Испания — прекрасная страна, но здешние законы против воровства смело можно назвать идиотскими. По крайней мере, охоту к преступному промыслу они не отбивают. Кража без применения насилия не считается в стране серьезным преступлением. Власти утверждают, что у них не хватает бюджетных средств и тюрем, чтобы изолировать воров. Поэтому, если карманника (или грабителя, вырвавшего сумку) поймают с поличным и у него будет при себе не более 400 евро — неплохая такая квота на разовый заработок — его посадят в тюрьму на три дня (!!!). Или просто выпишут штраф и сразу выпустят обратно — на «работу». Как-то крупнейшая испанская газета El Pais опубликовала статью «10 самых опасных карманников Барселоны». В ней говорилось, что каждый из «великолепной десятки» имеет за плечами по 40−60 подобных «предварительных арестов». Мысль о том, что если бы наказание за воровство было серьезнее, представителей этой «профессии» стало бы гораздо меньше, испанскому правительству не кажется разумной.
Поэтому воровство в Испании — это настоящая индустрия, а в Барселоне, где огромные потоки туристов, его объемы стали настоящей эпидемией, на которую жалуются и местные жители, и приезжие. Барселонские воры настолько ничего не боятся, что даже соглашаются поучаствовать в съемках документальных фильмов американского и британского телевидения на эту тему, не скрывая лиц, и нагло рассуждая о том, как тяжело им, бедняжкам, воровать, при этом самодовольно добавляя, что за день бывает выручка до 8 тысяч евро.
Количество воров возросло за счет эмигрантов из арабских стран и бедной части Европы (например, Румынии). Эти люди не хотят трудиться официально, предпочитая легкий хлеб, и воруют целыми семьями, на что и живут совсем неплохо. Эмигранты облюбовали квартал в самом центре города, и теперь все путеводители в один голос не советуют туристам гулять по Равалю, особенно в темное время суток. Откровенно говоря, это не совсем так. Я ходил по Равалю и днем, и ночью, поскольку мой дом находился на границе с этим районом, и могу сказать, что этнические преступники не воруют там, где живут, предпочитая выходить на дело в более людные места. Вас могут легко «обнести» на пляже, в метро, кафе, во время наблюдения за уличным представлением
Типы воров и кого они грабят
Вся Барселона зарисована социальными граффити на тему «Карманники любят туристов». Памятки о том, что вас могут ограбить, наклеены у входов в метро и магазины (и не удивлюсь, если ваш кошелек вытащат, пока вы внимательно читаете такую памятку).
Туристы действительно являются главной мишенью уличных воров, и часто сами виноваты в пропаже своих вещей. Они ведут себя очень расслабленно, считая, что в центре такого туристического мегаполиса, как Барселона, с ними ничего плохого произойти не может. Но именно в центре, на бульваре Рамбла и вокруг него, а также возле самых привлекательных достопримечательностей вроде Саграда Фамилии и Парка Гуэля, орудует больше всего воров.
Если вы выкладываете кошелек и телефон на столик в кафе, складываете все деньги и документы в одну дамскую сумочку (это типичная «болезнь» именно российских отдыхающих), носите ценности в заднем кармане брюк или на вашей спине висит рюкзак — вы практически умоляете воров вас ограбить! И если кража произошла, шансов, что ваши вещи вернут, нет практически никаких, потому что в полицию обращаются каждый день сотни обворованных туристов и никто эти дела не расследует.
Более того, часто, вернувшись домой, туристы, у которых украли мобильник, еще и получают из телефонной компании гигантские счета, и узнают, что с их номера назвонили на тысячи евро в какой-нибудь Ливан или Пакистан. Это такой теневой бизнес. В упомянутом эмигрантском районе Раваль есть множество арабских лавочек, где висят объявления, предлагающие соотечественникам буквально за копейки позвонить на родину. Вот с ворованных телефонов они и звонят, прежде чем сим-карта будет выброшена, а сам аппарат продан. Так что, если ваш сотовый оператор не отключает автоматически исходящие звонки после того, как на счете закончатся средства, в случае ограбления неплохо бы блокировать не только кредитки, но и телефонный номер.
Кроме карманников, есть вид воров «tiron» — тянульщики, которые стягивают у вас с плеча (или стула в кафе) сумку и скрываются с ней. Такого я самолично однажды сдал полиции. Выхожу как-то из своей квартиры на последнем этаже дома, а у меня на лестничной клетке стоит посторонний мужчина (я знаю всех своих соседей) с женской сумкой в руках. А возле подъезда озабоченно вьется стайка полицейских, которым я указал, где находится тот, кого они ищут.
Еще один тип воров — «pinchados», прокольщики, они крадут то, что плохо лежит в автомобилях, разводя доверчивых водителей: вы останавливаетесь на обочине, и до того, как успеете выйти и закрыть машину, преступник стучит вам в окно и озабоченно сообщает, что у вас проколото колесо. Вы бросаетесь смотреть, что же там случилось, не заботясь о том, чтобы закрыть окно или дверь. В это время воры спокойно достают все, что есть в машине.
О способах, которые применяют барселонские воры, чтобы отвлекать и «разводить лохов», стоит написать отдельно.
Личный опыт и способы «разводок»
Иногда технологии разводок, которые используют барселонские воры, просто изумляют. Однажды меня на горе Монтжуик, уж простите за неаппетитные подробности, неслабо обделала пролетающая мимо птица. Правда, никакой птицы я не увидел, да и странно, что ее помет долетел до меня сквозь огромные деревья и попал не на голову, а на спину. Оказавшийся рядом гражданин картинно ужаснулся, бешено замахал в сторону неба и закричал про плохую птицу, а потом достал из кармана платок и дружелюбно подскочил ко мне, чтобы помочь оттереться. Я не большой любитель того, чтобы ко мне прикасались посторонние люди, поэтому помощь отверг и отправился сам мыться к фонтану. Когда рассказал о странной истории местным друзьям, они сообщили, что отказавшись от помощи, я спасся от ограбления. Разводка называется «птичка»: воры обливают туристов жидкостью, похожей на птичий помет или кровь (используя для этих целей разбавленные горчицу или кетчуп), а потом, бросаясь помогать, приделывают «ноги» кошелькам и телефонам.
Однажды меня все-таки обокрали, устроив спектакль возле турникетов у входа на станцию метро Drassanes. Целью воров был, как они думали, смартфон (на самом деле недорогой плеер), который лежал в кармане куртки. Я шел в наушниках, а, значит, лишившись музыки, сразу бы понял, что гаджет пропал. Воры это тоже отлично понимали. Перегородив доступ к турникетам, они стали размахивать руками, что-то орать. Я достал наушники из ушей, а когда через две минуты вставил их обратно, стало понятно, что музыка кончилась насовсем. Кстати, упомянутая станция, находящаяся в центре туристической Барселоны, возле памятника Колумбу и порта — излюбленное место работы карманников, я дважды находил там пустые кошельки с документами, выброшенные ворами, и передавал их полицейским.
Еще один способ отвлечь внимание туристов — «сборщики подписей», которых часто можно встретить тоже возле порта. Стайка молодых людей с бумажками на планшетах и ручками просят вас подписаться за какое-нибудь благое дело: выживание детенышей тюленей или мир во всем мире. Пока добросердечные граждане спасают планету, вещи перекочевывают к ворам.
В следующем разводе принимают участие фальшивые полицейские. Сначала к тому, кого хотят обворовать, подходит прохожий, и начинает что-то спрашивать, потом появляется псевдополицейский, хватает этого прохожего за руку, говорит, что это — карманник, так что неплохо бы туристу проверить кошелек. Он достает этот самый кошелек, который выхватывают у него из рук и мгновенно «делают ноги».
Разводка с цветком рассчитана на женщин: к даме (или ее ребенку) подходит человек и вручает цветок (или заправляет его в волосы), потому что она такая красивая и милая. Но тут же просит копеечку, ведь так тяжко жить в кризис! Даме не жалко, но когда она достает кошелек, чтобы подать нищему, у нее ловко похищают все деньги, а за то время, что даму отвлекали цветком, подельник вора еще и успевает пошарить по ее сумке и карманам.
Женщины-воровки маскируются под небедных туристок, которые стоят, развернув огромную карту, а потом случайно «падают» на кого-нибудь, прикрывая этой картой «место преступления», то есть сумки и карманы, где они во время «падения» орудуют.
Следующий способ используют на мужчинах, он называется почему-то в честь бразильского футболиста «Роналдиньо». Жертва идет по городу, и тут к ней подскакивает веселый молодой человек, который перебрасывает ногами воображаемый футбольный мяч и пасует его жертве. Приобнимает того, кого собирается ограбить, кричит о любви к футбольному клубу «Барселона», потом исчезает, прихватив деньги и телефон из карманов.
Еще к мужчинам по вечерам пристают воровки, замаскированные под проституток, которые якобы активно предлагают свои услуги — пока мужчина будет в шоке оттого, что дамочка схватила его за гениталии, она, продолжая его лапать, свободной рукой уведет из кармана кошелек с телефоном.
Самая свежая «разводка» связана с популярными в Каталонии манифестациями против кризиса или за независимость. Небольшая группка людей приходит в какое-нибудь оживленное место, достает плакаты с разными лозунгами, машет ими, поет пару песен, а в это время их подельники обчищают зевак. Минут через десять «манифестация» сворачивается и отправляется в новое место.
Разводок сотни — это может быть и пьяный, заваливающийся на вас, и спрашивающая дорогу девушка, человек, изображающий, что ему стало плохо, даже милая девочка лет десяти, которая вдруг решит вас обнять или старик с тростью, который, уходя, потянет этой тростью за собой вашу стоящую на стуле или на полу сумку. Уберечься от таких воров, в принципе, довольно просто, достаточно строго следовать предписанию классика — «никогда не разговаривайте с незнакомцами». Но, учитывая, что на подобные разводы попадается каждый год множество людей, Барселона продолжает оставаться для воров настоящим клондайком.
Перепродажа краденого
Все украденное воры сдают своим «распространителям». В районе Раваль множество лавочек торгуют «бывшими в употреблении» мобильными телефонами и фотоаппаратами, которые им бесперебойно поставляют воры с улиц города. Никто даже не собирается выяснять, каким способом попадает к продавцам вся эта техника. Причем на витринах выставлены не слишком презентабельные модели, и если вы не «свой», вас к ящику со смартфонами не отведут.
Имущество, добытое при более серьезных кражах (за ограбление квартиры или воровство дорогого компьютера, например, можно сесть на 7 лет), продают по выходным все в том же Равале, в магазинах без вывесок, но со сторожевыми собаками, которые не пускают внутрь незваных гостей. Входы в эти магазины заставлены разным хламом, и больше похожи на лавки старьевщиков. Но из глубин выходят довольные покупатели с новенькими стиральными машинами, компьютерами и даже диванами. А в эмигрантских пригородах существуют целые «супермаркеты», где продаются краденые вещи.
Фото автора