В конце июля в Китае прошел форум по продовольственной безопасности и экологии сельского хозяйства. Главная тема, которая обсуждалась на нем, относилась к противодействию ГМО-технологиям. Среди участников были специалисты из Аргентины, США, Великобритании, Германии, Дании, Австралии, Новой Зеландии, России, Индии. Тон выступлений задавали китайцы.
На форуме присутствовала член Академии геополитических проблем, международный эксперт по экологической и продовольственной безопасности, доктор биологических наук Ирина Ермакова, которая рассказала о главных вопросах, поднимаемых на международной встрече.
«СП»: — Ирина Владимировна, какие основные выводы сделаны на этом форуме?
— Самый главный — ГМО-проект США является провальным. Вопреки рекламе и псевдонаучным выводам корпораций, которые специализируются на ГМО-технологиях, опыт выращивания и потребления ГМО привели очень многих экспертов и производителей к неутешительному выводу: эти технологии не увеличивают урожайность и приводят к неконтролируемому потреблению пестицидов, чтобы хоть как-то сохранить продуктивность сельского хозяйства. Да, вначале имеется положительный эффект по урожайности, но потом фермеры вынуждены закупать всё увеличивающие объемы агрохимии, буквально отравляя свои поля. Известный активист из Индии Вандана Шива поведала нам трагедию индийских фермеров, которые кончали жизнь самоубийством, из-за отсутствия урожая от ГМ-культур. Эти технологии навязываются силой. На форуме были тревожные сообщения экспертов из Аргентины. Они рассказывали, как фермеров сгоняли с их земель, а потом засеивали поля ГМО-культурами.
«СП»: — О чем еще говорилось?
— В основном обсуждали воздействие на животных и человека ГМО-культур и глифосата, к которому большинство ГМО-культур устойчивы. Если последние устойчивы к химикату, значит, его активно используют. В итоге растение аккумулирует этот химикат. Как следствие, обнаружены следы токсичных веществ в молоке, крови и клетках внутренних органов животных. В своем докладе «Экспериментальные доказательства опасности ГМО» я обратила внимание на несовершенство технологий получения ГМО.
«СП»: — Приводились ли данные о вреде ГМО?
— На форуме были представлены шокирующие данные о генетических уродствах и бесплодии трансгенных животных, о патологии внутренних органов и нарушении репродуктивных функций у свиней, об аутизме и слабоумии у детей, в пище которых были ГМО. Известный борец с ГМО ветеринар из США Дон Хубер доложил об ухудшении здоровья животных от биокорма с ГМО, а немецкий фермер Готфрид Глокнер — о гибели коров от генномодифицированной кукурузы.
«СП: — А европейцы? Они как относятся к этим технологиям?
— Отрицательно. Выступал эколог из Франции, который раньше работал в Гринпис. Он рассказывал о том, какие законы и пути использует Европа для борьбы с ГМО.
«СП»: — Может ли этот форум иметь политические последствия?
— На форуме присутствовали ученые и производители пяти континентов, в том числе из ЕС и Америки. Безусловно, наша международная научная атака на американские корпорации, производящие ГМО, имеет и политическое значение, так как деньги от продажи ГМО-продукции, где бы она ни производилась, полноводной рекой текут в бюджет США. Но это не самоцель. Для нас важно сохранить здоровье человечества и экологию Земли. Очень жаль, что в США в алчной погоне за прибылью, готовы на всё. Однако если Пекин будет жестко противостоять навязываемым ГМО-технологиям, это обязательно отрезвить многих в мире.
«СП»: — Известно ли о доходах компаний, которые специализируются на рынке ГМО?
— Пожалуй, самой известной компанией среди производителей семян-ГМО является Monsanto. Её руководители заявили, что в ближайшие годы прибыль только от соевого сектора за пределами США составит более чем $1 млрд. Таким образом, рост доходности увеличится в два раза за последние пять лет. Это настолько могущественная компания, что способна влиять на политику Белого Дома. Вспомните печально известный закон HR 933, подписанный Обамой, согласно которому федеральным судам запрещено вводить запрет на продажу ГМО, независимо от доказанного вреда.
Американцы готовы «порвать» каждого, кто осмелится называть ГМО — злом. В декларации форума в этой связи сказано, что мировая общественность обязана остановить тотальное преследование ученых и людей, несогласных с ГМ-технологиями. Правительства стран, не являющихся марионетками США, должны увеличить ассигнования на научные исследования по негативным последствиям ГМ-технологий. Но самое главное — это необходимо прекратить промышленное производство ГМО-семян, и строго запретить их выращивание за пределами специализированных лабораторий. Пусть это заявление форума является декларативным, но в США страшатся любых публичных высказываний в этом направлении. В Пекине не боятся об этом говорить — значит, Китай уже не опасается США.
«СП»: — Однако говорят, что китайцы сами пичкают свою сельхозпродукцию и почву непонятно чем. Мол, иначе, огромная по численности страна, обладающая относительно небольшими сельскохозяйственными угодьями, себя просто не прокормит.
— Не секрет, что КНР является главным производителем глифосата, который известен в России, как гербицид с торговой маркой «Раундап». Кроме того, Китай занимает ведущее положение по экспорту ГМО-сои. В этой связи многие эксперты опасаются, что Пекин своим потенциальным отказом от поддержки ГМО-технологий может обрушить мировой продовольственный рынок. Впрочем, наивно полагать, что Поднебесная возьмет и в одночасье закроет свои огромные заводы по производству различных гербицидов, необходимых для выпуска, в том числе и ненатуральной сельской продукции — ГМО. Данные Национального бюро статистики Китая (NBS) свидетельствует об обратном. Несмотря на то, что агрохимическое производство Китая в первой половине текущего года упало на 9,2%, производство пестицидов, напротив, возросло на 2,9%.
С другой стороны не просто так, китайская государственная телекомпания CCTV выпустила сюжет о производстве генномодифицированного риса, который уже как два года продается в двух провинция КНР. Между тем, законодательство прямо запрещает это. Китайское общество возмущено.
«СП»: — Было начато следствие?
— Да, к этому инциденту отнеслись очень серьезно. Следствие установило, что ГМ-рис производился в южных провинциях Хубэй и Хунань, где этот продукт является основным в рационе жителей региона. Сделаны самые жесткие выводы. Более того, китайские высшие военные чины категорически запретили закупки для нужд армии любого продовольствия, где имеются ГМО-ингредиенты. Причем, с формулировкой — «из соображений безопасности здоровья военнослужащих». В КНР однозначно понимают, что ГМО — несут вред нынешнему и будущему поколениям. Не случайно совещание по положению дел в этой сфере прошло именно в Пекине и получило неформальное название «форум антиГМОшников».
«СП»: — Как думаете, ответные санкции России против сельскохозяйственной продукции из стран, поддержавших США, могут принести пользу нашему аграрному сектору?
— Россия в состоянии сама себя накормить качественной едой. Думается, было бы грехом не воспользоваться возможностью ввести запретительные санкции, если для этого имеются политические основания. Пускай они сами едят своё ГМО.
Из досье «СП»
Согласно последнему исследованию, проведенному по заказу общественной организации матерей США, выяснилось, что анализ мочи американских женщин показывает уровни глифосата в 10 раз выше, чем в Европе (глифосат является главным системным гербицидом, применяемый в технологиях ГМО. Относится к токсичному ядохимикату — ред).
Более того, тестирования глифосатного гербицида в грудном молоке американских женщин показало его наличие в трех из десяти случаев. Причем уровни содержания этого ядохимиката доходят до 166 мкг/л (в штате Флорида) или в 1600 раз выше, чем определено в европейской директиве по питьевой воде.
Для сравнения: в Швейцарии такие исследовании показали уровень данного гербицида в материнском молоке на уровне 0,16 мкг/л. Но и это вызвало тревогу у местных жителей. Самое большое же количество этой «агрохимии» в ЕС обнаружено в грудном молоке женщин Латвии — 1,82 мкг/л.
Причина такой существенной разницы между Европой и Америкой заключается в том, что в ЕС разрешено выращивание только одного ГМО-продукта — кукурузы MON810.
Фото: ИТАР-ТАСС/ EPA.