В конце апреля информационно-издательский центр Правительства Санкт-Петербурга «Петроцентр», издающий газету «Петербургский дневник», сообщил о запуске своего СМИ «„Петербургский дневник“ на транспорте» в видеоформате. Материалы газеты будут транслироваться на полутора тысячах мониторах, размещенных в трамваях и троллейбусах города. «„Петербургский дневник“ на транспорте» опубликовал прайс на размещение рекламы во время выпусков своих передач, и цены на рекламное время поражают своей рентабельностью. Проходить многомилионные прибыли будут через Павла Белова, зятя губернатора Александра Беглова.
Для реализации проекта «„Петербургский дневник“ на транспорте» между «Петроцентром», в редакционный совет которого входит Павел Белов, и «Горэлектротрансом» был заключен контракт, оба предприятия являются собственностью города. В рамках законодательства закупка издательством проходила без проведения аукциона как у единственного поставщика, так как всем электротранспортом в Петербурге владеет только «Горэлектротранс». Обращает на себя внимание цена контракта — немногим более 5 миллионов рублей за круглосуточную аренду 1544 экранов до конца 2022 года. Это все деньги, которые получит «Горэлектротранс» за реализацию проекта.
В то же время на официальном сайте «„Петербургский дневник“ на транспорте» имеется прайс цен на рекламное время. Расценки, в зависимости от длительности рекламных блоков, от 15 до 60 секунд, варьируются от 78 тысяч рублей до 140 тысяч соответственно без учета скидок. Ключевой нюанс — за эту цену блоки крутятся четыре раза в час на протяжении всего одной недели.
Таким образом, продав только 15 минут рекламных блоков (1 час от всего суточного эфира), «Петроцентр» за одну неделю заработает от 2,1 миллиона до 4,7 миллиона рублей. За месяц эта сумма будет составлять уже до 18,7 миллиона рублей. А за восемь месяцев, на которые заключен контракт с «Горэлектротрансом», сумма вырастает уже до 170 миллионов рублей. И это результат при продажах всего одного часа эфира в день. Как уже было отмечено, «Петроцентр» заплатил «Горэлектротрансу» за аренду экранов только 5 миллионов рублей.
Интересно сравнение с ценами на услуги компании Transit Media Group, предоставляющей рекламные видеоблоки на мониторах петербургских автобусов. Без учета скидок цены варьируются, в зависимости от длительности роликов от 10 до 60 секунд, от 30 тысяч до 50 тысяч рублей. Следует отметить, что и число мониторов у TMG вдвое ниже, но это нивелируется вдвое большей частотой повторений. В итоге выходит, что расценки у частной компании почти втрое ниже, чем у принадлежащего городу «Петроцентра».
Возникает закономерный вопрос: чем руководствовались в «Петроцентре», устанавливая цены втрое выше рыночных? Очевидно, что росту числа клиентов способствовать это не будет. Конечно, если это не другие государственные предприятия и структуры, которые обяжут заключать контракты с «Петроцентром» по завышенным ценам.
Тем более, что повод для подобных схем уже имеется. Еще 21 апреля губернатор Петербурга Александр Беглов поручил выделить почти 9 миллиардов рублей на «создание позитивного настроя у петербуржцев». Иначе говоря, на проведение глобальной медиакомпании, одной из целей которой станет позитивное освещение работы Смольного, то есть самого Беглова, в том числе через рекламу на транспорте.
Сложившаяся ситуация может указывать на наличие определенных коррупционных рисков. Особенно если учесть тот факт, что в системе управления «Петроцентра» работает Павел Белов, зять губернатора, через которого и будут проходить контракты по завышенным ценам.
Ранее журналисты уже задавались вопросом, с какой целью близкий родственник губернатора мог войти в руководство столь непримечательной организации, как «Петроцентр», единственный ресурс которого — это газета «Петербургский дневник». Оборот предприятия уверенно падает последние пять лет, с 64 миллионов рублей в 2017 году до 22 миллионов в 2021 году.
Одной из версий причин вхождения Белова в «Петроцентр» указывалось анонсированное Смольным объединение подконтрольных ему ресурсов в единый медиахолдинг. В перспективе место члена редакционного совета позволяло Белову занять одну из руководящих должностей в новом медиахолдинге.
Но объединения по неозвученным причинам не произошло. Зато «Петроцентр» получил под свой контроль всю видеорекламу в трамваях и троллейбусах города, выручка от которой может повысить доходы предприятия в пять и более раз. А контроль над этим финансовым потоком остается в распоряжении зятя губернатора. Именно этот факт мог стать причиной как вхождения Белова в редакционный совет «Петроцентра», так и отмены объединения смольнинских изданий в единую систему.
Дальнейшим развитием сложившейся ситуации может стать «национализация» видеорекламы в автобусах города, которая, как отмечалось, пока что находится под контролем частной компании. Для этого «Петроцентру» достаточно расширить свой проект «Петербургского дневника» на транспорте" и заключить контракт через закупку у единственного поставщика с «Пассажиравтотрансом», что автоматически закроет путь частным компаниям к мониторам в автобусах Петербурга. По сути рынок видеорекламы в наземном транспорте может быть монополизирован под контролем зятя Беглова.
Какие структуры и в каких объемах будут пользоваться услугами «Петербургского дневника» на транспорте" станет известно уже в ближайшее время. Следить за эфиром ресурса можно на специализированном сайте. На сегодняшний день там можно заметить рекламу самого «Горэлектротранса», но делается ли это на безвозмездной основе или по озвученным ценам пока неизвестно, соответствующих договоров в Единой информационной системе в сфере закупок нет.