Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
26 июня 2014 13:37

Терек быстрый, Терек вольный…

В Грозном прошла казачья конференция, посвященная взаимоотношениям народов Кавказа

2688

До чего же земля наша талантами богата. Несмотря на все беды и страдания, выпавшие на долю терских казаков, они смогли сохранить свою самобытную культуру, традиции. В этом я вновь убедилась, побывав на праздновании Дня казачки в станице Наурская. Ровно 240 лет назад здесь произошла битва, вошедшая в историю, как пример доблести и отваги казачек, сумевших отразить нападение турок, решивших захватить станицу, когда мужчины были на фронтах первой русско-турецкой войны, и в селе оставались старики, женщины и дети. Турки и примкнувшие к ним горские отряды, не думали, что женщины окажут им такое мощное сопротивление. Но женщины, вместе с небольшим караульным гарнизоном, почти два дня держали оборону, отражая атаки врагов. Бились саблями, вилами, косами. Даже обливали нападавших горячими щами, приготовленными по случаю Духова дня. Стреляли из винтовок, захваченных у неприятеля, из пушек, которые перетаскивали с одного места на другое. Все валы возле станицы были усеяны трупами убитых турок. Казачки не только разгромили врагов, но и обратили их в бегство. В память о той славной битве, произошедшей 10−12 (22−24 по новому стилю) июня 1774 года, с тех пор отмечается День казачки. А к этой юбилейной дате приурочены были особые торжества, о которых я рассказала в статье «Непокорённые». Но за скобками остались вопросы, которые хотелось бы обсудить.

Для начала, давайте вспомним, что у Терского казачества богатая, славная история. Терское казачье войско (ТКВ) было сформировано в 1860 году, однако поселения казаков появились здесь еще в давние времена. С 1520 года тут селились казаки во главе с атаманом Андреем Шандрой. Тех, чьи станицы были по берегам рек (Терека, Малки, Сунжи), называли «терскими казаками», а живущих на горных склонах (гребнях) — «гребенскими». Станица Наурская, в которой проходили торжества, была основана в 1642 году. У каждого казачьего русского поселения на Кавказе — своя неповторимая история, свои обычаи, которые люди стремятся сохранить, передать потомкам.

Но ХХ век стал эпохой тяжелейших испытаний для казачества. В 20-е годы, большая часть народа подверглась истреблению, выселению, расказачиванию, которыми руководили Свердлов и Троцкий, а исполнителями были отряды латышей, китайцев, горцев. Массовое истребление казачества сопровождалось расчленением исконно казачьей Терской области между созданными после революции национальными республиками. С тех пор непрерывно шло вытеснение казачества с родной земли. Но, к сожалению, пока что трагедия Терского казачества не получила должной оценки. Не выплачиваются в полном объеме и компенсации потомкам репрессированных казаков, хотя в отношении других народов Кавказа подобная программа действует. Ждут казаки и возвращения своих земель, на которых могли бы возрождать общинные хозяйства.

В 80−90-е годы казаки попытались начать объединение. Но вместо этого власти искусственно начали делить их на «реестровых» и «не реестровых», т. е, на тех, кто вошел в государственный реестр и тех, кто остался вне него. Причем условия регистрации были столь кабальными и трудновыполнимыми, что не все казаки смогли их принять, и, по сути, казаков вновь попытались стравить, деля на «белых» и «красных».

Нет единства в казачестве и по сию пору, хотя именно сейчас, в преддверье новых испытаний и вызовов времени, оно необходимо, как никогда. Казакам не дают собраться в единую патриотическую силу, видя в них угрозу разрушительным процессам, подспудно набирающим обороты. И все же, несмотря на всевозможные препоны и трудности, казаки стремятся к консолидации. Это подтвердила и прошедшая на днях в Грозном первая региональная конференция «От Терека до Дона», в которой приняли участие представители ТКВ, Кубанского и Всевеликого войска Донского. Приветствие делегатам направил атаман ТКВ Вячеслав Пилипенко. От имени Главы Чеченской республики Рамзана Кадырова к собравшимся обратился министр по национальной политике, внешним связям, печати и информации Шаид Жамалдаев. Он выразил надежду на «результативность подобной встречи и налаживание межнациональных взаимоотношений».

У Терского казачества, действительно, накоплен богатый опыт взаимодействия с соседними народами. Веками тут активно развивалось «куначество», когда казаки и горцы на некоторое время обменивались детьми, чтобы те переняли язык и обычаи друг друга. Даже в традиционном казачьем костюме есть элементы горской одежды — бурка, черкеска, газыри. Слышатся зажигательные горские мотивы и в лихих казачьих песнях, есть элементы лезгинки и в казачьих танцах. Это результат давнего взаимодействия культур. Горцы, в свою очередь, перенимали у казаков навыки земледелия, скотоводства, виноградарства. Но не всегда эти отношения были мирными и безоблачными. Лев Толстой в повести «Казаки», которую он начал писать еще во время службы в этих краях, описывал набеги горцев на казачьи станицы. Впрочем, в момент испытаний горцы и казаки вставали плечом к плечу. Вместе они отважно сражались против турок в годы русско-турецкой войны 1877−78 г. г., в Первую мировую, в Великую Отечественную, во время войны в Афганистане. Эти славные страницы истории навсегда объединили наши народы и не должны быть преданы забвению.

Но, к сожалению, главной и не решаемой в должной мере, проблемой, остается отток русского казачьего населения с Северного Кавказа. В старинном русском городе-крепости Грозном, основанном русскими солдатами и казаками в 1818-году, русских обитателей почти не осталось. И не только война тому виной, исход русских начался еще раньше, военные кампании лишь довершили этот процесс. Почти ничто не напоминает о казачьем присутствии в станице Вознесенской в Ингушетии. Всё меньше казаков в дагестанском Кизляре, в многочисленных станицах возле Махачкалы, Хасавюрта, в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии. Почти не осталось казаков в воспетых Толстым Наурском и Шелковском районах, ранее входивших в состав Ставропольского края и подаренных Хрущевым в 1957-м году Ч-И АССР. Русское население там сократилось почти с 90% до 12%. Из 48 тысяч казаков, проживавших в Наурском районе в начале 90-х, сейчас осталось только 2.8 тысяч. По сути, это наше, русское Косово. И немало времени пройдет, прежде чем зарубцуются прежние раны и обиды. Но, и это подчеркивали все мои собеседники, Глава Чечни делает немало для улучшения межнациональных отношений. В Наурской возводится большой Православный Храм, который настоятель Наурских церквей благочинный отец Амвросий надеется освятить уже в этом году. У людей, несмотря на все тяготы и лишения, впервые появилась надежда на мирную жизнь.

Тем не менее, отток русских продолжается. Наряду с объективными, в основном, экономическими причинами, этому способствует и недостаточное участие русских, казачества в политических процессах, при формировании исполнительной, законодательной и судебной власти. И если в Ставропольском крае вопросам казачества все же уделяется определенное внимание, то в других субъектах дела обстоят намного хуже. Давно уже назрела необходимость выработки единой, комплексной программы по поддержке русского, казачьего населения СКФО. Следует вернуться к практике квотирование по национальному признаку, существовавшему в прежние времена. Подобное пропорциональное представительство было и в Дагестане при выборах в Народное собрание, назначении министров. Это позволяло почти всем народам этой многонациональной республики иметь своих представителей в органах власти всех уровней, и этот межнациональный баланс не позволил деструктивным силам втянуть Дагестан в боевые действия против России в конце 90-х.

Но именно тогда из федерального центра пришла команда отказаться от квотирования, чтобы все избирались «на общих основаниях». Что, конечно, ставило в неравные условия представителей разных народов, прежде всего, русских, казаков. Некоторое время республиканские власти пытались негласно сохранять национальное представительство, но делать это становилось всё труднее, и, в конечном счете, мудрая и проверенная временем практика сошла на нет, что сразу обострило застарелые обиды. Центральной власти давно пора понять, что в условиях многонационального и многоконфессионального Северного Кавказа не всегда применимы нормы, пригодные для других регионов страны. Здесь нужна более взвешенная, гибкая политика.

Отсутствие национального квотирования приводит просто к курьезным результатам. Так, на последних выборах североосетинского парламента в мажоритарных округах Моздокского района не было избрано ни одного русского депутата. А ведь Моздокский район традиционно считается русским, казачьим. На момент его переподчинения из Курского района Ставропольского края к Северо-Осетинской АССР в 1944 г., русское население составляло здесь более 80%. Сейчас русских осталось около 40%. Но республиканские власти стараются не замечать эту проблему. И даже славную дату, 250-летие основания Моздока, в 2013 г. проигнорировали, «перенеся» на неопределенный срок. Это невнимание породило обиду у горожан. Впрочем, Моздок формально уже и не город, а некое «городское поселение». Район со славной и богатой историей оказался, по сути, понижен и в статусе и, соответственно, в финансировании при решении социальных вопросов. В районе почти не осталось работающих предприятий. Но особенно трагична ситуация на селе. Из 13 крупных колхозов и совхозов советского времени, делавших район настоящей житницей республики, с трудом выживают только два хозяйства. Сотни гектаров пашни заброшены, зарастают бурьяном, либо переданы в долгосрочную аренду пришлым хозяевам. Казаки пытаются добиться возвращения им сельхозугодий, но безрезультатно. Из-за отсутствия работы и перспектив молодежь уезжает из района. Русское население стареет, происходит его замещение выходцами из соседних республик. А власти пресекают любые дискуссии на эту тему, хотя замалчивание вряд ли способствует решению проблем.

Вопросы низкого представительства русских в региональных органах власти обсуждались и на конференции в Грозном. В своем докладе Председатель Комитета по делам национальностей и казачества Ставропольского края подъесаул Александр Якушев напомнил, что «есть у нас государственная стратегия по национальной политике, есть федеральная целевая программа по ее реализации. Но необходима также и федеральная целевая программа по поддержке российского казачества с достаточным финансированием».

Не помешало бы дополнительное финансирование и молодежных, детских программ. К примеру, на базе Моздокского молодежного военно-патриотического клуба «Казачок Терека» уже 21 год действует летний казачий лагерь. В этом году там в два потока отдохнут почти сто ребятишек. Помимо купания и изучения основ верховой езды, они будут знакомиться с историей родного края, казачьими традициями. Этот опыт охотно переняли бы и другие отделы ТКВ, но все упирается в финансы. В РСО-А в этом году расходы на содержание детского лагеря взяло на себя Республиканское Министерство труда и соцразвития. В других субъектах СКФО тоже, наверняка, нашлись бы средства на подобные детские лагеря, и, видимо, они будут открываться в будущем. Но уже сейчас нужна единая, комплексная программа организации детского отдыха. От слов о возрождении казачества пора переходить к реальным делам.

В общем, сложных задач немало, но есть и огромное желание их решать. Властям региона и страны необходимо понять, что без русского присутствия на Кавказе, без казачества, вряд ли можно рассчитывать на мирное развитие региона. Трагические события на Украине заставляют более вдумчиво отнестись к вопросам межнационального мира и согласия. Именно русское присутствие всегда было стабилизирующим началом, объединявшим народы. Но с уходом русских уйдут мир и стабильность.

На праздновании 240-летия подвига Наурских казачек Моздокский Государственный ансамбль «Казки Терека» исполнил песню, где звучал такой припев: «Терек быстрый, Терек буйный, Терек — вольная река, Терек не разъединяет, а сближает берега». Хочется верить, что это не просто поэтическая метафора, а призыв к реальному возрождению казачества, традиций дружбы народов Кавказа. Как воды Терека, вобравшего в себя множество горных ручьев и рек, гордым, плавным потоком устремляются к Каспию, так и народы этого благодатного края хотят обрести достойное место в составе великой России. Не должно быть забыто, обделено вниманием и терское казачество. Наша сила -в единстве, взаимовыручке. Только так одолеем все тяготы и невзгоды.

Фото ИТАР-ТАСС/ Валерий Матыцин.

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Вячеслав Кулагин

Эксперт в области энергетических иследований

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня