у вышеупомянутых с-неба-звезд-не-хватающих ветеранов. А он невысокого качества.

К тому же и уровень подготовки приходящих на фирмы вчерашних студентов оставляет желать лучшего. Так, например, в конце 50-х годов в Московском лесотехническом институте был основан факультет электроники для целевой подготовки кадров для предприятий космической отрасли города Королёва (тогда — Калининграда). На факультете готовили, в частности, разработчиков систем управления летательными аппаратами. Лекции читали ведущие ученые, сотрудничавшие с С.П.Королевым, главные конструкторы разработок. Студентов даже знакомили с закрытыми для общего доступа техническими проблемами — был секретный спецкурс.

С 90-х годов связь между вузом и королевскими фирмами начала ослабевать. И сейчас она имеет чисто формальный характер. Можно сказать, что руководство фирм относится к своей кадровоспитательной функции как обузе. В запросах в кадровые агентства перечисляются выпускники МГУ, Бауманского университета, МАИ, других вузов, но «свои воспитанники» не требуются.

Следует отметить, что в связи с деградацией отечественного образования из Бауманского и прочих вузов приходят также недостаточно подготовленные выпускники.

Полет российских ракет тормозит не только низкое качество кадров. В результатах проверки Счетной палаты говорится о нецелевом расходовании средств. Однако это очень мягкая формулировка. В действительности налицо коррупция. При помощи современных откатных технологий заключаются контракты с подрядчиками. Присутствуют и проверенные временем технологии хищений. И хищения эти, как и должно быть в отрасли, имеют космические масштабы.

Осенью прошлого года в отношении заместителя директора ЦНИИМаш (головной институт отрасли) Джорджа Ковкова СК Росси возбудил уголовное дело о хищении 107 млн. рублей на строительстве на территории ЦНИИМаш в Королеве здания ГЛОНАСС. Его смета в размере 1,05 млрд. рублей была завышена на 40%. Однако никакого шума по этому поводу могло бы и не быть, кабы не скандал, вспыхнувший между директором ЦНИИМаш Геннадием Райкуновым и тогдашним главой Роскосмоса Владимиром Поповкиным. В этом сражении пал жертвой заместитель Райкунова. Самого же директора плавно спустили на парашюте, назначив гендиректором ОАО «Российские космические системы».

Не усидел в своем кресле и Поповкин. Его отстранили от должности за развал космической отрасли.

Любопытно, что когда главные фигуранты скандала со строительством здания ГЛОНАСС ушли с авансцены, разработчик проекта недостроенного корпуса внес в него уточнения и дополнения. Уточненная смета строительства составила 2 млрд.

Существуют и косвенные свидетельства неблагополучия отрасли. Это, как говорили в старину, моральный облик ее командиров и идеологов. В последнее время отрасль предоставляет богатую пищу для бульварных изданий.

7 марта 2012 года на корпоративе Роскосмоса Владимиру Поповкину сильно повредили голову бутылкой из-под шампанского. В связи с чем он оказался в нейрохирургическом отделении госпиталя им. Бурденко. Газеты сообщали, что произошло это во время рыцарского турнира за обладание сердца одной из дам.

Находясь в командировке во Флориде, Владимир Лобачев, в то время директор Центра управления полетами, в состоянии сильного алкогольного опьянения подрался с санитарами, которые пытались оказать ему медицинскую помощь. За тысячу долларов был освобожден под залог.

Дама полусвета Анна Чапман в мае прошлого года введена в совет директоров «Фондсервисбанка», обслуживающего космическую отрасль. В совете 7 человек, среди которых бывшие генеральные директора крупнейших космических компаний и бывший командующий Ракетными войсками стратегического назначения. Помимо банкирской деятельности Чапман с увлечением разрабатывает новую форму для космонавтов.

Пресс-секретарем Роскосмоса назначена экс-модель Анна Ведищева, чьи «зачетные», гуляющие по сети фото, надобно держать подальше от подрастающего поколения…

Расчленение динозавра

Конечно, все эти проблемы — и кадровый дефицит, и коррупция, и откаты, и веселые девицы — свойственны всем нашим промышленным отраслям. Но космическая отрасль — это особый случай. При советской власти она, как и атомная отрасль, была на особом счету у правительства. В нее закачивались громадные деньги для получения наилучших результатов в максимально сжатые сроки. Занятые в этих двух отраслях сотрудники и в финансовом, и в социальном положении имели привилегии в сравнении с остальными ИТР и рабочими. Конечно, насколько это было возможно в условиях уравниловки. Для повышения надежности работы на предприятия принималось значительно больше людей, чем это было необходимо.

Но при этом был и жесточайший контроль со стороны государства и всех его институций. Людей держали в ежовых рукавицах. Кнут был более действенным мотиватором, нежели худосочный пряник. Все министры среднего машиностроения, к которому относилась космическая отрасль, приезжая на предприятия, громко стучали кулаком по столу и перемежали директивные указания отборным матом, не взирая на пол воспитуемых. Людей держали в узде и первый отдел — секретный, и режимный отдел, и партком. Люди боялись слова лишнего сболтнуть против руководства. А уж шпионофобия была запредельной.

После 1991 года космические исследования перестали интересовать правительство. Гнет убрали. И все со страшной силой посыпалось.

Патриоты, тогда еще живые и дееспособные соратники Королева, пытались спасти дело всей своей жизни. Но их некто не слушал. Да никто и не смог бы помочь, поскольку достаточного количества средств в стране не было.

Но не был услышан голос и тех, кто предлагал реформировать отрасль. Избавиться от балласта, прибегнуть к болезненным, но необходимым мерам, чтобы при ограниченном финансировании сохранить костяк отрасли, не дать мускулатуре деградировать. Вполне понятно, что такой вариант никак не мог устроить старую гвардию, привыкшую оперировать неограниченными финансовыми и кадровыми ресурсами.

Собственно, ни одно из этих мнений Кремль не интересовало. Все осталось в прежнем виде. И динозавр космической отрасли в резко изменившейся окружающей среде стал стремительно хиреть.

После аварии «Протона-М», когда «сгорели» 6 млрд. рублей, правительство решило провести экстренную реформу Роскосмоса. Владимир Путин предложил преобразовать его в министерство. И это логично, поскольку динозавр можно эффективно управлять лишь советскими методами. Когда свирепый министр объезжает на белом коне вверенные ему предприятия для наведения трепета. Однако для этого необходимо восстановить и советскую среду, создав города-резервации, где не существует ни социальных проблем, ни соблазнов неумеренного обогащения.

Можно было бы, конечно, попытаться вырастить и эффективные частные компании, аналогичные SpaceX. И они со временем заместили бы на рынке неповоротливые старые государственные фирмы. Но Роскосмос всей своей бюрократической мощью их задавил бы.

В конце концов, было решено расчленить динозавра на две части. И Владимир Путин в конце прошлого года подписал указ о создании ОАО «Объединенная ракетно-космическая корпорация» (ОРКК) со 100-процентным участием государства. В нее войдут все предприятия отрасли, производящие космическую технику. Роскосмос же будет решать задачи по разработке и реализации новой стратегии страны в области космоса. Он также будет играть роль заказчика космической техники, которую будет создавать ОРКК. Руководителем Роскосмоса стал экс-замминистра обороны Олег Остапенко. ОРКК возглавит экономист по образованию, бывший президент АВТОВАЗа Игорь Комаров.

Вероятно, разделение функция заказчика и подрядчика скажется благотворно на отрасли. Однако ожидать немедленного ее оздоровления не приходится. Поскольку, как сказал некий эффективный менеджер, кадры решают всё. А на то, чтобы их вырастить, необходимо лет десять. И вот тогда Россия сможет догнать в космосе ушедших вперед Китай, Индию и Северную Корею.

Фото: Сергей Мамонтов/ РИА Новости

Последние новости
Цитаты
Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Андрей Климов

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам

Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня