Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Индийские ВМС создают в СКБ «Малахит»

«Щука-Б», «Варшавянка», «Тальвар», «Адмирал Горшков» меняют фамилии

3657

Индия — давний партнер России по части строительства военно-морских сил. Партнерские отношения, возникшие еще в советский период, имеют разносторонний характер. Тут и приобретение боевых кораблей, и строительство в Индии по российским проектам авианосцев и линкоров.

На прошлой неделе в ходе телефонного разговора, состоявшегося между министрами обороны двух стран, индийский коллега озадачил Сергея Шойгу, предложив отдать в аренду многоцелевую атомную подводную лодку проекта 885 «Ясень». Лодка совсем новая, принятая на вооружение всего лишь полтора года назад. Относится к четвертому поколению.

У России совсем немного субмарин, чтобы передавать их в вечное пользование другой стране. Хоть между нашими флотами и существуют отношения типа шефской помощи.

Прежде Индия довольствовалась более скромными вариантами усиления своего подводного флота за счет лизинга российских субмарин. В 1984 году ВМС Индии на условиях аренды была передана атомная лодка проекта 670 «Скат», эксплуатировавшаяся в Советском Союзе с 1966 года. По сути, это была не аренда, а продажа. В Индии лодка под именем Chakra прослужила до 1989 года. После чего вернулась в СССР для утилизации, которая состоялась в 2007 году.

Следующая аналогичная сделка состоялась уже 2012 году. ВМС Индии получили в аренду атомную лодку К-152 Нерпа" проекта 971 «Щука-Б». Она также получила имя Chakra. У этой лодки драматическая судьба. На воду она была спущена в 2006 году. В 2008 году на лодке произошел пожар, в результате чего погибли 20 моряков. Через год лодку восстановили, а спустя 3 года передали Индии в аренду на 10 лет. Стоимость аренды составила 900 миллионов долларов.

Надо сказать, операция довольно выгодная для арендатора, поскольку тут убиваются сразу два зайца. Во-первых, аренда обходится дешевле, чем покупка. Во-вторых, арендуемая лодка используется для подготовки экипажа и для практического изучения ее боевых возможностей. Это необходимо для того, чтобы принимать решение о приобретении ПЛА данного типа.

Да, вероятно, запрашивая в аренду «Ясень», Индия вынашивает планы заиметь самое совершенное подводное вооружение. А «Ясень» именно такая лодка. Лишь она и ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 955 «Борей» относятся к четвертому поколению. Страны НАТО довольствуются лодками третьего поколения. Правда, американцы построили многоцелевую лодку «Вирджиния», приписав ее к четвертому. Но по важнейшему параметру — бесшумности — она сильно проигрывает даже «Щуке-Б». Так, например, адмирал Джереми Бурда назвал проект 971 «кошачьей серией», поскольку лодка способна преодолевать без проблем американскую систему обнаружения подводных лодок SOSUS.

Предложение министра обороны Индии было, действительно, неожиданным для России. Поскольку, начиная с 2012 года, в ходе совместных консультаций обсуждался вопрос об аренде еще одной многоцелевой лодки проекта «Щука-Б». И это было вполне рациональное решение, поскольку не требовало переучивания экипажей, уже имеющих опыт обращения с лодкой Chakra.

К тому же «Щука-Б» — это отнюдь не какой-то плавучий металлолом, готовящийся к списанию. В настоящий момент именно 11 этих лодок составляют основу российского многоцелевого атомного подводного флота. Лодки, разработанные в СКБ «Малахит», начали выпускаться в начале 80-х годов. И очень быстро вызвали серьезную обеспокоенность американских адмиралов. Лодку «Вирджиния» начали спешно создавать, чтобы ликвидировать отставание в данном сегменте ПЛА.

А в 1991 году, когда США начали небезуспешно продвигать проекты несимметричного разоружения, подрывавшие военный потенциал России, в американском Конгрессе обсуждали варианты, благодаря которым можно было бы остановить производство прорывной лодки. В частности, было предложено за счет Штатов переоборудовать верви, на которых строятся многоцелевые ПЛА, для выпуска гражданской продукции. Однако вскоре стало понятно, что обескровленная Россия и без того не в состоянии выпускать серьезную военную продукцию. Строительство трех лодок было остановлено, а еще две запланированные так и не были заложены.

Необходимо сказать, что за 20 лет, в течение которых происходило строительство «Щук-Б», они модернизировались. И последняя, К-335 «Гепард», введенная в строй в 2001 году, это уже, по сути, лодка четвертого поколения.

Она имеет подводную скорость в 33 узла. Рабочая глубина погружения — 480 м, предельная — 600 м. Подводное водоизмещение — 12800 т. Длина — 103 м. Имеется полный набор вооружения, необходимый для решения широкого круга задач. Причем и торпеды, и крылатые ракеты могут иметь ядерную боеголовку. В связи с чем «Шука-Б» способна уничтожать не только корабли, но и авианосцы противника.

Казалось бы, что еще Индии надо? При этом вполне понятно, что Россия не отдаст в аренду «Ясень», поскольку на данный момент наш ВМФ располагает всего одной такой лодкой. А вторая должна прийти на флот не раньше конца этого года. Третья — года через два. Так что тут, вероятно, какие-то торгово-дипломатические игры индийцев. Что для них характерно: например, при закупке истребителей Нью-Дели разнообразными заявлениями, порой противоречащими друг другу, провоцирует Россию и Францию снижать цены.

Однако в военном судостроении у нас в Индии конкурентов нет. По большей части индийский военный флот, самые крупные его корабли, либо спроектирован в России, либо построен на наших верфях, либо на индийских при технической поддержке российских специалистов.

Лишь французы намереваются поставить Индии 6 дизельных подводных лодок. Также эксплуатируются 4 немецкие лодки, тоже дизельные. И один английский авианосец, переданный бывшей колонии вскоре после Второй мировой войны.

В то же время на вооружении находится достроенный российский авианосец, бывший «Адмирал Горшков». И будет строиться по российскому проекту еще один.

9 дизельных лодок проекта 877 «Варшавянка». 5 больших противолодочных кораблей проекта 61-МЭ водоизмещением 5 тыс. т.

Из крупных кораблей Индия самостоятельно построила 6 эсминцев.

Что же касается пятнадцати фрегатов, то 9 из них индийские, 6 российские проекта 11356 «Тальвар». Сейчас проходят переговоры о строительстве еще пяти. При этом Индия настаивает на том, чтобы они строились на индийских верфях по российской лицензии.

Как видим, ВМС Индии в значительной степени зависит от российских кораблестроителей.

Однако необходимо сказать, что Индия самостоятельно строит стратегический атомный подводный крейсер с баллистическими ракетами «Арихант», что означает «Истребитель врагов». Проектирование было начато в 2004 году. Сейчас лодка проходит испытания. «Арихант» вооружен двенадцатью баллистическими ракетами средней дальности К-15, улетающими на 700 км. В будущем предполагается заменить их на «Агни-3», имеющих дальность 3500 км.

И в заключение рассмотрим сравнительные характеристики трех лодок — запрашиваемой Индией, предлагаемой Индии Россией и американской «Вирджинии», которая была создана с целью «догнать и перегнать Россию», точнее — «Щуку-Б». Разумеется, эти характеристики не в полной мере отражают различие между многоцелевыми ПЛА четвертого и третьего поколений.

ТТХ ПЛА «Ясень», «Щука-Б», «Вирджиния»

Водоизмещение надводное, т: 8600 — 8140 — 7300

Водоизмещение подводное, т: 13800 — 12770 — 8000

Длина, м: 139,2 — 110,3 — 115

Ширина корпуса, м: 13 — 13,6 — 10,5

Надводная скорость, уз.: 16 — 11,6 — н/д

Подводная скорость, уз.: 31 — 33 — 34

Рабочая глубина, м: 520 — 480 — 300

Предельная глубина, м: 600 — 600 — 490

Автономность, сут.: 100 — 100 — н/д

Экипаж: 64 — 73 — 120

Торпедные аппараты/боезапас: 10/30 — 8/24 — 4/26

Крылатые ракеты: 24 — 16 — 12

Последние новости
Цитаты
Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Буев Владимир

Президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства

Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня