Как сообщил координатор Левого Фронта Сергей Удальцов, 2 сентября состоялась общегородская конференция «Система образования в Москве: актуальные проблемы и пути решения», в которой приняли участие педагоги и студенты, депутаты Госдумы и Мосгордумы от КПРФ, активисты движения «Родители Москвы», «Родительский отпор», компартии, Левого Фронта, МосСовета и других организаций.
Собравшиеся отметили, что результатом оптимизации в сфере образования стало сокращение школ, укрупнение классов, обучение во вторую и третью смену. При этом группы продлённого дня почти везде платные, как и дополнительное образование. Оплата труда педагога несправедливо мала, учителям постоянно увеличивают бюрократическую нагрузку, отнимающую массу времени. Непростая обстановка и в ВУЗах, где студенты получают мизерные стипендии, а педагоги перегружены. Все это негативно сказывается на доступности и качестве обучения, что является огромной проблемой в условиях спецоперации и западных санкций, когда перед Россией стоит задача обретения реального суверенитета, импортозамещения и новой индустриализации.
Во время проведения конференции выступили Олег Смолин (депутат Госдумы от КПРФ), Екатерина Енгалычева (депутат Мосгордумы от КПРФ), Елена Янчук (депутат Мосгордумы от КПРФ) и другие. Также перед собравшимися выступил кандидат в мэры Москвы от КПРФ и лево-патриотических сил Леонид Зюганов, который подробно рассказал о своей предвыборной программе в части, касающейся комплексного решения проблем в сфере московского образования. Участники конференции задали ему вопросы и передали свои предложения.
По итогам работы конференции будет опубликована резолюция, которую направят в федеральные и городские органы власти. Вот основные требования участников конференции:
— вдвое увеличить бюджетные расходы на образование;
— сделать среднее, специальное и первое высшее образование полностью бесплатными;
— обеспечить гарантированным первым рабочим местом выпускников ВУЗов и средних специальных учебных заведений;
— отменить Федеральный закон Российской Федерации от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ о бюджетной реформе, уничтожающий образование страны, нарушающий Конституцию, права и свободы граждан;
— приравнять педагогов по статусу к государственным служащим по объему предоставляемых социальных и трудовых гарантий.
— прекратить внедрение «удаленного» образования под различными надуманными предлогами;
— законодательно запретить передачу земли и зданий, используемых государственными и муниципальными образовательными организациями для последующего использования их в целях, не связанных с образовательной деятельностью;
— запретить ликвидацию и реорганизацию в форме объединения, присоединения и слияния образовательных учреждений (детских садов, школ, колледжей, лицеев, ВУЗов) в образовательные комплексы, а уже существующих комплексов — в ещё большие комплексы, прекратить практику административного давления на бюджетные учреждения с целью понуждения к слиянию.
— разукрупнить образовательные учреждения из комплексов в отдельные образовательные учреждения, восстановить работу малокомплектных начальных школ; восстановить ликвидированные в ходе объединения и слияния известные школы, имеющие историю и традиции, уникальность, особую атмосферу творчества и сотрудничества, связывающую учеников, учителей и родителей, и возвратить им исторические номера школ.
— отменить действующий рейтинг образовательных учреждений, который основан на количественных, а не качественных показателях. В рейтинг должны входить только равноценные образовательные учреждения — либо школы, либо лицеи, либо элитные организации, куда идет специальный отбор одаренных детей. Рейтинг не должен понуждать к укрупнению образовательных учреждений;
— сохранить коррекционные школы и детские сады всех видов, сохранить и восстановить подвергнутые слиянию мало-комплектные детские сады компенсирующего типа, сохранить школы разных типов: коррекционно-развивающие школы, школы надомного обучения для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, школы для детей с девиантным поведением, образовательные организации для одаренных детей, а также мало-комплектные школы (в том числе начальные, реабилитационные, специализированные) и школы-интернаты;
— закрепить в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и законе «Об общем образовании в Москве» особый статус коррекционных школ и детских садов компенсирующего вида, школ надомного обучения, школ для детей с девиантным поведением, а также образовательных организаций для одаренных детей.
— восстановить в детских садах ясельные группы; возвратить бесплатные группы продлённого дня (ГПД) во все школы, обеспечить необходимое и достаточное финансирование ГПД из государственного и городского бюджетов. ГПД должна оставаться бесплатной, как важный механизм воспитания детей, особенно тех, кто лишен дневного семейного воспитания и присмотра;;
— ввести запрет на присоединение домов творчества и других учреждений дополнительного образования к образовательным центрам; восстановить претерпевшие сокращение и закрытие детские музыкальные школы, школы искусств, спортивные школы, библиотеки, детские дворовые клубы и другие организации, ориентированные на дополнительное и начальное предпрофессиональное образование, а также детский досуг; и ряд других инициатив.
Также участники конференции договорились провести до конца 2023 года межрегиональный съезд родителей, учителей и учеников, чтобы наладить эффективную координацию различных общественных инициатив по защите конституционного права граждан на доступное и качественное образование