Самолет-убийца: Сколько тысяч пассажиров отправил на тот свет «Боинг-737»

«Умные» роботы, управляющие лайнером не оставляют пилотам шансов на спасение

  
45918
На фото: «Боинг» модели 737
На фото: «Боинг» модели 737 (Фото: Марина Лысцева/ ТАСС)

Вчера чиновник из Министерства транспорта Эфиопии Муса Йихейс официально заявил о том, что причины крушения авиалайнеров «Боинг» модели 737 МАХ 8 компании-перевозчика Ethiopian Airlines, разбившегося 10 марта в Эфиопии, а также подобная катастрофа, произошедшая 29 октября 2018 года в Индонезии с самолетом Lion Air, являются идентичными. Хотя в самой компании это отрицают.

Кстати, в конце прошлой недели СМИ сообщили о том, что компания «Боинг» в экстренном порядке разрабатывает обновленную версию программного обеспечения для системы улучшения характеристик маневрирования (MCAS), действующей в самолетах модели 737 МАХ. Последней каплей для такого спешного решения, скорей всего, и стало крушение самолетов модификации МАХ-8.

Между тем, в ходе расследования этих крушений уже стало известно о схожих причинах катастроф двух лайнеров: триммеры (хвостовые детали рулевого управления) обоих «Боингов» были зафиксированы в неестественном для полетного режима положении. Что же пошло не так во время полета? Когда специалисты разбирали причины предыдущей катастрофы, они тщательнейшим образом изучили записи с «черного ящика». И из расшифровки стало ясно, что пилоты более двадцати раз предотвращали сваливание лайнера в пике, которое спровоцировала сама система MCAS!

Читайте также
Россия упустит шанс и не заменит Boeing США  на свои МС-21 Россия упустит шанс и не заменит Boeing США на свои МС-21 Катастрофы американских лайнеров дают нашему авиастроению уникальную возможность, но зря

Выяснилось, в частности, что в тот раз эта автоматическая система получала неверные показания датчиков самолета и методично, раз за разом создавала в полете аварийные ситуации. Звучит невероятно и абсурдно, но в результате, экипаж на протяжении всего полета был вынужден бороться с системой улучшения характеристик маневрирования. «Тот факт, что летчики боролись с системой MCAS много раз, означает, что сценарий спасения был невероятным», — пояснил эксперт Дэвид Суси во время прошлогоднего «разбора полетов». В переводе на русский это означало: у пилотов просто не было шансов на спасение лайнера и экипажа. Эту информацию слово в слово подтвердил также и руководитель отделения по воздушным инцидентам Национального комитета по безопасности транспорта Индонезии Нуркахио Утомо. Исходя из расшифровок «черного ящика», «Боинг» то начинал падать (когда система неуклонно направляла его к земле), то резко набирал высоту (когда вмешивались пилоты). В итоге, победила автоматическая система MCAS, то есть робот. А все потому, что экипаж решил не отключать MCAS до отправления в рейс.

А вот пилоты «Боинга», летевшего за сутки до рокового полета, сочли за лучшее перестраховаться и отключили систему (правда, не сразу). А ведь, судя из последующего опроса командира воздушного судна и второго пилота, в тот раз в самом начале полета у экипажа возникли абсолютно аналогичные проблемы. Например, электроника лайнера начала выдавать череду ошибочных данных, в том числе, и неправильную скорость, которая отражалась на приборах в кабине корабля. Это вызвало самопроизвольное отклонение стабилизаторов судна, что привело к резонансной тряске. На трех километрах высоты лайнер на шестой минуте полета начал клевать носом. А это грозило сваливанию в крутое пике. Именно в этот момент пилоты и отключили MCAS. И все в тот раз завершилось благополучно.

У нас инцидент, произошедший 10 марта, самым подробным образом разбирали в Министерстве транспорта России. В частности, заместитель главы этого ведомства Александр Юрчик, выступая на Коллегии Росавиации 14 марта, заявил: «Намечается такая ярко видимая ситуация, что именно недостатки разработки и сертификации воздушного судна привели к тем двум катастрофам, которые произошли с новейшей моделью «Боинга».

Читайте также
«Грачи» в небе над Идлибом: Су-25 вернулись в Сирию «Грачи» в небе над Идлибом: Су-25 вернулись в Сирию Российские штурмовики на авиабазе «Хмеймим». А может и не улетали

На сегодняшний день, как известно, практически во всех странах мира уже запретили полеты «Боингов» модели 737 МАХ. И более 30 компаний-операторов отказались от их эксплуатации. Между тем, этот самолет уже заслуженно считают самым опасным в мире. Так, всего на март 2019 года с лайнерами «Боинг-737» произошло в общей сложности 465 серьезных авиационных инцидентов, из которых 211 привели к разрушениям (катастрофам) самолетов, приведших к гибели 5400 человек. Это в три с половиной раз больше числа жертв крушения «Титаника». Напомним, что «Боинг-737» является самым массовым коммерческим авиалайнером в мире. За 50 лет их произведено почти 10.000 штук. Более того, 737-й — долгожитель: лайнеры изготавливаются и поставляются компанией с 1968 года. И поколение МАКС — четвертое и самое новое.

Между тем, как сообщается в СМИ, семьи погибших уже начинают подавать коллективные иски к компании «Боинг». И какие суммы будут при этом фигурировать, пока неизвестно никому (процесс только-только набирает обороты). Возможно, иски составят сумму в миллиарды долларов. Ведь речь идет о жизнях по крайней мере сотен погибших людей. И в свете того, что между «Боингом» и его конкурентом, компанией Airbus, идет жесточайшая борьба за рынки сбыта, это не сулит изготовителю 737 МАХ ничего хорошего. О банкротстве, конечно, еще никто не заикается, но все же… Словом, будущее покажет.


Крушение Boeing 737 MAX: Эксперты при анализе самописцев нашли сходство двух катастроф Boeing 737 MAX

Авиакатастрофа в Эфиопии: Появилась новая версия крушения Boeing в Эфиопии

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Андрей Раевский (The Saker)

Военный аналитик

Андрей Гудков

Экономист, профессор Академии труда и социальных отношений

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости НСН
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня