Россия по цене элитной квартиры в Москве (всего каких-то 4,4 млн. евро) приобрела у Норвегии сверхсекретную и оснащенную по высшему разряду военно-морскую базу на ее же территории, вырубленную в скалах одного из фьордов.
Хуже, чем предательство
Действительно, эту ошибку (ошибку ли?) сейчас обсуждает вся Норвегия, страны НАТО и само руководство Североатлантического блока. Но со стороны норвежской общественности сделка выглядит, как предательство национальных интересов и нарушение суверенитета страны. Шутка ли: суперсекретная военно-морская база Олавсверн в глухом фьорде на территории этой северной страны, в которую в конце 1960-х НАТО вбухало полмиллиарда (!) долларов, была продана за смешную сумму. Хотя по нынешним ценам ее стоимость никак не меньше нескольких десятков миллиардов евро.
Рубили ее в 1960 годах прямо в скале в основном под американские подводные лодки патрулирования в северных широтах и небольшие специальные радиолокационные корабли слежения. И вырубили серьезную площадь в квадратный километр (не путать с гектаром). Плюс 13,5 тысячи «квадратов» ее наземной части. И оснащение база получила самое современное и добротное даже по нынешним меркам. В эпоху противостояния двух систем Олавсверн служила «портом приписки» американским подводникам, благо находится база недалеко от границы с СССР.
Но времена меняются. Несмотря на антироссийскую истерию и риторику, сами норвежцы прекрасно понимали (и понимают), что с развалом Советского Союза Россия реально перестала быть угрозой для своей северной соседки. Обвиняя по инерции нашу страну во всех смертных грехах и признавая в каждом кашалоте русскую подводную лодку, руководство Норвегии (в том числе и военное) прекрасно осознавало, что пора холодной войны позади. А значит, на кой им теперь эта база, одно только обслуживание которой обходится норвежским налогоплательщикам в кругленькую сумму, ведь именно из их карманов финансируется членство в НАТО и, соответственно, все проекты и бюджет альянса.
Несколько лет назад скандинавы, что называется, «созрели», решив избавиться от ненужного балласта. Понятно, что все решения по этому и другим вопросам военного планирования принимаются не в Осло, а в Брюсселе. Туда послали запрос на разрешение продать объект за ненужностью. Взяв на размышление некоторое время, в штаб-квартире НАТО решили одобрить этот шаг с единственной оговоркой: перед окончательной продажей необходимо обязательно снять с объекта все секретное оборудование и электронику. Правда, Брюссель настойчиво рекомендовал «сбагрить» ненужную военно-морскую недвижимость на территории Королевства, не привлекая международных толстосумов и категорически потребовал от скандинавов искать для этих целей только гражданских лиц. Получив таким образом «добро», норвежцы оценили секретную базу в 12 миллионов евро. И…
Продать любой ценой
…Потянулись долгие месяцы ожидания потенциального покупателя. И такая пассивность со стороны богачей была вполне понятна: ну скажите на милость — кому нужен тоннель в скалах на семидесятой широте, где хозяйничают одни белые медведи? Можно было понять, если бы продавался бункер на Гавайях. А тут — Полярный круг, а зимой полярная же ночь. Да, с военно-стратегической точки зрения база имеет идеальное месторасположение. Она построена практически на входе в Баренцево море, и при выходе подлодки или корабля из фьорда они сразу же попадают на оперативный простор сразу двух океанов: Северного Ледовитого и Атлантического — не нужно тратить время на преодоление внутренних морей или заливов. Это на языке военных моряков-подводников называется линией первого противолодочного рубежа.
Но кого из предпринимателей все это интересует? Олигархи, которые могли бы купить Олавсверн, умеют считать денежки и ни за что на свете не приобретут то, что в дальнейшем не способно принести прибыль. Словом, когда ожидание слишком уж затянулось, норвежцам стало ясно, что нужно пересмотреть условия предложения и после одобрения из Брюсселя они решили выставить базу на продажу в международной паутине. Покупатель на удивление нашелся очень быстро. Им оказался бизнесмен Гуннар Вильгельмсен, который, поторговавшись, сбил цену до 4,4 миллиона. Но правительство уже на все было готово, лишь бы спихнуть с баланса эту «черную дыру» в скале, куда проваливались миллионы евро налогоплательщиков. А когда дело дошло до демонтажа секретного оборудования, в штаб-квартире НАТО просто махнули рукой: своих проблем хватает, а тут еще тратить деньги на разукомплектование базы — кому охота возиться с такой «мелочью».
Скандал в благородном Королевстве
Каково же было изумление командования НАТО, когда в Олавсверн, как к себе домой зачастили российские корабли: сначала научно-исследовательское судно «Академик Немчинов», затем «Академик Шатский»… Натовских адмиралов и генералов хватила оторопь. Срочно разыскали Вильгельмсена и учинили ему «допрос с пристрастием», напоминающий сцену из «Двенадцати стульев»: «Ты кому, скотина, стул продал?!». Как в Олавсверне оказались российские корабли? На что предприниматель спокойно возразил: не ваше, мол, собачье дело, потому как это коммерческая тайна. Хочу — продаю, а хочу — сдаю в аренду.
После такого ответа история с норвежской «сделкой века» всплыла в СМИ, и в Королевстве разразился грандиозный скандал, а потом началась настоящая истерика. Опомнившись, Министерство обороны Норвегии в лице его руководителя Ине Эриксен Серейде решило признать сделку ничтожной, но по законам того же норвежского Королевства это оказалось невозможным.
Но это еще не все. Выяснилось, что продажей руководил… генсек НАТО Йенс Столтенберг. А ведь научно-исследовательские суда — это вам не прогулочные яхты. Они способны не только промерять глубины. Но и проводить геофизическую разведку (в частности — анализ сейсмической активности, изучение гидрологии данного района плавания) и другие исследования самого различного характера, то есть - рекогносцировку. И это в тот момент, когда в первоочередных планах НАТО недавно появился пункт о развертывании и осуществлении против наших подлодок целого комплекса мероприятий стратегического характера. И в первую очередь, это создание группировки собственных субмарин. А где же им базироваться, как не вблизи от наших морских и сухопутных границ? Именно в таком месте и расположена Олавсверн. Более того, как ни печально для натовских адмиралов звучит, но другие подобные базы расположены далеко южнее, что весьма неудобно и для оперативного противодействия нашим подлодкам совсем не годится.
Понятно, что после всей этой подводной шумихи Гуннар Вильгельмсен, извините за каламбур, лег на дно. Телефоны его замолчали, а подчиненные на все телефонные звонки журналистов неизменно отвечают, что их шеф сейчас очень занят. Тем более что в прессе быстро всплыла информация о тесном сотрудничестве бизнесмена с «Газпромом». Более того, он отказался от встречи с командой экспертов НАТО и норвежскими парламентариями, которые, реагируя на возмущение общественности, ринулись было «разобраться» с Вильгельмсеном. Но не тут-то было.
Словом, из-за разгильдяйства военных чиновников и любителей продать все, что плохо лежит, в НАТО потеряли стратегический объект колоссального значения, а Норвегия, судя по всему, надолго получила головную боль и брешь в национальном оборонном щите страны. Что же, в следующий раз умнее будут.
Снимок в открытие статьи: Йенс Столтенберг/ Фото: EPA/ ТАСС