Грустная быль о ЧМ-2018: «Белые бычки» Мутко и Путина

В большинстве регионов футбольные арены после мирового первенства будут стоять полупустыми

9061
На фото: здание стадиона "Ессентуки Арена" имени Героя Советского Союза Валентина Козлова, построенного к чемпионату мира по футболу FIFA 2018, Ессентуки
На фото: здание стадиона «Ессентуки Арена» имени Героя Советского Союза Валентина Козлова, построенного к чемпионату мира по футболу FIFA 2018, Ессентуки (Фото: Денис Абрамов/ТАСС)

26 мая состоялась конференция РФС. И опять на главном российском футбольном форуме самым заметным стало выступление вице-премьера, который отвечает за вопросы строительства и развития регионов, Виталия Мутко. Какое отношение нынешний главный строитель страны имеет к отечественному футболу, «СП» уже рассказывала. Речь сейчас о другом.

Стадионы отдадут клубам только на бумаге?

В числе прочих очень интересных и громких заявлений (Виталий Леонтьевич по-другому не умеет), вице-премьер изложил своё видение использования спортивных арен после окончания ЧМ-2018.

— Мы должны передать стадионы клубам, если клубы маломощные, будут созданы управляющие компании. Мы подумаем о налогообложении. Стадионы не должны стоять «белыми слонами», — сказал Мутко. — Тестовые матчи вселяют оптимизм, на игры второй лиги на них собирались по 40 тысяч человек в Самаре, Волгограде, Саранске, Калининграде, там тоже умеют болеть. Отдельно стоит стадион в Сочи. Я разговаривал с губернатором по поводу того, что нужно сделать так, чтобы создать там не искусственный, а свой клуб.

Запомним для начала фразу про «белых слонов», к ней мы ещё вернемся. А пока разберемся с тем, что на практике означают слова Мутко.

Клубы, который реально сами смогут содержать стадионы после чемпионата мира — это «Спартак» и «Зенит». И то с натяжкой. Потому что за понятием «клуб» у этих двух, пожалуй, самых популярных (по количеству болельщиков) команд страны есть мощные спонсоры — «Газпром» и «Лукойл». Кроме того, арена в столичном Тушино построена и действует уже несколько лет. А стадионы клубов ЦСКА, «Локомотива», «Краснодара» на нынешнем мировом первенстве задействованы не будут.

Читайте также

Вспомним, что несколько лет назад Виталий Леонтьевич, при выборе городов и ввода там в строй новых арен заявил, что к 2018 году команды из этих регионов должны быть представлены в премьер-лиге. По крайней мере, большинство. Что имеем на выходе?

Самара в нынешнем сезоне поднялась в премьер-лигу. Саранск — представлен во втором дивизионе и только осенью должен начать играть в ФНЛ. В Волгограде некогда славный «Ротор» по итогам сезона вообще вылетел из ФНЛ во второй дивизион (правда, сейчас предпринимаются попытки оставить его в первом). Нижний Новгород уже давно не представлен в высшем дивизионе, а местная команда «Олимпиец» чудом уцелела в ФНЛ и никому там неинтересна. В Калининграде такая же ситуация с «Балтикой». О Сочи вице-премьер сам сказал. Там никогда особо и не было футбольных традиций. Это удивительно, но факт остается фактом.

Оставишиеся, кроме Москвы, Питера, Краснодара, отчасти Казани команды, представленные в высшем дивизионе отечественного футбола (Ростов-на-Дону и Екатеринбург) каждый год лихорадит финансово.

А уж если говорить о посещаемости, то в том же Саранске, даже в лучшие времена, когда Юрий Семин поднимал мордовскую команду на 8 место в премьер-лиге, далеко не всегда заполнялся даже старый стадион, рассчитанный на 9000 зрителей. Теперь новая арена будет вмещать 45 000 зрителей. И на играх команды ФНЛ он будет заполняться?! Не смешите.

К слову во всех городах, кроме Калининграда и Екатерибурга, арены рассчитаны на 40−45 тыс. зрителей. Для сравнения: средняя посещаемость даже в премьер-лиге в прошедшем сезоне составила около 13 000 зрителей. Если быть совсем точным, — 12 952 человека.

Что касается тестовых матчей, которые собирали полные стадионы, то здесь сыграли роль два фактора. Во-первых, эффект новизны. Во-вторых, а может, и во-первых, вход на большинство арен был свободным или билет не превышал 100 рублей. На тот же финал Кубка России в Волгограде, например, вход был свободным.

Лидер посещаемости «Зенит» также ставит демпинговые цены на свою новую арену на Крестовском острове. Отдельные билеты продаются по 50 рублей. Похоже, затраты тут особо отбивать не собираются.

В Казани, несмотря на всю, скажем так, спортивность города, на футбольный «Рубин» также ходят неохотно. Домашняя посещаемость по итогам сезона составила 9706 человек. О чем говорить, если даже ЦСКА, героически вырвавший серебро в последнем туре и успешнее всех сыгравший в Европе, имеет домашнюю посещаемость чуть больше 15 тысяч человек. И заметно уступает тройке лидеров в лице «Зенита» (43 963), «Спартака» (30 189) и «Краснодара» (25032). А чемпион страны «Локомотив» и вовсе имеет 12 708 человек на родной арене! И даже по меркам РФПЛ идет на седьмом месте. Правда, на выезде и на армейцев, и на железнодорожников ходит народу больше. Соответственно, 17244 на ЦСКА и 15 642 на «Локомотив».

На даже такие цифры ничтожно малы. Да и цены на билеты у нас в стране и многих других сравнивать смешно.

Заявление того же Мутко о том, что будут созданы некие управляющие компании говорит о том, что большинство клубов, так и будут сидеть на государственной шее. Только вывеска изменится.

В ЮАР — крикет и регби. В Бразилии — стоянка для авто

Прошедшие чемпионаты мира, в ЮАР (2010 год) и Бразилии (2014 год) показали, что ожидаемого всплеска посещаемости арен, экономического прорыва стран (поскольку обновляется инфраструктура) и резкого увеличения потока туристов не произошло.

Помните фразу Мутко про «белых слонов»? Она родилась после окончания чемепионата мира в ЮАР. Если трактовать вольно, так в Африке называют грандиозные проекты, которые в итоге оказались не нужны. Аналогичный перевод — чемодан без ручки. Который и нести хлопотно и бросить нельзя. Затраты есть, а пользы — никакой.

На большинстве стадионов в этой стране хоть какие-то деньги пытаются «отбить», проводя игры по крикету и регби, которые собирают гораздо больше зрителей нежели матчи местных футбольных команд. Но, в основном, все проблемы легло на плечи государства, которое выделяет дотации .

Да что говорить о ЮАР, если в Мекке футбола — Бразилии, проблемы с посещаемостью и долгами после ЧМ-2014 испытывает даже знаменитая «Маракана»! А арена в столице страны — в городе Бразилиа, и вовсе не используется, там не нашли ничего лучше, как просто открыть около нее парковку для автомобилей!

Читайте также

Учитывая, что на резкий приток туристов после ЧМ-2018 нам, как и вышеупомянутым странам, рассчитывать не приходится, а доходы населения не позволят платить за билеты слишком высокую цену, то на заполняемость арен, в большинстве городов рассчитывать вряд ли приходится.

Ну, свои «десяточки» в среднем Волгоград, Ростов-на-Дону, Самара соберут. Ну, создадут клуб второй лиги в Сочи. Но в целом все останется без изменений. И посещаемость, и контроль клубов со стороны других структур. И будут у нас, как в ЮАР, стоять почти в десятке городов полупустые «памятники ЧМ-2018». Только называть их лучше не «белыми слонами», а «белыми бычками» *.


*Сказка про белого бычка — постоянно повторяющаяся фраза, выражение, ситуация, разговор, мысль, история, ни на что не влияющая, ничего не меняющая, никак не разрешающая проблему.

Последние новости
Цитаты
Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Сергей Кулик

Крымский политический обозреватель

Олег Смирнов

Заслуженный пилот СССР

Комментарии
В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня