За всеми событиями, связанными с отстранениями наших спортсменов и федераций пока серьёзно не обсуждалось будущее отечественного хоккея, который, напомним, является главным массовым видом спорта для президента страны Владимира Путина.
А ведь примерно семь месяцев назад кулуарная борьба за контроль над российским хоккеем громко ворвалась в медийное пространство. Тогда, осенью 2021 года, в преддверии зимней Олимпиады-2022 в Пекине шла настоящая борьба не только за кураторство на Играх, но и за дальнейшее влияние в отечественном хоккее.
«СП» сообщала, что тогда это борьба развернулась между «московскими» и «питерскими». Первых представляли Игорь Сечин (председатель совета директоров компании «Роснефть», председатель Наблюдательного совета ЦСКА) и Михаил Мишустин (председатель правительства Российской Федерации, бывший член Наблюдательного совета ЦСКА). А вторых — семья Ротенбергов — отец и сын Аркадий и Роман.
И в начале глава Федерации хоккея России (ФХР) Владислав Третьяк объявил, что главным тренером команды в Пекине будет Олег Знарок, триумфатор Олимпиады-2018. Однако спустя сутки всё резко переменилось. Внезапно на совещании в узком кругу за наглухо закрытыми дверьми было объявлено, что рулевым станет Алексей Жамнов, человек, который вообще не фигурировал в числе кандидатов. И эта фигура тогда устроила всех. Говорили, что его пролоббировал Геннадий Тимченко, который находился над схваткой.
Однако, победу всё же одержали тогда «московские». В штабе у Жамнова, в качестве помощников были их кандидаты, в том числе и главный тренер ЦСКА Сергей Фёдоров, а Ротенберг-младший был вовсе отодвинут от главной команды «Красной машины». В итоге, как известно, всё закончилось серебром. Точнее, проигрышем финнам в финале.
Однако, извлечь дивиденды из этого результата и усилить свое влияние «московской» группировке не удалось по понятным внешнеполитическим причинам. Профессиональный спорт как престижная сфера, на которой можно заработать очки, на данный момент стремительно растерял свою значимость. В условиях отстранения России на неопределенный срок от международных турниров даже обласканный на самых верхах власти хоккей перестал быть интересен в качестве способа зарабатывать авторитет и решать личные вопросы. Сейчас не до этого.
«Петербургская» группа, сконцентрировавшая в свои руках все управленческие функции на протяжении нескольких лет, снова приподняла голову. Но сейчас брать на себя ответственность, когда ближайшее будущее остается неясным, никто не торопится. Значит, проще всего оставить всё как было и ждать удобного момента для возвращения инициативы. А пока пауза.
Неслучайно ходят упорные слухи о сохранении Владиславом Третьяком поста президента ФХР на очередной срок. Формально для этого ещё надо выиграть выборы. Но опыт прошлых лет свидетельствует о том, что претендент, получивший одобрение «сверху», шансов потерпеть поражение почти не имеет.
Еще зимой относительно перспектив заслуженного человека все было гораздо хуже. В хоккейных кругах было известно, что легенду нашего и мирового хоккея планировалось дружно поздравить с 70-летним юбилеем и торжественно проводить на пенсию. В качестве его преемника на посту главы ФХР фигурировал Павел Буре. Но время прошло, начались известные события и Буре отказался, что косвенно говорит о позиции другого лагеря (московского), не торопящегося формировать события, и мнении самой легенды, не желающей подписываться на пост, на котором ничем интересным, креативным и новым сейчас отметиться нельзя.
Расписывать в ярких красках победы над белорусами в малозначимых турнирах и отчитываться о прогрессе в строительстве новых катков —слишком мелко для главы федерации одной из ведущих хоккейных держав. Никаких бонусов из нее не извлечешь. Ни политических, ни материальных, ни имиджевых.
Пока авторитетные люди, полностью заняты финалом Кубка Гагарина между ЦСКА и магнитогорским «Металлургом», и дали своим оппонентам собрать команду во главе с Сергеем Зубовым и Романом Ротенбергом для матчей против белорусов в Туле. Однако никаких поползновений к захвату сферы влияния пока не наблюдается. В отличие от бурных событий осени и зимы.
Алексей Жамнов, пока и вовсе никак не проявляется и о нём ничего практически неизвестно. Хотя с поста главного тренера сборной он не уходил и никто его не увольнял. Поэтому всё останется как было и ничего толком менять не будут. Но и подковёрной борьбы тоже ожидать не следует. Пока российский хоккей находится в мировой изоляции, он остается ценностью локального значения. А значит, влиятельным людям и приближенным к главному болельщику пока нет смысла проявлять активность.