Общество

МиГи-31 оконфузили «Рособоронэкспорт» на $ 500 млн

США и Израиль не дали нашим генералам и полковникам толкнуть Сирии мобилизационный резерв ВВС РФ

  
86

Назревает очередной скандал вокруг ФГУП «Рособоронэкспорт». Несколько месяцев назад Алжир отказался от партии МиГ-29. Минобороны снивелировало этот конфуз тем, что закупило самолеты «для своих нужд». И вот очередная осечка: заморожен контракт на поставку в Сирию партии истребителей-перехватчиков МиГ-31Э, заключенный в начале 2007 года. Предполагалось, что в Сирию будет поставлено восемь самолетов, стоимость которых оценивалась в $ 400−500 млн. Летом того же года оборонное предприятие «Сокол» приступило к его реализации. Поскольку производство МиГ-31 было свернуто в 1994 году, Сирии продавались самолеты из мобилизационного резерва ВВС РФ, модернизацией которых под требования заказчика и занимался «Сокол».

Что же произошло? Об этом мы побеседовали с первым вице-президентом Академии геополитических проблем доктором военных наук Константином Сивковым.

«СП»: — В чем, по вашему мнению, главная причина срыва контракта?

— Глубоко убежден, что в первую очередь здесь сыграло ставшее уже банальным давление США и Израиля на российских производителей. Все дело в том, что этот истребитель обладает, без преувеличения, выдающимися тактико-техническими характеристиками и при использовании ракетного оружия типа комплекса Р-37 он обладает превосходством примерно в два раза по отношению к F-15. Это гиперзвуковой самолет, обладающий скоростью три маха, имеющий радиолокационные станции с дальностью до 300 километров. Группа таких самолетов способна контролировать воздушное пространство Сирии и обеспечивать при необходимости поражение воздушных целей противника, не входя в зону их ответного воздействия.

«СП»: — Были такие прецеденты?

— Помните, когда несколько лет назад США создали напряженную ситуацию в районе Камчатки, достаточно было перебросить туда группу МиГ-31 и провокации были прекращены. То же самое и с Сирией. Если у нее появится достаточно большое подразделение Миг-31Э, то это способно в значительной степени нейтрализовать израильскую воздушную мощь в регионе.

«СП»: — Но, может быть, не стоит отбрасывать со счетов и другую версию — чисто экономическую?

— Ее можно учитывать, как второстепенную. Действительно, МиГ-31Э достаточно дорогостоящий самолет. При весе в 41 тонну он практически напичкан ценнейшей электроникой. Сирия в условиях глобального кризиса может и не иметь тех средств, которые были запланированы контрактом. Хочу напомнить, что зимой 2005 года Россия списала 70% внешнего долга Сирии, который составлял на тот момент $ 13,4 млрд. Тогда Дамаск остался должен Москве еще $ 3,6 млрд. С того момента Россия возобновила военно-техническое сотрудничество с Сирией. Но, как видим, мы снова наступили на советские грабли: списываем долги в надежде на дальнейшее сотрудничество, а на выходе — ноль, бывает и минус.

«СП»: — Некоторые эксперты говорят и о финансовых проблемах на самом «Соколе». Опубликованы цифры из проекта годового отчета ОАО «НАЗ «Сокол». Согласно документу, в 2008 году доля экспорта в объеме отгруженной продукции предприятия снизилась по сравнению с предыдущим годом с 41,9% до 7,12%. Ваше мнение?

— Что касается проблем самого «Сокола», то он успешно производит и модернизирует истребители, имеет хороший потенциал на будущее. Вероятность того, что причины срыва контракта идут от самого предприятия, ничтожно мала.

«СП»: — Но ведь алжирский контракт был приостановлен, как теперь выясняется, именно из-за российского производителя?

-Там несколько другое дело. Напомню: в 2006 году между Алжиром и «Рособоронэкспортом» был заключен контракт на поставку 34 истребителей МиГ-29СМТ. Его стоимость, по некоторым данным, составила около 1,3 млрд. долларов. Контракт был подписан в марте 2006 года во время визита в Алжир тогдашнего президента РФ Владимира Путина, в рамках пакетного соглашения по военно-техническому сотрудничеству на общую сумму около 8 млрд. долларов. В 2006—2007 годах Алжир получил 15 самолетов, а в 2008 году прекратил их приемку. Официально объявленная причина — выявленные неисправности в полученных образцах. Однако представители российской стороны демарш Алжира объяснили сугубо политическими мотивами. Главный из них состоит, якобы, в том, что внутри руководства в Алжире идет борьба кланов, ориентирующихся на различные международные силы. Поставки сухопутного вооружения курирует лояльный президенту Абдельазизу Бутефлике начальник генштаба Салах Ахмед Гаид. В то время как поставки для ВВС и ВМС контролирует соперничающий клан, в который входят влиятельные силовики, имеющие французскую ориентацию. Так это или иначе, но, действительно, Алжир не ставил столь жестко вопрос в отношении танков Т-90С, к которым тоже были технические претензии. В минувшем году практически приостановлены переговоры о возможной поставке Алжиру двух российских фрегатов стоимостью около 800 млн. долларов. Зато, по сообщению западных СМИ, во время визита президента Франции Николя Саркози в Алжир начались переговоры о продаже алжирской стороне до четырех фрегатов FREMM постройки французской DCNS: стоимость контракта может составить около 1,6 млрд евро.

Другой причиной охлаждения алжирской стороны к МиГ-29 некоторые эксперты называют тот ажиотаж, который возбудила российская пресса вокруг двух аварий этого самолета, произошедших в 2007—2008 годах. Самая громкая из них произошла 17 октября прошлого года (кстати, уже позже принятия Алжиром решения по Миг-29) под Читой. Тогда эксплуатация этой машины была запрещена в России до выяснения причин. Оказалось, разбился старый экземпляр машины, которая к тому же некачественно ремонтировалась. Тем не менее, минобороны решило тщательно проверить весь парк этих МиГов. В прессе поднялся шум о том, что это потерянная для ВВС машина. Сейчас закончилась проверка 100 единиц, все они благополучно вернулись в боевую линию. Но круги, как говорится, пошли, и они, конечно, отрицательно влияют на экспортный имидж МиГ-29.

«СП»: — Если принять за основу версию давления США и Израиля на производителей, то как, по-вашему, оно может осуществляться в атмосфере провозглашенного ими же свободного рынка?

— Понимаю и принимаю весь горький сарказм вашего вопроса. Многим уже стало понятно, что свобода рынка — это ширма для простаков, за которой сильнейший и хитрейший выламывает руки и выворачивает карманы слабому и бесхитростному. А механизм до примитивизма простой. Он скрывается под термином «пятая колонна» — ориентированные на зарубежье российские олигархи, финансисты, чиновники, которые содержат там свои капиталы, обучают там детей, и всю свою жизнь связывают с пространством вне России. Формально они не участвуют в заключениях договоров, но мощно влияют на их реализацию. В данном случае, самым отрицательным образом.

И тем не менее, я бы очень осторожно рассуждал о каком-либо провале «Рособоронэкспорта». Объем экспорта российской продукции военного назначения в 2008 году в денежном выражении вырос на 8% и достиг 8 млрд. долларов, против 7,4 млрд. долларов, зафиксированных по итогам 2007 года. Эти данные огласил вице-премьер правительства РФ Сергей Иванов. По его словам, совокупный портфель военных заказов по итогам 2008 года достиг 33 млрд. долларов.


Из досье «СП»:

МиГ-31 (по кодификации НАТО: Foxhound — «Лисья гончая») — двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего действия. Разработан в ОКБ-156 (ныне ОАО «РСК „МиГ“»). Первый советский боевой самолёт четвёртого поколения. Главный конструктор Глеб Лозино-Лозинский.

МиГ-31 предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей на малых, предельно малых, средних и больших высотах, днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, при применении противником активных и пассивных радиолокационных помех, а также тепловых ловушек. Группа из четырёх самолётов МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяжённостью по фронту 800—900 км.

Для МиГ-31 с 4 ракетами и двумя подвесными баками, пуском ракет на середине пути, сбросом подвесных баков после их выработки и выпущенной ПМК дозвуковая практическая дальность и продолжительность полёта составляют соответственно 3000 км и 3 ч. 38 мин.

Всего в строевых частях ВВС на 2006 год имелось чуть более 100 МиГ-31. В Казахстане — 43, в Китае — 24 самолета.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Геннадий Зюганов

Председатель ЦК КПРФ

Валерий Рашкин

Политик, депутат Госдумы РФ

Владимир Бортко

Депутат Госдумы от КПРФ, режиссер

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости НСН
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня