Исполком Международного олимпийского комитета 28 марта должен определиться с допуском российских и белорусских спортсменов на международные соревнования. Глава МОК Томас Бах незадолго до этого заявил, что основополагающие документы организации не допускают полной изоляции людей по национальному признаку.
«Мы стоим перед дилеммой. Мы чувствуем, страдаем и понимаем украинский народ и спортсменов. С другой стороны, мы, как глобальная организация, несем ответственность за права человека и Олимпийскую хартию. Обе составляющие не допускают такой тотальной изоляции людей с определенным паспортом», — сказал он.
Чиновник выступил против влияния политики на спорт, при этом считает, что МОК должен оставаться нейтральным, но не аполитичным. «Мы хорошо знаем, что политика правит миром. Мы хорошо знаем, что наши решения имеют политические последствия, мы должны учитывать это в своем мышлении», — отметил он.
В конце января Исполком МОК выступил за возвращение российских и белорусских спортсменов на международные соревнования в нейтральном статусе при выполнении ряда условий, но при этом предложил не допускать атлетов, которые активно поддерживают спецоперацию на Украине. По словам Баха, МОК может рекомендовать запретить спортсменам демонстрировать символ Z.
«Наши принципы ясны — всякая активная поддержка военных действий, в том числе демонстрация символа Z на одежде, в соцсетях и так далее, запрещена. Тот, кто будет это делать, не должен принимать участие в соревнованиях, но это будут решать федерации, так как МОК может только дать рекомендацию», — оговорился глава организации.
Томас Бах пообещал, что 28 марта будут озвучены ориентиры в отношении спортсменов, имеющих прямое отношение к Вооруженным силам РФ или связи с военными организациями. Стоит напомнить, что в феврале не без участия Баха МОК рекомендовал международным спортивным федерациям не допускать спортсменов из России и Белоруссии к участию в соревнованиях из-за украинского конфликта. Большинство федераций этим рекомендациям последовали, хотя некоторые все же допустили наших атлетов в нейтральном статусе.
Как считает олимпийский чемпион по хоккею, депутат Госдумы Вячеслав Фетисов, российские спортивные организации должны оказывать на МОК давление по вопросу участия наших атлетов в мировых соревнованиях. Он отметил, что МОК рекомендует федерациям принимать решения, которые официально нигде не закреплены.
«Идут рекомендации от Томаса Баха, которые тоже не имеют официального статуса. Если ситуация с недопуском связана с СВО, то они должны внести в хартию пункт о том, что стороны или сторона — участница военного конфликта должна отстраняться от международных соревнований, но тогда МОК будет не спортивной организацией, а военно-политической. Надо предложить МОК принять такое решение или вернуть наших спортсменов», — подчеркнул Вячеслав Фетисов.
Он также заметил, что сейчас в мире происходит больше 25 конфликтов, но «почему-то все свелось к одному, который касается нашей страны».
Олимпийский чемпион считает, что в случае отсутствия ответа МОК, Россия должна обратиться за ответом в ООН. Он напомнил, что даже во времена холодной войны спортсменов не отстраняли от соревнований. «Нынешние решения МОК совершенно беспредельные», — уверен Вячеслав Фетисов.
Эти решения активно поддерживаются целым рядом стран и спортивных федераций, но что-то все-таки идет не так. И это «не так» весьма банально — деньги. Томаса Баха, как и других спортивных чиновников, это не может не беспокоить.
«Есть виды спорта, где они теряют зрителей, что называется, на ходу. Конечно, есть и виды спорта, где никто даже не замечает, что нет россиян. Не во всех видах у нас все хорошо», — отметила олимпийская чемпионка, глава Федерации лыжных гонок России Елена Вяльбе.
Она также подчеркнула неприемлемость условий, которые пытается продвигать МОК для российских и белорусских спортсменов.
Так чего же хочет Томас Бах? Почему он заерзал на своем стуле? Двукратный олимпийский чемпион по биатлону Дмитрий Васильев считает очевидным разворот точки зрения Баха на 180 градусов.
— Можно только догадываться почему, но с большой долей вероятности это связано с тем, что надо будет отвечать за все, что он наделал. Он нарушил все возможные законы: и Олимпийскую хартию, и основополагающие законы олимпийского движения. Настанет момент, когда острая стадия закончится, все сядут за стол и будут договариваться, но при этом будут подводить итоги — кто что сделал, кто что наделал. Бах сейчас пытается неуклюже все поправить, но это бесперспективно, потому что, пока СВО не закончится, ему ничего поправить не удастся.
Надеюсь, острая стадия быстро закончится, и тогда можно говорить о том, что российские спортсмены будут полноправными участниками международного олимпийского движения. А то, что сделал Томас Бах, конечно, останется в истории. Это человек, который разрушил олимпийское движение.
«СП»: Финансовые проблемы могут быть причиной ёрзанья Баха и других международных чиновников в креслах руководства МОК?
— Конечно. Здесь много факторов. И моральный, и правовой, и, конечно, финансы. Зрелищность потерялась.
Норвежцы, которым разрешено использовать все запрещенные препараты (они нашли лазейку в виде терапевтических исключений), теперь во всех протоколах лыжных видов фигурируют, а зрелищность пропала вообще. Это стало неинтересно зрителям, а раз стало неинтересно, то спонсоры постепенно начинают уходить из спорта. Естественно, забили в колокола, надо спасать ситуацию, каким-то образом ее выровнять, но разрушить-то быстро, а вот наладить не так просто.
«СП»: Должна ли Россия соглашаться на фактически дискриминационные условия участия в соревнования, которые пытается продвигать МОК, в том числе нейтральный статус? Может, нашим чиновникам стоит перестать мямлить, соблюдать политкорректность и начать выдвигать свои условия?
— Я давно об этом говорю. Нашим чиновникам — и президенту Олимпийского комитета России Станиславу Позднякову, и министру спорта Олегу Матыцину надо быть более жесткими и уже не то, что по столу кулаком бить, а, опираясь на международное спортивное право, требовать! А мы все пытаемся в какую-то толерантность играть.
Какая толерантность?! О нас ноги вытирают. Причем давным-давно уже, когда еще были благоприятные времена.
То, что некоторые чиновники пытаются из спортивных организаций сделать политические, это очередное нарушение. Как известно, в хорошие времена спорт всегда был вне политики, а сейчас активно затаскивается в нее. И самое главное, что определяют это чиновники, которые вообще не имеют на это права. У них нет никаких полномочий заставлять спортсменов других стран подписывать какие-то отречения от своей страны, идти под нейтральным флагом.
Два-четыре года назад, когда нас незаконно отстранили, придумали какую-то коллективную ответственность, я говорил, что нас унизили, но спортсмены не должны страдать, надо ехать. Сейчас в корне другая ситуация. Ни на какие олимпийские игры ехать нельзя, а уж тем более в нейтральном статусе, без флага, без гимна. Ситуация сравнима с 1941 годом. Какие могут быть олимпийские игры? Кто обеспечит безопасность, кому можно доверять? Во Франции? Посмотрите, что там творится. О какой безопасности может идти речь? Кто ее обеспечит? Никто! Найдется значительная часть негодяев, которые будут осуществлять провокации, а может, и теракты в отношении наших спортсменов и делегаций.
Командой ехать не надо. Спортсменам отдельным запрещать не стоит, пусть берут сами на себя ответственность.
«СП»: Есть шанс, что мы попадем именно командой с флагом, с гимном на Олимпиаду в Париже? Или когда?
— Через четыре года.