Чем закончится миссия Олланда по формированию единого с РФ фронта в Сирии?
Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров 25 ноября заявил, что атака ВВС Турции на российский бомбардировщик Су-24М, который 24 ноября был сбит над территорией Сирии турецким истребителем, похожа на спланированную провокацию.
— Это похоже на спланированную провокацию. Заранее подготовленный видеоряд и другие свидетельства, что это было спланировано, — подчеркнул Лавров, заметив, что атака на российский бомбардировщик была совершена сразу после того, как ВКС РФ начали наносить удары по нефтяной структуре террористов в Сирии.
Для защиты нашей авиации Минобороны РФ перебросит на авиабазу Хмеймим в Сирии, где базируется российская авиационная группа, новейшие зенитно-ракетные системы С-400. Об этом 25 ноября сообщил глава военного ведомства генерал армии Сергей Шойгу.
Ранее начальник Главного оперативного управления Генштаба ВС РФ генерал-лейтенант Сергей Рудской заявил, что военное ведомство приняло жесткие меры после инцидента с фронтовым бомбардировщиком Су-24М.
— Первое: все действия ударной авиации будут осуществляться только под прикрытием истребителей. Второе: будут приняты меры по усилению противовоздушной обороны. С этой целью крейсер «Москва», оснащенный системой ПВО «Форт», аналогичной С-300, займет район в прибрежной части Латакии. Предупреждаем, что все цели, представляющие для нас потенциальную опасность будут уничтожаться, — сказал он журналистам. — Третье: контакты с Турцией по военной линии будут прекращены.
Таким образом, со стороны военных меры приняты. Но достаточно ли этого? Заметим, что эксперты «СП» еще неделю назад предупреждали о том, что ситуация в Сирии вскоре может поменяться. Дело в том, что 17 ноября госсекретарь США Джон Керри заявил, что США начинают совместную операцию с Турцией, чтобы полностью взять под контроль северную границу Сирии. Однако тогда многие эксперты в России не придали значения этому заявлению Джона Керри, списав это на некомпетентность госсекретаря и припомнив ему предыдущие спорные тезисы.
Однако было бы наивно полагать, что Керри тогда не знал, что большую часть районов на севере Сирии вдоль границы с Турцией занимают курды.
Что к настоящему времени курды фактически объявили автономию на приграничной с Сирией территории, образовали три независимых кантона — Африн, Кобани и Джизре, причем два из них им уже удалось соединить между собой благодаря тому, что оттуда были выбиты боевики.
Чем закончится миссия Олланда по формированию единого с РФ фронта в Сирии?
Что Анкара под предлогом борьбы с ИГ * с июля активно бомбит именно курдские позиции. Что при поддержке США для показного штурма столицы «Исламского государства» — Эр-Ракки — была сформирована коалиция «Демократические силы Сирии», куда вошли отряды народной самообороны курдов (YPG, боевое крыло курдской левой партии «Демократический союз» — «СП»), партии Сириакского Союза, а также бойцы столь любимой американцами Сирийской свободной армии. Именно к этой коалиции США решением Барака Обамы были прикомандированы 50 спецназовцев.
Вряд ли Керри не доложили, что оппозиционная режиму Асада коалиция находится в 35 км от столицы «халифата» и уже взяла под контроль все пути снабжения ИГ из Ирака.
А главное — что в ноябре США перебросили на авиабазу Инджирлик на юге Турции к 14 истребителям F-16 ВВС Турции 13 штурмовиков А-10, шесть истребителей ВВС США F-15С, предназначенных для завоевания превосходства в воздухе и вооруженных двумя типами ракет класса «воздух-воздух» — средней дальности MRM и малой дальности SRM, 12 самолетов-заправщиков KC-135, 11 боевых беспилотников MQ-1 Predator. Ожидается прибытие еще шести F-15E.
Как отмечал директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров, США в лице Керри тогда озвучили довольно наглый, но достаточно грамотный сценарий — взять под контроль 98-километровый коридор в районе города Джарабулус, через который с территории Турции боевики в Сирии получают вооружение, боеприпасы, деньги и наемников, создать там буферную зону и поселить там беженцев. При этом — продолжать по этому коридору снабжать боевиков в Алеппо и Идлибе, с которыми воюют непосредственно сирийцы, иранцы, ВКС РФ и «Хезболла».
Однако теперь — после инцидента с российским самолетом, с усилением «бдительности» российских военных, в первую очередь за счет средств ПВО — будут ли США и Турция осуществлять свой план со созданию буферной зоны на территории Сирии? А, может быть, атака на наш фронтовой бомбардировщик — часть этой самой операции, анонсированной Керри?
Член Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ, главный редактор журнала «Арсенал Отечества», полковник запаса Виктор Мураховский замечает: 13 ноября на фото журналистов с авиабазы Хмеймим уже «засветился» один из компонентов С-400 — всевысотный обнаружитель 96Л6.
— Так что нынешние заявления нашего руководства — это, так сказать, легализация того, что уже есть в Сирии.
Но что касается буферной и беспилотной зоны в САР, то, честно говоря, я в это не верю. Думаю, все стороны будут продолжать летать там, где им это необходимо: как турки бомбили сирийских курдов, так и будут продолжать бомбить по необходимости. Как был открыт «коридор» из Турции в Сирию в районе Джарабулуса, так он и останется открытым. На мой взгляд, каких-то кардинальных изменений не произойдет.
В ответ на атаку Су-24 турецкими ВВС Россия может разместить на границе с Турцией средства радиоэлектронной борьбы, которые будут подавлять радиолокационные станции турецких ЗРК и истребителей Турции. Потом — зенитные комплексы будут вести авиацию на удалении нескольких десятков км вглубь турецкой территории. Плюс наши самолеты при каждом вылете будут активно использовать средства защиты пассивного типа: противорадиолокационные отражатели и ложные тепловые цели — ИК-ловушки. Раньше ведь наша авиация почти этого не делала — у боевиков нет ЗРК и авиации, а от турков такой подлянки никто не ждал.
«СП»: — Только по отрытым данным, с 30 сентября ВВС Израиля два раза бомбили «Хезболлу» под Дамаском. На израильскую активность наши военные меры повлияют?
— Думаю, нет. Израильтяне четко заявили, что бьют исключительно по «Хезболле».
«СП»: — Однако в нынешней ситуации ливанское движение — наш ситуативный союзник…
— Скорее, Башара Асада. Мы со своей стороны с «Хезболлой» практически не контактируем. Наоборот — в свое время ставили на место Асада, когда он им ПТРК «Корнет» перебросил…
Руководитель Центра Азии и Ближнего Востока Российского института стратегических исследований Анна Глазова полагает, что США и Турция наоборот будут стремиться к тому, чтобы как можно быстрее создать буферную зону.
— Вообще сама ситуация с нашим сбитым самолетом Су-24М напрямую связана с попытками создать буферную зону, а именно — легализовать ее перед лицом мирового сообщества. То есть 20 ноября Турция обвинила Россию в нанесении ударов по позициям якобы мирных туркоманов, 24 ноября — в нарушении воздушного пространства, после чего был сбит наш фронтовой бомбардировщик. После этого Турция сразу же побежала за защитой в НАТО, как обиженная сторона. Таким образом, все действия Анкары — это не только провокация, но также — попытка заманить нашу страну в ловушку и столкнуть с НАТО на территории Сирии. Ведь если мы предпринимаем какие-либо действия военного характера против Турции, то она попросит защиты у альянса в соответствии со статьей 5 устава НАТО (помощь союзников в случае нападения на одного из членов блока).
В этой ситуации четко просматриваются интересы США, которые вроде бы действуют вместе с Турцией, но на самом деле у них — разные интересы. Вашингтону нужно плотнее столкнуть Анкару с Москвой и таким образом ослабить наши позиции на Ближнем Востоке, а также — ослабить Турцию — это в русле интересов США. Здесь разыгрывается сложная комбинация, и России важно не попасть в ловушку, в которую ее толкают Турция и Штаты.
«СП»: — Что для этого нужно?
— Для начала уменьшить градус эмоций, который сейчас зашкаливает в нашем экспертном и политическом сообществе, а потом — обязательно ответить Турции, причем адекватно и лучше — ассиметрично. Первое направление — экономическое: если серьезно подорвать позиции Турции в плане нашего двустороннего сотрудничества, то это будет крайне болезненный удар, после которого турецкие избиратели сделают выводы.
«СП»: — Как вы относитесь к идее помочь курдам?
— Активизировать сотрудничество с курдскими меньшинствами Сирии и Турции — это верный путь. До атаки на Су-24М позиция РФ по этому вопросу состояла в том, чтобы аккуратно развивать отношения с курдами и при этом особо не нервировать турецкое руководство. Для Турции курдский вопрос — ахиллесова пята, турки крайне болезненно реагируют на попытки любой страны установить какие-либо партнерские отношения с курдами. Сейчас у РФ развязаны руки, и мы должны воспользоваться ситуацией. Кроме того, курды — это именно та сила, которая реально и эффективно борется с радикальными исламистами и с «халифатом» в частности.
«СП»: — Однако Иран выступает против предоставления любой автономии курдам. Кроме того, сирийские курды, как и иракские, получают финансовую помощь от США и Израиля…
— И не только финансовую, но и военную. Но я не думаю, что здесь есть какие-то противоречия с нашей позицией: курды сейчас объективно не особо нуждаются в оружии, потому что за последнее время им его американские самолеты сбросили достаточно. Куда ценнее для них — развитие политических связей с РФ: курдские делегации неоднократно приезжали в нашу страну именно с этой целью.
Американо-турецкие действия в Сирии не дадут России перекрыть снабжение «халифата»
Директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров более категоричен в формулировках.
— Атака на наш самолет была прогнозируема. Мы с вами об этом говорили еще 19 ноября, когда Керри анонсировал совместную операцию с Турцией, чтобы полностью взять под контроль северную границу Сирии. Я убежден, что без отмашки Штатов турки бы не решились сбивать наш бомбардировщик. Так что, получается, что атака на наш самолет — часть американо-турецкого плана по созданию буферной зоны на территории Сирии, о котором говорил Керри.
В районе Джарабулуса — единственного города на сирийско-турецкой границе, который остался под контролем «халифата», создан плацдарм. И для того, чтобы в том районе особо не усердствовала наша авиация, 24 ноября и был сбит Су-24М. Даже если турки в этой буферной зоне разместят беженцев, то это никак не помешает им пропускать боевиков, оружие
Кстати, на земле задачи по созданию буферной зоны выполняют туркоманы. Именно из них были сформированы два больших подразделения — имени султанов Мехмеда и Мурада, которые поддерживает турецкая бронетехника. Они воюют против Асада, но сейчас в основном с курдами.
Замечу, что, скорее всего, буферная зона постепенно будет расширяться в сторону Африна за счет курдского кантона — то есть по направлению к Средиземному морю.
«СП»: — Создание буферной зоны невозможно без поддержки авиации — США и Турции. О чем, собственно, и говорил Керри. Но как теперь в нынешних условиях — когда будут работать наши средства ПВО — они будут летать и поддерживать туркоманов на земле?
— Не исключено, что, в конце концов, наши собьют турецкий самолет, а может и не один. Со своей стороны турки так же будут продолжать охоту за российской авиацией. Что поделать, это реальность войны — куда от нее деться?
«СП»: — При каких условиях турки могут закрыть проливы Босфор и Дарданеллы? Ведь через них идет снабжение авиабазы Хмеймим в Сирии…
— Хотя режим прохода через проливы регулируется Конвенцией Монтре от 1936 года, по которой на Турцию наложены жесткие обязательства, но Анкара и тут может устроить нам подлянку — взять под свой контроль навигацию военных судов в проливах
* Движение «Исламское государство» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.