«Учителя в новейшее время низведены до уровня чуть ли не обслуги... принеси, подай...»
Сергей Аксенов
Россияне ждали пришедшего года быка, как манны небесной. Надеялись на то, что мучения, которые принес нам 2020 год, наконец-то, закончились. И в 2021-м нам удастся хоть немного отдохнуть. Но коронавирус еще бродит по планете. Совсем недавно, например, вдруг стало известно, что на территории России обнаружен южноафриканский штамм коронавирусной инфекции.
Собственно, у россиян, которые собираются провести лето на даче, вскапывая грядки и выращивая на них орурчики-помидорчики, риски меньше, чем у тех, намерен отдохнуть в этом году за рубежом.
По традиции, сложившейся за последние годы, некоторые завсегдатаи зарубежных вояжей не просто собираются, а уже рванули «за бугор», да не в традиционные Турцию или Египет. Сегодня популярным у россиян стал экзотический Занзибар. Это, если кто не знает — архипелаг в Танзании — у восточного побережья Африки. Прозрачные воды Индийского океана, ослепительно белые пески шикарных пляжей…
Россияне, соскучившись по теплым странам, действительно, тысячами улетают на отдых на Занзибар вместо привычных Турции и Египта. По данным статистики погранслужбы ФСБ РФ, в 2020-м на Занзибаре уже отдохнули 50 тысяч россиян. И 43,3 тысячи из них — в самый разгар второй волны коронавируса — в четвертом квартале прошлого года. Самоизоляция сделала свое дело: изголодавшиеся по морю россияне стремились наверстать упущенное в этой южной стране. Ведь на Занзибаре есть все, от чего они, казалось, уже отвыкли: море солнце…
А еще — коронавирус. Последнее оказалось для многих из российских туристов полной неожиданностью. Но пока гонка за экзотикой и возможность посетить жаркую Африку набирала темп, на опасность подцепить ковид вроде как не обращали внимания.
«По внутренним данным основных билетных сайтов, в 2021-м число бронирований и поисков билетов в Танзанию выросло еще в несколько раз по сравнению с аналогичным периодом 2020 года, — рассказывает независимый аналитик Александр Драган. — В этом плане Танзания обогнала по доле поисков даже Черногорию и Сербию, куда не составляло большого труда попасть, несмотря на перекрытое авиасообщение. На сегодня Танзания в России входит по популярности в топ-15 стран».
Похоже, россиян не останавливает даже то, что 17 марта от коронавируса скончался президент Танзании Джон Магуфули.
Причем, это произошло как гром среди ясного неба. Дело в том, что глава этого африканского государства в принципе не признавал такой болезни, как СOVID-19. А «простуду», как он называл эту инфекцию, нужно лечить травами. Тем не менее, сейчас уже ни для кого не секрет, что в конце декабря в Танзании произошла вспышка коронавируса. Но даже после этого официальная позиция местных властей не поменялась: такого заболевания, как COVID-19, для них не существует. И как результат такой политики — на Занзибар и прилегающие к нему острова продолжают прибывать туристы со всего мира. Прилетают, отдыхают, общаются и, соответственно, заражают друг друга. Много среди них россиян, которые уже понимают, куда попали, хоть и с запозданием.
«Два дня назад умер коллега, отдыхавший с семьей на Занзибаре. 42 года, 80%, умер на 8-й день болезни, ковид подтвержден по прилету, жена в больнице». Такие или подобные отзывы можно прочитать в соцсетях, где туристы делятся своими впечатлениями от поездки в Танзанию. А те, кому повезло, и кто не подхватил заразу, продолжают нахваливать «чудесный» отдых на «волшебном» острове.
«Люди, никакие справки и тесты не нужны!!! Здесь пустынные пляжи, чистейший океан, сама по себе держится социальная дистанция!», — восторженно отзываются туристы о новом направлении. «Если из нашего родного города до Москвы пришлось в самолете сидеть в масках, то на Занзибар мы летели абсолютно свободные, — поделилась своими впечатлениями от перелета молодая мамочка. — Никто в салоне ничего не носил. Мы надели респираторы, только чтобы сделать селфи, и тут же сняли, а малыша так и вообще не мучили». Единственное, что ей и ее спутникам, видимо, не понравилось, — это большущая очередь и давка в аэропорту, в которой пришлось толпиться с ребенком на руках. Но южноафриканский вирус как-то же попадает в Россию. Не в таких ли аэропортовских толчеях он передается?
Но люди даже слышать об рисках не хотят. «Мы специально мониторили все новости, ничего такого и близко нет», — уверена девушка, считая, видимо, что заражаются болезнью какими-то другими способами. Но чудес не бывает.
Кстати, то, что южноафриканский штамм можно подхватить только в ЮАР, — это скорей стереотип. Не может он быть ограничен такой локальной территорией. Если уж этот вирус гуляет по Южной Африке, то он с большой вероятностью распространяется и по всему черному континенту, в том числе и в Танзании. Наверное, по той причине, что Занзибар сейчас является топовым направлением, его и могли привезти в Россию наши соотечественники, а потом — обнаружить сотрудники Роспотребнадзора.
Да ладно бы просто ковид. В конце прошлого года на всю Россию прозвучала история, когда сын экс-мэра Архангельска Александр Донской скончался от малярии, которую подхватил на отдыхе в Занзибаре. Еще одну россиянку, двухлетнюю пермячку Еву, московским врачам удалось спасти — девочку укусила на Занзибаре муха-цеце. И такие примеры — не редкость.
Девять городов России отправляют сегодня прямые рейсы на Занзибар — один-два самолета в неделю. Увы, людей волнует не их собственное здоровье, здоровье их близких, а опасность закрытия границ.
«Собираемся лететь, несмотря ни на что. Пугает только одно обстоятельство — вдруг после смерти президента все-таки введут ограничения и карантин, хотелось бы проскочить», — рассуждает Татьяна, которая собирается на курорт с двумя маленькими детьми.
Такое легкомыслие наводит на некоторые размышления и заставляет лишний раз подумать о том, что не лучше ли вместо теплого моря отправиться не за южноафриканским штаммом коронавируса на Занзибар, а за очередной порцией здоровья — «в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов».