Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Общество
25 ноября 2013 21:56

Летательные аппараты, опередившие свое время

57998

26 ноября 2003 года совершил свой последний полет пассажирский самолет «Конкорд». Лайнер, способный летать на сверхзвуковых скоростях, был снят с коммерческой эксплуатации из-за дороговизны обслуживания. Мы расскажем о том, какие еще летательные аппараты обогнали свое время и потому оказались не востребованы

«Конкорд»

История создания сверхзвукового пассажирского самолета берет свое начало в середине 1950-х годов. Над проектом работали французская и английская фирмы. В 1966 году проектирование самолета было закончено. Первый полет прототипа состоялся в 1969 году. На лайнере было установлено четыре реактивных двигателя, которые позволяли «Конкорду» набрать взлетную скорость в 362 км/час всего за 30 секунд. Крейсерская скорость воздушного судна составляла 2150 км/ч (средняя скорость современных Airbus и Boeing равняется 840 км/ч).

За 14 лет работ на создание самолета было затрачено более 1200 миллионов фунтов стерлингов. Поэтому и стоимость серийного экземпляра составила 60 миллионов долларов, а не 10, как рассчитывали. Тем не менее, в 1976 году лайнер был введен в коммерческую эксплуатацию авиакомпаниями British Airways и Air France, каждая из которых имела по семь самолетов.

За годы эксплуатации «Конкорд» перевез более трех миллионов пассажиров. Европейский самолет, связавший Лондон с Нью-Йорком и Барбадосом, и Нью-Йорк — с Парижем, сделался героем фильмов и рекламных турне. Помимо регулярных рейсов, «Конкорды» выполняли большое количество чартерных рейсов для бизнесменов и знаменитостей, которые давали авиакомпаниям хоть какую-то прибыль от сверхзвуковых полетов. Регулярные рейсы были скорее данью престижу, и в финансовом смысле приносили только убытки. Как следствие, удержаться на крыле «Конкорд» не смог.

Тому, что лайнер в начале 2000-х годов вывели из эксплуатации, было сразу несколько причин. Помимо больших расходов на содержание и эксплуатацию, поводом к закату «Конкордов» послужила катастрофа в парижском аэропорту имени Шарля де Голля, жертвами которой стали 113 человек.

Ту-144

Разработки по созданию сверхзвукового пассажирского самолета велись параллельно с Францией-Великобританией в СССР. Эта ответственная задача была поручена конструкторскому бюро Туполева. Первый полет советского лайнера произошел в канун нового 1969 года — на два месяца ранее своего европейского собрата.

Летом 1973 года «супертушку» привезли на авиасалон в Ле-Бурже. Показательный полет закончился трагедией — советский сверхзвуковик при маневре в воздухе развалился на глазах четверти миллиона зрителей. Погибли все шесть членов экипажа. Тем не менее, Ту-144 стал совершать регулярные рейсы — пассажирские перевозки начались в ноябре 1977 года. В общей сложности, Ту-144 совершил 102 рейса под флагом «Аэрофлота», было перевезено около трех тысяч пассажиров.

Всего через семь месяцев после начала коммерческой эксплуатации «Аэрофлот» прекратил сверхзвуковые пассажирские рейсы. Непосредственным поводом к этому послужила катастрофа опытного экземпляра Ту-144Д, произошедшая в российском небе — над подмосковным Егорьевском. Во время испытательного полета произошло возгорание топлива и задымление кабины. Отключив два двигателя, экипаж совершил вынужденную посадку в поле. Погибло двое членов экипажа, которые не смогли покинуть горящую машину.

Причин отказа от эксплуатации Ту-144 можно выделить несколько. По мнению специалистов, это сложная конструкция самолета и технологические огрехи, неразвитость инфраструктуры базирования и эксплуатации, а также очень узкая сфера применения.

«Буран»

Работы над многоразовым орбитальным кораблем были начаты в СССР в 1974 году. «Буран», в числе прочего, был предназначен для решения ряда оборонных задач, выведения на орбиту вокруг Земли различных космических объектов и их обслуживания, возврата на Землю неисправных или выработавших свой ресурс спутников.

«Буран», ставший ответом на аналогичный американский проект «Спейс шаттл», совершил свой первый и единственный космический полет в ноябре 1988 года. Продолжительность полета составила 205 минут, «Буран» совершил два витка вокруг Земли, после чего произвел посадку на аэродроме «Юбилейный» на Байконуре. Полет космического аппарата в космос и спуск его на Землю прошел полностью в автоматическом режиме под управлением бортового компьютера.

В 1990—1992 годах планировался еще один запуск, однако из-за сокращения финансирования полет осуществить не удалось. В 1993 году программа «Бурана» была окончательно закрыта. Летавший корабль был законсервирован и оставлен в монтажно-испытательном корпусе на космодроме Байконур (Казахстан). В 2002 году корабль был полностью уничтожен рухнувшей на него крышей корпуса. Ряд технических решений, полученных при создании «Бурана», до сих пор используются в российской и зарубежной ракетно-космической технике.

Согласно докладу экспертов Всероссийского НИИ авиционных материалов, «Буран» опередил свое время, и по большинству показателей превосходил американскую систему «спейс-шаттл». Так, советский корабль мог находиться на орбите вдвое дольше американского «челнока»: 30 суток против 15-ти, брать на борт 30 тонн груза (шаттл — 24 тонны) и 10 членов экипажа (7 астронавтов). Но самое главное отличие от американской системы заключалась в том, что советский корабль был способен выполнять полет и осуществлять посадку в автоматическом режиме.

Ту-95ЛАЛ

В середине 1955 года в СССР в разгар Холодной войны начались работы по созданию атомного самолета. По мысли лайнер должен был обладать неограниченным радиусом действия и не зависеть от количества топлива на борту. К тому времени уже был создан тяжелый бомбардировщик Ту-95, который и решили приспособить для полетов с ядерным двигателем.

На самолет для защиты летчиков от ядерного излучения предполагалось установить специальную глухую капсулу с мощной многослойной защитой из специальных материалов. При этом визуальный обзор из нее исключался. Наблюдать за окрестностями из кабины пилоты могли лишь через перископы. Вести самолет к цели должны были автопилоты. Если летчикам придется все же браться за штурвалы, тогда предполагалось пользоваться телевизионными и радиолокационными экранами. Для дыхания предлагали, как на субмаринах, использовать кислородно-азотную смесь, вырабатываемую специальными газификаторами.

С мая по август 1961 года серийный Ту-95 с летающей атомной лабораторией (ЛАЛ) на борту выполнил 34 полета. От излучения пилотов защищал специальный экран из свинца и комбинированных материалов. Исследования проходили с работающим реактором, в ходе которых изучалась эффективность биологической защиты. Результаты испытаний Ту-95ЛАЛ позволили приступить к реализации масштабной программы развития тяжелых боевых самолетов с ядерными силовыми установками. В 70-х годах прошлого века Военно-Воздушные силы должны были получить первые такие самолеты, названные Ту-120.

Однако атомным самолетам не суждено было родиться. Межконтинентальные баллистические ракеты были признаны намного более простым и надежным средством доставки ядерных зарядов в любой район планеты. И к 70-м годам работы в этом направлении в СССР были свернуты.

Фото ИТАР-ТАСС

Новости дня
Цитаты
Юрий Светов

Политолог

Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

В эфире СП-ТВ