Нужен ли России новый самолет-гиперболоид с лазерным оружием
В Удмуртии американцам впервые покажут российскую межконтинентальную баллистическую ракету РС-26 «Рубеж» («Авангард»). Об этом 21 сентября СМИ сообщил источник в Минобороны РФ.
— В соответствии со статьей пятой протокола к договору СНВ-3 об инспекционной деятельности в ноябре для группы американских инспекторов на Воткинском машиностроительном заводе будет устроен показ новейшей стратегической ракеты РС-26, относящейся к категории неразвернутых МБР. Это будет первый показ данной ракеты инспекторам США, — сказал собеседник агентства ТАСС.
По его словам, специалистам из США продемонстрируют ракету, а не саму пусковую установку. В частности, им предоставят данные, о том, чем «Рубеж» отличается от уже стоящих на вооружении РВСН ракет комплексов «Тополь-М» и «Ярс».
Напомним, 16 сентября стало известно, что новейшая твердотопливная МБР РС-26 будет запущена в серийное производство в конце 2015-го — начале 2016 года и поступит на вооружение в 2016-ом — в Иркутское гвардейское ракетное соединение.
Ракету уже окрестили «убийцей ПРО» за способность пробивать любую противоракетную оборону. Дело в том, что комплекс РС-26 легче своего предшественника РС-24 «Ярс», на базе которого построен, и обладает более совершенным боевым оснащением и разделяющейся головной частью. Такие ракеты будут запускать только с подвижных комплексов — для них не предусмотрено шахтного варианта базирования. К примеру, по расчетам командования РВСН, «Тополь-М» может быть поражен 1−2 противоракетами типа перспективной американской SM-3, а вот на каждый «Рубеж» («Авангард») требуется не менее полусотни перехватчиков.
Нужен ли России новый самолет-гиперболоид с лазерным оружием
Однако, как заметил независимый военный эксперт, редактор сайта MilitaryRussia Дмитрий Корнев, еще совсем недавно «Ярс» считался сверхсовременным чудо-оружием, и вдруг на смену идет еще более современный «Авангард». «А что будет через 2−3 года после развертывания „Авангарда“, очередной суперпроект? Не стоит забывать, что американская ПРО угрожает нам пока лишь на бумаге», — задавался вопросом Корнев.
Кроме того, на различных военных сайтах можно встретить такое мнение: если у нашего геополитического противника — США, на вооружении стоят только МБР наземного базирования одного типа — LGM-30G Минитмен-3 (несут боевое дежурство в шахтах на авиабазах Малмстром (штат Монтана), им. Фрэнсиса Уоррена (Вайоминг) и авиабазе Минот (Северная Дакота), то у России — целый спектр стратегических ракет, в названии которых обыватель запросто может запутаться.
Судите сами. Сейчас в РФ серийно строятся МБР мобильного и шахтного базирования РС-24 «Ярс», которые заменят старые мобильные ракеты «Тополь». Разрабатываются тяжелая жидкостная МБР «Сармат», которая пойдет на замену старым советским Р-36М2 «Воевода», уже упомянутый ракетный комплекс РС-26 «Рубеж» и БЖРК «Баргузин», который будет включать в свой состав МБР типа «Ярс». В группировке РВСН до 2019 сохранится шахтная МБР РС-18 (УР-100Н УТТХ), затем ее также заменит «Ярс». Кроме того, вместо ракетных комплексов «Тополь-М» в будущем будут также развёрнуты «Ярс».
Однако бывший начальник управления аппарата Совета безопасности РФ, экс-начальник Главного штаба РВСН, генерал-полковник Виктор Есин говорит, что проблема избыточного количества типов баллистических ракет во многом надумана некоторыми экспертами.
— На самом деле, легкий тип ракет, к которым относятся «Тополь», «Тополь-М», «Ярс», «Рубеж» и ракета для БЖРК — это одно семейство. И сейчас говорить о разнотипье, как это было в советские годы, когда существовало 13 типов ракет, причем два-три выполняли одну и ту же задачу, не приходится. В настоящий момент ракеты создаются под свои задачи, в зависимости от способа базирования и района, где развертывается дивизия.
Второй тип ракет — тяжелая жидкостная МБР. Разрабатываемый «Сармат» в перспективе заменит Р-36М2 «Воеводу». Причем ракета будет построена на чисто российских комплектующих, в отличие от своей предшественницы с Украины. И сможет нести 10 тонн полезной нагрузки в виде восьми или больше боевых блоков индивидуального наведения, а также серьезный комплекс преодоления ПРО. Запас мощности МБР «Сармат» расширяет оптимальные траектории атаки противника, в том числе через оба полюса — Северный и Южный.
«СП»: — В СМИ была информация, что ракетный комплекс «Рубеж» предназначен якобы для поражения объектов на территории Европы и Китая…
— Говоря об оптимальной траектории, следует понимать, что МБР можно запускать как на минимальную, так и на максимальную дальности. Причем при минимальной дальности, к примеру, ракета РС-26 способна поражать и объекты в Европе, но это — не оптимальная траектория полета: МБР придется высоко «задирать», а это увеличит время поражения цели. Поэтому и создается разнотипье ракет (но, повторю, совсем иное, чем в годы СССР), чтобы можно было выстроить наиболее приемлемые траектории.
То есть все зависит о того, как Генштаб планирует объекты поражения. Под них и создаются оптимальные средства.
— «Ярс» и «Рубеж» — это модификации комплексов «Тополь» и «Тополь-М», и между собой они по условиям эксплуатации и размещения на подвижных и шахтных пусковых установках принципиально не различаются, — замечает член экспертного совета Коллегии Военно-промышленной комиссии РФ, главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. — То есть внешнее обилие типов — это своеобразная игра на основании ОКР и соответствующих индексов. Но все эти МБР — одна платформа, а именно — твердотопливная ракета. Причем по основным параметрам она еще и совпадает с морской БРПЛ «Булава».
Ну и второй тип баллистических ракет — это жидкостная МБР «Сармат». Вот и все — у нас будет только две платформы. В принципе, такая же картина была и в Советском Союзе, другое дело, что тогда существовало избыточное количество типов ракет.
Иногда можно слышать мнение, мол, у нас есть «Ярс», зачем нужен какой-то «Рубеж». Дело в том, что РС-26 — это дальнейшее развитие РС-24 с более совершенными боевыми частями, а также — твердым ракетным топливом. Думаю, внешне пусковую установку РС-26 будет невозможно отличить от ПУ «Ярса» или «Тополя-М». Предприятие ФЦДТ «Союз», которое у нас занимается твердым топливом и артиллерийскими порохами, на одной из конференций демонстрировало довольно хорошие перспективы по развитию темы твердого ракетного топлива. Соответственно, это позволит при тех же габаритах и объемах получить более совершенные энергетические характеристики.
Кстати, что касается американских инспекторов в Удмуртии и РС-26. Согласно договору СНВ-3 любая проверка осуществляется национальными техническими средствами, а не иностранными инспекционными группами. Так что это мероприятие — добрая воля с нашей стороны, чтобы американцы убедились, что «Рубеж» — это именно МБР, а не ракета средней дальности, нарушающая договор РСМД.
Замдиректора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин говорит, что унификация МБР — это, конечно, хорошо, но иногда российские военные чересчур усердствуют. Доказательство тому — ситуация с БРПЛ Р-30 «Булава».
Россия, похоже, реанимировала идею академика Сахарова
— «Булава» была передана в КБ Юрия Соломонова, он же — Московский институт теплотехники (МИТ), который никогда не занимался морскими ракетами, в отличие от КБ имени Макеева, а делал твердотопливные МБР «Тополь». В итоге мы столкнулись с целым рядом проблем, и получилась крайне нехорошая ситуация.
Безусловно, разнотипье усложняет и удорожает ракеты, но, с другой стороны, увеличивает боевую устойчивость. И где здесь правильное сочетание — крайне сложный вопрос. Что касается американцев и их легких наземных ракет LGM-30G «Минитмен-3», то у Штатов главный упор в СЯС сделан на морскую компоненту. Поэтому здесь некорректно проводить аналогии, просто потому, что их флот намного сильнее нашего.