Армии и войны

Советские дирижабли в Великую Отечественную войну

Пять интересных фактов из истории воздухоплавания

  
8315
Советские дирижабли в Великую Отечественную войну

21 ноября 1783 года воздушный шар братьев Монгольфье впервые поднял в воздух людей — известного ученого и дворянина. Был дан старт развитию воздухоплавания в мире, причем строительство аэростатов и дирижаблей развивалось параллельно с самолетостроением.

Баран, петух, маркиз

Братья Монгольфье получили от отца в наследство бумажную фабрику, но прославиться мечтали на поприще изобретений. Французов очень увлекла мысль построить воздушный шар, который смог бы поднять в небо человека. Свои эксперименты они проводили на фабричном дворе при большом стечении публики. Первые воздушные шары Монгольфье делали из холста, обклеивая их бумагой. Сначала жгли смесь шерсти и соломы, полагая, что именно такой коктейль дает некий «электрический дым». Затем стало очевидно, что шар поднимается с помощью подогретого воздуха.

В первом удачном опыте по поднятию в небо живых существ приняли участие баран, петух и утка. Именно их поместили в корзину. Полет длился восемь минут. И хотя под занавес шар прохудился, никто из животных при приземлении не пострадал.

21 ноября 1783 года пришел черед людей. Это были физик Пилатр де Розье и маркиз д’Арланд. Они даже ходили к королю Людовику XVI за особым разрешением, убеждали, что первыми в воздух должны подняться люди высшего сословия. И убедили.

Полет длился 25 минут, за это время воздушный шар, поднимаясь подчас на высоту 3000 футов, преодолел девять километров. Дальнейшая судьба первых воздухоплавателей сложилась трагически. Пилатр де Розье через два года погиб при попытке пересечь на воздушном шаре Ла-Манш. Маркиз же был вскоре уволен с военной службы, был вынужден проживать в родовом замке, где и покончил собой.

Генерал Львов и штабс-лекарь Кашинский

В России первенство в деле полетов на воздушных шарах устанавливается в двух номинациях. Первая — просто россиянин, который поднялся в небо, вторая — россиянин, взлетевший на шаре собственной конструкции.

20 сентября 1803 года на воздушном шаре француза Гарнерена поднялся в воздух генерал С.Л. Львов. То есть и в нашей стране первым стал представитель высшего сословия. Правда, генерал летал исключительно ради развлечения. Через год и тоже на воздушном шаре иностранной конструкции (бельгийца Робертсона) в небо устремился академик Я.Д. Захаров. Ученый выполнил ряд экспериментов.

Осенью 1805 года в Москве на шаре, изготовленном в России, взлетел штабс-лекарь Кашинский. Спустя еще 23 года в небе побывала и первая женщина — мещанка Ильинская, но история не сохранила даже ее имени.

Дело было новое, потому не обходилось без жертв. В 1847 году погиб воздухоплаватель Леде, его шар унесло в Ладожское озеро.

В свое время проявлял интерес к воздушным шарам Дмитрий Менделеев, предлагавший сделать закрытую гондолу для исследования высоких слоев атмосферы. Интересовались воздухоплаванием художник Илья Репин, писатель Лев Толстой.

Интересно, что самый первый беспилотный пролет воздушного шара в России продемонстрировал француз Минель в 1784 году. На него последовала незамедлительная реакция Екатерины II, запретившей запускать шары с 12 марта по 12 декабря. Во избежание пожаров, естественно.

Перископ из бочки

Наиболее выдающимся строителем дирижаблей был немецкий граф Фердинанд фон Цеппелин. В 1863 году, будучи уже немолодым человеком, он находился в США в качестве военного наблюдателя. Во время войны между Севером и Югом ему удалось подняться на воздушном шаре, и Цеппелин заболел воздухоплаванием.

Вернувшись домой и оставив службу, граф все свое имущество потратил на строительство так называемых цеппелинов. Фон Цеппелин с самого начала понял, что будущее — за управляемыми аэростатами. Двадцать лет он бился за то, чтобы военные обратили внимание на его работы. Наконец, в 1906 году военное ведомство приобрело у графа летательный аппарат под названием Z1. Благодаря работам фон Цеппелина к началу 1914 года Германия обладала самым мощным воздухоплавательным флотом в мире. В августе того же года цеппелины бомбили Антверпен. Одного дирижабля хватило, чтобы повредить более тысячи домов.

В условиях тумана цеппелины имели возможность подлететь к цели незамеченными, но плохая видимость существенно ухудшала и точность бомбометания. Для этого стали применять наблюдательные гондолы, которые спускали с дирижабля на стальных тросах длиной до 900 метров. В качестве первых гондол, которые сравнивали с перископами подлодок, использовались бочки из-под масла. Находившийся в гондоле наводчик сообщал о том, что видит, по телефону. Сам дирижабль оставался за облаками и был невидим с земли, не менее трудно было разглядеть и болтающуюся в воздухе бочку.

Советские дирижабли

В Советской России дирижаблестроение рассматривали исключительно в мирных целях. В частности, большую помощь первые управляемые аэростаты советского производства оказали в освоении Сибири.

Анализ наследства, доставшегося от царской России, позволил восстановить дирижабль «Астра», который переименовали в «Красную звезду». Вторым советским дирижаблем стал «VI Октябрь». Его построили в 1923 году в Петрограде. В ноябре того же года он совершил первый полет, который длился полчаса.

Со временем в Осоавиахиме СССР появилась специальная секция воздухоплавания. В 1924 году на средства рабочих химической промышленности Москвы был построен дирижабль под названием «Московский химик-резинщик». Его длина составляла 45 метров, диаметр — 10 метров.

В 1931 году в столице был создан комбинат «Дирежаблестрой». Лозунги тех лет призывали экономить пятачки и тратить их на строительство дирижаблей. В следующем году комбинат выпустил серию мягких дирижаблей, в том числе «СССР В-2 «Смольный», который однажды с корнем сорвало со стоянки. На донбасском аэродроме в Сталино его держали 60 якорей. И не удержали. В гондоле в тот момент находилось 11 экскурсантов-пионеров. Командир дирижабля Николай Гудованцев успел ухватиться за один из тросов и уже в воздухе, на высоте более ста метров, добрался до гондолы. Он запустил двигатели, переждал ураган и спустя почти шесть часов благополучно приземлил дирижабль. Впоследствии за этот поступок Гудованцев был награжден орденом Красной Звезды.

В военных целях

Советские дирижабли нашли широкое применение в Великой Отечественной войне. Они не бомбили позиции врага, не использовались в разведывательных целях, зато обеспечивали подготовку Воздушно-десантных войск. Самолеты для этого выделялись редко. Авиация в первые дни войны понесла большие потери, потому каждый самолет был на счету. Дошло в итоге до того, что более половины личного состава отдельных воздушно-десантных соединений накануне заброски в тыл врага не имели даже ознакомительных прыжков с парашютом.

И тогда было предложено организовать парашютную подготовку с помощью привязных аэростатов и дирижаблей. Это позволило сэкономить время и деньги. Центром парашютной подготовки стал Долгопрудный.

Параллельно дирижабли использовались как транспортные средства, доставлявшие по месту назначения газ, военное имущество, горючее. Интересно, что об уязвимости дирижаблей перестали беспокоиться, когда во время одного из полетов атаке подвергся воздушный агрегат в районе Калининского фронта. Получив сотни пробоин в оболочке, дирижабль спокойно вернулся на базу под Москвой.

Использовались дирижабли и для других целей. Например, в 1945 году дирижабль «Победа», откомандированный в Севастополь, помогал морякам обнаруживать мины и затонувшие суда в акватории Черного моря.

Снимок в открытие статьи: советский дирижабль СССР В-6/ Фото: wikimedia

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Александр Ющенко

Руководитель пресс-службы ЦК КПРФ, депутат Госдумы РФ

Леонид Ивашов

Генерал-полковник, Президент Академии геополитических проблем

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Опрос
Назовите самые запомнившиеся события 2018 года
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня