Ещё в 9 часов утра 9 мая 2021 года было неясно, состоится ли воздушная часть парада Победы над Москвой — погода явно не шептала, за окном сплошная хмарь. Вглядывающиеся в небо метеорологи с благополучными прогнозами не спешили, а накануне пресс-секретарь президента Дмитрий Песков допустил, что в случае плохой погоды самолёты над Красной площадью могут и не пролететь. Нужна была видимость как минимум 400 метров по нижней границе облаков на 4 километра по дальности видимости.
Министр обороны Сергей Шойгу ещё крестился, выезжая из ворот Спасской башни Кремля, президент Владимир Путин ещё заканчивал своё поздравление с76-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне, а окончательного решения о воздушном параде не было принято. Самолёты уже висели в воздушном коридоре, вертолёты молотили небо лопастями в ближнем Подмосковье, а команды не было.
Нижняя кромка облаков едва не цепляла рубиновые звёзды и золочёные двуглавые орлы на башнях Кремля, поэтому дать команду на пролёт над Красной площадью никто не решался. Но что-то щёлкнуло — то ли Шойгу намолил, то ли Путин договорился с «небесной канцелярией» — с неба неожиданно дунуло, облачность поднялась до необходимого уровня. И авиация полетела!
Был ли в этом какой-то риск для зрителей парада? В боевых условиях метеоминимум для полётов авиации 250 на 2,5 километра, возможно, что и меньше. Однако речь шла о групповом пролёте, в котором к тому же были задействованы как и более тихоходные вертолёты, так и реактивные самолёты. Им нужно было выстроиться на подлёте к Красной площади в единый строй, выстроить боевой порядок, соблюдать заданную скорость. Это архисложная задача, на которую способны только российские пилоты. Плюс им природа подарила если не комфортные, то вполне приемлемые условия для пролёта — облака поднялись выше 800 метров, а видимость повысилась более чем на два километра. Парни летели, как на параде! И без всякого риска.
Здесь можно вспомнить, что в истории военных парадов в честь Дня Победы воздушная часть пролётов авиации над Москвой отменялась трижды. Во время парада Победителей 24 июня 1945 года, а также 9 мая 2017 года и 9 мая 2019-го. В первом случае из-за сильного ливня, в остальных из-за низкой облачности. Безопасность была на первом месте — тогда самолёты тоже кружили в готовности близ Москвы, но курс на Красную площадь для них так и не открыли, хотя и ожидали «окна», чтобы покрасоваться в небе. А вот в этом году повезло — и пилотам ВКС России, которые в тренировочных полётах «накрутили» по 30−40 тысяч километров, так и зрителям на земле, которые восторгались мощью крыльев Родины.
История воздушных парадов в России уходит в далекое прошлое — с развитием авиации демонстрация новых самолётов стала регулярной. В 1911 году в России прошла Первая международная авиационная выставка — в Михайловском манеже Санкт-Петербурга. Тогда было продемонстрировано 19 аэропланов мировых и отечественных производителей.
А вот собственно история отечественных авиашоу началась 1 мая 1918 года, когда на Ходынском поле прошел первый военный и авиационный парад новой Советской республики. Участвовало в нем несколько десятков самолётов, среди которых самым значимым оказался биплан «Ньюпор-ХХI». Далее, с 18 августа 1933 года, когда было объявлено о праздновании Дня Воздушного флота СССР, воздушные парады проводились регулярно, вначале на Ходынском поле, а затем и над Красной площадью.
Одним из самых массовых стал авиапарад в 1939 году — тогда в небе над Москвой пролетело около 200 учебных самолётов. Они проводились нерегулярно, но, как правило, три раза в году, в честь праздников. Во время Великой Отечественной войны их не было, возобновились позднее.
Самым неудачным оказался воздушный парад 1 мая 1952 года, которым руководил сын Иосифа Сталина — генерал-майор авиации Василий Сталин. Тогда разбилось два новейших на ту пору реактивных бомбардировщика Ил-28, которые не долетели до Москвы из-за плохой погоды и совершили неудачную посадку.
Полёты над Москвой временно прекратили, но возобновили уже в 1957 году, чтобы продемонстрировать развивающуюся мощь отечественной авиации. Уже в истории современной России воздушные парады также стали обязательным атрибутом военных парадов 9 мая в честь дня Победы.
В 2020 году, когда из-за пандемии коронавируса COVID-19 большая часть торжественных мероприятий, посвященных 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941−1945 годов, в том числе и намечавшийся парад Победы на Красной площади в Москве были перенесены, на первое место вышел именно воздушный парад. Он стал самым масштабным в современной истории, когда в небо поднялись по всей стране 600 вертолётов и самолётов. Из них 75 пролетели в небе над столицей.
— С земли всё видится просто — вот пролетели вертолёты, за ними тяжелые самолёты, потом истребители, штурмовики, — рассказывает экс-командир Центра показа авиационной техники, в прошлом командир пилотажной группы «Русские витязи» летчик-ас полковник Анатолий Омельченко. — На самом деле это очень сложный механизм, в котором задействованы как сами пилоты, так и штабные, навигационные, метеорологические и прочие службы.
Представьте, вертолёты взлетают из Торжка, «стратеги» Ту-160 и Ту-95МС из Энгельса и с других аэродромов, часть истребителей из состава пилотажных групп «Русские витязи» и «Стрижи» из Подмосковья. И вот всю эту воздушную армаду, где разная скорость, подлётное время, возможности для маневра, нужно соединить в единый строй, чтобы четко по графику, который должен уложиться в пятиминутный интервал, провести над Красной площадью Москвы.
Нынешний парад Победы в воздушной его части блистать новинками, как и в прошлом году, не стал. Его открыли три тяжёлых военно-транспортных вертолёта Ми-26, ранее в торжествах участвовала одна такая боевая винтокрылая машина. В следующей вертолётной группе прошли Ми-8, Ми-34 и Ми-24, а также разведывательно-ударные Ка-52 «Аллигатор» и ударные Ми-28 «Ночной охотник».
А вот «господство в небе» захватили именно истребители. «Королями», бесспорно, были признаны 4 истребителя пятого поколения Су-57, достойно показали себя Су-30СМ, Су-35С, Су-34, а также фронтовые бомбардировщики Су-24 и штурмовики Су-25. Все внимательно разглядывали МиГ-31К с его гиперзвуковым ракетным комплексом «Кинжал».
Авиационных единиц в парадном воздушном строю было по количеству победных лет — 76 вертолётов и самолётов. Много это или мало в масштабе ВКС России? Небо Родины осталось-то кому защищать, коль все на параде?
— Могу сказать, что в парадном пролёте было задействовано «достаточное количество» всей имеющейся в наличии авиатехники российской армии, — говорит летчик Анатолий Омельченко. — Не будем оперировать точными цифрами, они входят в разряд военной тайны. Но вот, допустим, по сведениям интернета у нас «на крыле» 14 стратегических бомбардировщиков Ту-160, на самом деле их несколько, читайте значительно, больше.
Так же можно сказать и по имеющимся данным в вертолётном авиапарке, истребительной авиации. В открытых данных фигурирует та авиационная техника, которая полноценно выполняет каждодневные задачи, остальная находится в «закрытом режиме», но это не ржавый металл, а те самолёты и вертолёты, которые способны в любой момент встать в строй и подняться в воздух для решения боевых задач.
Не корректно говорить, что в параде задействовано какое-то процентное количество имеющегося летающего потенциала, это может быть и 0,5 процента, но зачем об этом говорить? У нас достаточно и для парадов, и для повседневного боевого дежурства.