Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Подводные лодки в пустынях Сирии

Какие задачи в регионе выполняет наш противолодочный самолет Ту-142М3, замеченный над Идлибом

24312

Противолодочный самолет Ту-142М3 Морской авиации ВМФ РФ «засветился» в небе над сирийской провинцией Идлиб. 5 июня в Сети появился ролик на арабском языке, на котором зафиксирован пролет самолета.

Как заметил военный блог bmpd, который ведут сотрудники Центра анализа стратегий и технологий, машину можно распознать по магнетометру на законцовке киля и едва заметному обтекателю РЛС.

В Сети уже шутят, что «самолет, предположительно, ищет подводные лодки в сирийских пустынях», подразумевая, что машина может быть использована российскими военными для разведки наземных целей.

Издание The Aviationist обращает внимание, что видео было снято 5 июня, через день после первых с 2003 года ударов США на Ближнем Востоке с авианосца «Гарри Трумэн» в Средиземном море. Также оно отмечает, что ранее Ту-142 не использовался при российских авиаударах по сирийским наземным целям.

Какие задачи может выполнять дальний морской противолодочный самолет Ту-142М3 в Сирии?

Член-корреспондент РАРАН, капитан 1-ранга запаса Константин Сивков говорит, что еще в первый период Великой Отечественной Войны авиация ВМФ действовала в интересах сухопутных сил и использовалась для разведки наземных объектов на приморских участках фронта.

— У самолета Ту-142М3 есть возможности вести радиотехническую разведку, использовать средства РЭБ, а также обнаруживать самолеты противника, но, скорее всего, он просто прошел над Идлибом в сторону Средиземного моря для несения там патрульной службы. Видимо, для поиска турецких субмарин или чьих-либо других надводных и подводных кораблей. Надо понимать, что разведку такой самолет ведет долго, поскольку ему надо выставить гидроакустические буи. На мой взгляд, этот факт может говорить о том, что Турция сосредотачивает свои военно-морские силы в регионе, а это, как вы понимаете, опасно.

Читайте по теме

Член Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ, главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский полагает, что над Идлибом был заснят пролет самолета, который в самой провинции никаких задач не выполнял.

— Я уверен, что это был транзит — с территории РФ в бассейн Средиземного моря. Известно, что Ту-142М3 — это самолет комплексной разведки надводных и подводных целей, оснащенный соответствующим радиотехническим оборудованием, системами целеуказания для ударных средств флота. То есть российский противолодочный самолет несет патрульную службу в заданном районе моря. Это связано с обеспечением деятельности нашей корабельной группировки в Средиземном море.

Понятно, что нам желательно иметь там самолет-разведчик дальнего действия, который позволит практически в режиме реального времени освещать надводную и подводную обстановку по крайней мере в восточной части Средиземного моря. Это надо и для нашей корабельной группировки и в целом для планомерных действий наших Вооруженных сил и на Средиземноморском морском театре, и на территории Сирии.

Конечно, это не первый вылет Ту-142М3 в этот район. Эти самолеты совершают регулярные полеты над всеми нашими бассейнами морских театров — над морями Северного Ледовитого океана, над Балтийским, Черным, Средиземным, Японским морями. В общем, над теми регионами, где действуют наши флоты и где есть возможность применять морскую авиацию берегового базирования.

Понятно, что радиус действия Ту-142М3 не бесконечный и, например, в Индийский океан ему достаточно проблематично летать. Но на морских театрах, которые в пределах его досягаемости, он работает. Известно, что Турция и причерноморские натовские страны запретили пролет наших военных самолетов через свои территории. Поэтому, по всей видимости, Ту-142М3 шел через Каспийское море, Иран, Ирак и Сирию в восточную часть Средиземного моря. Тем более что авиабаза в Латакии действует на постоянной основе на основании договора с Сирийской Арабской Республикой. Поэтому мы имеем право не запрашивать сирийское руководство и держать там необходимую авиационную группировку, в том числе и самолеты морской авиации берегового базирования. Взлётно-посадочная полоса (ВПП) Хмеймима позволяет принимать и отправлять практически все типы наших самолетов, включая Ту-160.

Военный эксперт, полковник запаса Михаил Ходаренок также считает, что самолет не использовался для разведки наземных объектов.

— Средств разведки в Сирии и без того достаточно, чтобы вскрыть там группировку сил и средств террористов. Какие задачи тогда выполнял Ту-142М3?

Во-первых, связь по воздуху с нашей группировкой в Сирии поддерживается по воздушному коридору через Каспийское море, Иран, Ирак. Вполне возможно, что этим воздушным коридором и воспользовался наш морской самолет-разведчик дальнего действия, который привлекался для выполнения разведывательных задач в Средиземном море. Раньше эти самолеты базировались в частности на аэродроме СФ Кипелово под Вологдой — в таком случае самолету надо идти через Гибралтар.

Во-вторых, сейчас в Средиземном море находится американский авианосец «Гарри Трумэн» в составе так называемой carrier battle group (авианосной боевой группы). То есть могла быть поставлена задача по отработке обнаружения как надводных, так и подводных целей. Вполне возможно, что попутно проводились испытания либо новых, либо модернизированных образцов вооружения, предназначенных для обнаружения надводных и подводных объектов.

В-третьих, самолет мог привлекаться к разведке Средиземного моря в связи с активностью турецкого флота — наиболее боеспособного и грозного противника в Восточном Средиземноморье. Это достаточно хорошо сбалансированный флот, в составе которого много подводных и надводных кораблей. Он представляет собой реальную силу, а по боевым и оперативным возможностям в настоящее время превосходит Черноморский флот РФ, который только с недавнего времени начал получать новые корабли.

— Возможно, осуществлялась проверка возможности маневра самолета, например, использовать Латакию в качестве аэродрома подскока для морской авиации, — говорит научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов.

— Гипотетически Ту-142М3 через Сирию мог идти и дальше: скажем, в 2015 году было подписано межправительственное соглашение с Экваториальной Гвинеей об упрощенном порядке захода наших военных кораблей в порты республики, где также расположены крупные аэродромы. То есть это могла быть отработка маршрута через Иран и Сирию.

Также вполне возможно, что наши военные решили посмотреть, как работает разведывательное оборудование самолета в условиях, приближенных к боевым. Также это могла быть отработка возможности использования самолета морской разведки для поддержки сухопутных операций — как это делают французы, англичане и американцы. Но не думаю, что вылет Ту-142М3 связан с активностью США и Турции в Средиземном море, тем более что шел он, судя по видеосъемке, на высоте около 4 км.

Справка «СП»

Практический потолок Ту-142М3: 13500 м

Практическая дальность: 10050 км

Боевой радиус: 6500 км

Экипаж: 10 человек

Поисковый и патрульный самолет Ту-142 был создан на базе ракетоносца Ту-95 для решения задач поиска и уничтожения ПЛАРБ США. Впоследствии на машину были возложены разведывательные и патрульные функции, со временем ставшие практически основными. Ту-142М3 был принят на вооружение в 1985 году и строился серийно до 1994 года. Ту-142МЗ несут службу в составе Северного и Тихоокеанских флотов.

Читайте по теме

Модификация Ту-142М3 получила модернизированную поисково-прицельную систему «Коршун-Н», магнитный регистратор параметров поиска «Узор-5» и новую радиогидроакустическую аппаратуру «Заречье». Система «Заречье» обеспечивает параллельную обработку информации от 8 буев в инфразвуковом и звуковом диапазонах частот, шумопеленгование, программный опрос буев, селекцию сигналов на фоне помех. Поисково-прицельный комплекс был доработан до возможности работать не только с новыми типами гидроакустических буев, но и со старыми буями системы «Беркут». На самолет был установлен бортовой комплекс обороны «Саяны-М». Кабина экипажа машины заново спроектирована, усовершенствована система заправки топливом в воздухе.

Для обороны применяется стрелково-пушечная кормовая установка с двумя пушками ГШ-23Л, а также комплекс средств радиопротиводействия и система отстрела тепловых ловушек. Подвешиваемое вооружение и полезная нагрузка размещены в двух отсеках фюзеляжа: авиабомбы ФАБ-250, 8 ПКР Х-35, торпеды, глубинные бомбы, взрывные сбрасываемые источники звука, радиогидроакустический буи РГБ-16−2, РГБ-25, РГБ-55А. Отметим, что эти самолёты в силу ограниченной оснащенности системами самозащиты уязвимы без авиационной тактической поддержки.

Последние новости
Цитаты
Арсений Кульбицкий

Специалист по кибер-безопасности

Александр Корбут

Вице-президент Российского зернового союза

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня