Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

АПЛ «Подмосковье» в погоне за «камбалами» США

Новый атомоход сверхсекретного ГУГИ вышел на ходовые испытания

19195

Атомная подводная лодка специального назначения БС-64 «Подмосковье» после ремонта и модернизации покинула акваторию северодвинского завода «Звездочка» и вышла на ходовые испытания. Об этом 24 октября сообщила пресс-служба предприятия, которое входит в состав АО «Объединенная судостроительная корпорация». «В морских условиях экипаж корабля и сдаточная команда „Звездочки“ выполнят цикл проверок всех систем и механизмов атомной подводной лодки и отработают плановые задачи, подтверждающие проектные характеристики субмарины», — заявили на предприятии.

Таким образом, АПЛ специального назначения «Подмосковье» вышла в море впервые после 16-летнего перерыва, связанного с переоборудованием из стратегического ракетоносца К-64 проекта 667БДРМ в носитель сверхмалых подводных лодок — атомных глубоководных станций (АГС) и необитаемых подводных аппаратов. По сути, новый корабль создан по заказу сверхсекретного Главного управления глубоководных исследований (ГУГИ) Минобороны России.

Переоборудование стратегического ракетоносца К-64 в носитель подводных аппаратов началось аж в 1999 году. Работы неоднократно приостанавливались — то из-за пересмотра техзадания, то по причине недостатка финансирования. О деталях нового проекта по причине чрезвычайной секретности известно очень мало. А именно: что из корпуса прежней АПЛ был вырезан ракетный отсек. Его заменили отсеком специальной конструкции с разъемами и шлюзовыми переходами для малых подводных лодок, носителем которых стало «Подмосковье». Здесь же расположены комфортабельный отсек для гидронавтов и научно-исследовательская часть. За счет вставки нового отсека длина подлодки несколько возросла.

В настоящее время в составе ВМФ находится единственный атомоход специального назначения - подлодка «Оренбург», в 1996—2002 годах также переоборудованная из ракетоносца проекта 667БДР.

Обратим внимание, что решение о переоборудовании двух ракетоносцев в носители подводных аппаратов было принято в 90-е годы, когда после распада СССР флотская составляющая нашей ядерной триады опасно уменьшилась, расходы на оборону были урезаны, а строительства новых морских носителей баллистических ракет даже не предвиделось. Тем не менее, военно-политическое руководство страны распорядилось поставить два атомохода стратегического назначения к «заводской стенке» и вообще снять с них ракетное вооружение. Чем был вызван такой шаг?

Понятно, что главное оружие «Оренбурга» и «Подмосковья» теперь не ракеты. Тем не менее, очень многозначительный факт: более десятка офицеров 29-й отдельной бригады подлодок Северного флота, которая выполняет задачи в интересах ГУГИ и к которой теперь приписаны обе субмарины спецназначния, носят звания Героев Российской Федерации. Для справки: вплоть до 1986 года сверхмалые АГС или «малыши», носителем которых отныне станет и «Подмосковье», вообще не числились в составе ВМФ, а входили в состав подразделения Генштаба, связанного с ГРУ.

Особо подчеркнем, что любые новости, касающиеся ГУГИ, на Западе давно рассматривают только что не под микроскопом. Скажем, даже упоминание океанографического исследовательского судна «Янтарь» проекта 22010 (шифр «Крюйс») в СМИ вызывает бурную реакцию тех, кого принято называть нашими потенциальными противниками. Именно потому, что и это судно подчиняется тому самому таинственному ГУГИ.

В начале октября в иностранной прессе активно обсуждалась «неизвестная и подозрительная деятельность» «Янтаря» в районах, через которые проложены международные подводные кабели связи в восточной части Средиземного моря недалеко от сирийского побережья. В частности, за рубежом немеденно обратили внимание, что российское судно «зависало» в точках, где проложены турецкий подводный кабель связи Turtcyos-2, соединяющий турецкую провинцию Хатай с непризнанной Турецкой Республикой Северного Кипра. Там же — международный подводный кабель связи IMEWE, соединяющий Европу, Ближний Восток и Индию.

Американское издание The Daily Beast заметило, что появление судна ГУГИ в этом районе странным образом совпало с усилением нестабильности интернет-трафика в некоторых странах. Что, по мнению издания, могло быть вызвано работой находившихся на «Янтаре» глубоководных аппаратов типа «Русь» и «Консул».

Но вернемся к АГС атомоходов специального назначения. БС-64, предположительно, призвана взаимодействовать с АГС проектов «Кашалот», «Палтус» и «Лошарик». А точнее — является носителем (лодкой-маткой) того или иного «малыша».

Принцип их совместной работы таков. Носитель скрытно доставляет мини-подлодку (АГС), которая имеет малую скорость хода, в нужный район. После чего отсоединяет ее для автономной работы. Помимо носимой глубоководной станции, на «Подмосковье», судя по открытым данным, будет находиться и автономный необитаемый аппарат «Клавесин-1Р».

Наиболее известной в СМИ АГС является пр. 10831 АС-12 «Лошарик», которая получила это неофициальное название из-за специфической формы корпуса, представляющего собой несколько соединенных друг с другом титановых сфер. По некоторым данным, станция не несет на борту никакого вооружения, но способна погружаться на глубину до шести километров и считается самой бесшумной и неуязвимой ПЛ российского флота. Оснащена различным оборудованием для глубоководных работ. В частности, использовалась для сбора геологических образцов на шельфе в Северном Ледовитом океане. Работы производились на глубине 2,5−3 километров.

Но какие задачи выполняют такие лодки на сверхглубинах, с которыми не могут справиться исследовательские суда с гражданскими аппаратами на борту? Даже знаменитые научно-исследовательские глубоководные аппараты «Мир», приписанные к Институту океанологии им. П. П. Ширшова РАН?

Отметим, что бывший начальник Главного штаба ВМФ России адмирал Виктор Кравченко, год назад отмечал, что основная задача атомных глубоководных станций — борьба с натовскими «закладками» на российских подводных кабелях — линиях связи. «АГС также могут подключаться к подводным кабелям, лежа на дне довольно продолжительное время. И содействовать в обеспечении скрытности боевого патрулирования АПЛ Северного флота — так сказать, „воздействуя“ на гидроакустическую противолодочную систему США SOSUS. Что касается других задач, то действительно эти лодки неоднократно проводили операции в море по подъёму секретного оборудования с потерпевшей крушение авиации, а также спутников», — говорил Кравченко.

В дальнейшем ВМФ планирует также получить еще одну АПЛ спецназначения — К-139 «Белгород» проекта 949А. О ее достройке по специальному проекту было объявлено в начале 2012 года.

После испытаний БС-64 «Подмосковье» в составе флота заменит лодку «Оренбург» отмечает научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов.

— Официально атомоходы специального назначения нужны для исследований глубин и проведения работ по ремонту глубоководной инфраструктуры. Все остальное — из области догадок и предположений, учитывая объяснимую секретность темы вокруг ГУГИ, АГС и их носителей. Из открытых данных известно, что АГС «Лошарик» принимала участие в экспедиции «Арктика-2012», где помогала корректировать бурильные работы, которые проводились с двух дизель-электрических ледоколов на шельфе Менделеева в Северном Ледовитом океане.

Также можно предположить, что одно из предназначений атомохода и его АГС — подъем с глубины интересных артефактов, а также — проверка своих и чужих линий связи.

«СП»: — У США есть подобные аналоги?

— В настоящее время, видимо, нет. Американцы работают по-другому. У них есть глубоководные аппараты, с помощью которых они еще в 60-е годы искали возле побережья Испании потерянные ядерные бомбы с разбившегося В-52. Но у них носителями таких аппаратов выступают надводные исследовательские суда. Соответственно, возможности американских глубоководных станций, по сравнению с российскими АГС, ограничены. В этом смысле российская техника не имеет аналогов.

«СП»: — Судно «Янтарь» тоже имеет на борту глубоководные станции. Насколько корректны суждения американцев о возможных задачах, которые «Янтарь» якобы выполнял в восточном Средиземноморье?

— Сложно сказать. Оптико-волоконные кабели действительно прокладывают по дну, поскольку большой объем информации через спутники все-таки не передать…

Возможно, действительно порвался сирийский кабель, и наши специалисты его исправляли. Кроме того, вполне можно допустить, что «Янтарь», как бы парадоксально это ни звучало, мог выполнять геологоразведочные работы. Известно, что еще в 2013 году Дамаск подписал соглашение с компанией «Союзнефтегаз» о развитии шельфового бурения в территориальных водах Сирии. В частности, одной из точек, где планировались соответствующие работы по изысканию, назывался район возле Тартуса — недалеко от места, где проходит турецкий кабель.

Учитывая обстановку в регионе, гражданские суда туда сейчас вряд ли пойдут, да и сирийцам платить особо нечем. А так можно было совместить, так сказать, боевую подготовку с приятными для нашего союзника вещами.

Наконец, можно допустить, что какой-то интересный объект в том районе упал в море — либо российский, либо иностранный. И надо было его оперативно поднять.

Военный историк Александр Широкорад считает, что американцы хорошо секретят специализированные подводные лодки с носителями АГС, формально относя их к исследовательским. По крайней мере, так было раньше.

— Это подтверждает история засекреченной американской глубоководной подлодки NR-1 времен «холодной войны». В 2013 году ВМС США выставили на обозрение в музее подводного флота в Гротоне ее останки — она выведена из состава флота в 2008-ом и утилизирована.

Как писали американские СМИ, в ВМС США используется сквозная нумерация кораблей, назначаемая Конгрессом. Однако адмирал Хайман Риковер, в 1949—1982 годах руководивший агентством NR по разработке и применению военных атомоходов, добился, чтобы подлодке NR-1 не был присвоен номер из общего корабельного списка. Он также сумел избавить подлодку от надзора, который в США, как правило, устанавливается за кораблями различными управлениями и бюро. В общем, субмарина служила на флоте как исследовательское судно, хотя и участвовала в боевых операциях. Например, в Средиземном море, за что командир NR-1 (1970−1973) Тоби Уорсон, получил медаль.

— Кроме того, у меня не получилось найти фотографий подводной лодки «Хэлибат» после демонтажа ракетной системы Regulus I и переоборудования ее в ударную подводную лодку класса SSN в 1965 году, — продолжает Александр Широкорад. — Дело в том, что после таких работ субмарина получила мощнейший компьютер, подруливающее устройство для улучшения маневренности, отсек для входа-выхода диверсантов в подводном положении. Известно, что субмарина принимала участие в операции по прослушке подводных линий связи ВМФ СССР «Ivy Bells». А также — в операции «Project Azorian» 1974 года. То есть, в операции по подъему фрагментов затонувшей в Тихом океане советской дизельной подводной лодки К-129.

В ходе «Ivy Bells», созданный по заказу ЦРУ в 70-х года аппарат для автоматического съема и записи информации с подводной кабельной линии связи СССР, получивший название «кокон», был установлен на нашем кабеле связи в Охотском море, проложенным от Камчатки до Владивостока.

Вообще, с помощью атомоходов-маток и носимым АГС можно решать большой спектр задач. Борьба с натовскими «закладками» («камбалами») и минами с помощью манипуляторов на АГС, обнаружение подводных лодок США и Великобритании — это только малая часть боевых возможностей субмарин спецназначения.

Видимо, и в настоящее время постановка «закладок» в интересах разведок также осуществляется сторонами. Но преимущество наших гидронавтов в том, что после того, как их в заданный район скрытно доставляет лодка-матка, они отсоединяются и способны вести автономное плавание до нескольких недель. В том числе — в нейтральных или чужих территориальных водах.

Такая работа позволяет обнаруживать ПЛАРБ противника, например, на таком уязвимом направлении как Арктика. А одна АГС способна с большой производительностью обследовать обширный район океана, решая именно военные задачи.

Не исключена и работа по подъему золота с затонувших кораблей. За давностью лет принадлежность многих судов довольна спорная, более того — сопряжена с определённым риском, учитывая количество охотников за драгоценностями.

Последние новости
Цитаты
Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня