
Власти Турции в понедельник принудительно посадили в аэропорту города Эрзурум на востоке страны армянский транспортный самолет с грузом гуманитарной помощи. По данным местных СМИ, в настоящее время проводится досмотр лайнера, который совершал рейс из Еревана в сирийский город Алеппо.
В свою очередь директор грузовой авиакомпании «Эйр Армения» Арсен Аветисян сообщил агентству «Интерфакс», что посадка самолета была плановой. По его словам, по заранее достигнутой договоренности лайнер с гуманитарным грузом должен был приземлиться на территории Турции для проведения проверки груза. «Ничего сверхъестественного не произошло. В настоящее время службы безопасности Турции проводят проверку груза», — сказал Аветисян.
В МИД Армении также подтвердили, что посадка самолета была плановой в соответствии с достигнутой ранее договоренностью, добавив, что гуманитарная помощь отправляется в Сирию по инициативе общественного движения «Помоги брату».
Десятого октября сирийский пассажирский самолет Airbus A-320, направлявшийся из Москвы в Дамаск, был принудительно посажен в аэропорту Анкары. На борту самолета находились 35 пассажиров, в том числе, по предварительным данным, 17 россиян, включая детей. Турецкий премьер Тайип Эрдоган заявил, что в нарушение правил гражданской авиации самолет перевозил груз военного назначения для армии, лояльной президенту Сирии Башару Асаду. По одной из версий, на борту Airbus действительно находились 12 ящиков с техническими элементами для радиолокационных станций систем ПВО, состоящих на вооружении Сирии, а также технологическая документация к ним. Однако, согласно международным законам, этот груз не является оружием и не требует специального оформления или досмотра, поскольку не представляет угрозы для членов экипажа и самолета.
Как отмечалось в статье «Генерал Ивашов: «Россия мямлит — турки наглеют», действия Анкары, принудительно посадившей Airbus A320 с помощью двух истребители ВВС Турции F-16, не лезут ни в какие рамки международного права. Перехват гражданского судна осуществляется только в двух случаях: если оно резко меняет курс, не отвечая на радиосигналы, или же если есть информация о его захвате. С этой точки зрения, подъем истребителей для перехвата Airbus можно расценивать как акт агрессии. Неудивительно, что министр транспорта Сирии Махмуд Саид назвал действия турецких властей «воздушным пиратством», а сирийский МИД — «очевидным свидетельством враждебной политики, которую проводит по отношению к Дамаску правительство Тайипа Эрдогана».
В связи с инцидентом власти Сирии закрыли воздушное пространство страны для турецкой гражданской авиации.