В социальных сетях появилась фотография бронеавтомобиля «Тайфун-К», который «засветился» в Сирии. Автомобиль попал в объектив фотокамеры во время раздачи мирным жителям еды и продуктовых наборов, которую осуществляет военная полиция России. Можно предположить, что пока еще не принятый на вооружение «Тайфун-К» прибыл в освобожденный Алеппо в составе спецподразделений. О количестве «командированных» в Сирию машин ничего не известно.
«Тайфун-К» — это семейство бронеавтомобилей повышенной защищенности, предназначенных для обслуживания частей специального назначения. Впервые они были представлены широкой публике на параде Победы 2014 года. С тех пор в опытную эксплуатацию были переданы три партии по 30 машин в каждой.
Семейство включает в себя не только машины различного назначения: транспортные, боевые, инженерные, но и различных автопроизводителей, имеет при этом различные колесные формулы. Общее у них — повышенная для данного класса машин бронезащита. «Тайфун» выдерживает обстрел из крупнокалиберного пулемета Владимирова калибра 14,5 мм бронебойно-зажигательными пулями, а также подрыв под днищем мины мощностью 8 килограммов тротила. По уровню защиты машина не уступает бронетранспортеру.
В середине 80-х годов в Советском Союзе начала прорабатываться концепция семейства бронеавтомобилей, которые смогли бы удовлетворять потребность вооруженных сил в разнообразных сферах военной и вспомогательной деятельности и обладали бы высокой степенью унификации. В начале 90-х была запущена программа «Гараж», результатом которой должны были стать несколько различных опытных образцов, что называется, на все случаи жизни. Однако вскоре рухнула экономика, промышленность, а с ними и амбиции военных, «Гараж» закрылся «до лучших времен».
Времена эти пришли, и работы возобновились. В 2011 году три машины были представлены специалистам на закрытом показе на полигоне в подмосковных Бронницах. И они произвели на тогдашнего министра Анатолия Сердюкова совершенно неожиданное сильное впечатление. Стремясь закупать за границей абсолютно любую технику, он вдруг заявил: «Это абсолютно новые, современные и очень перспективные машины. Полагаю, что в ближайшие годы Министерство обороны именно такие машины будет закупать».
Высокие тактико-технические характеристики бронеавтомобилям «Тайфун» обеспечила комплексная разработка различных элементов конструкции, в которой приняли участие более 120 НИИ, КБ и НПО. Генеральным разработчиком «Тайфуна-К» стал КамАЗ, «Тайфуна-У» — Уральский автозавод. Среди соисполнителей значится даже Федеральный ядерный центр в Сарове. Однако ничего такого ядерного ни в двигателе, ни в кабине нет, просто для расчета оптимального бронирования, гарантирующего надежную всеракурсную защиту автомобиля, использовали саровский суперкомпьютер.
Новинок в «Тайфуне» использовано великое множество. Например, компания «Магистраль» из Гусь-Хрустального специально разработала бронестекло с уникальными характеристиками, которые позволяют противостоять боеприпасам даже большего, чем 14,5 мм, калибра. Оно имеет толщину 130 мм, а квадратный метр весит 300 килограммов. И это при том, что для обеспечения защиты по высшему классу 6а действующего в России ГОСТа достаточно стекла толщиной до 67 мм с весом квадратного метра до 158 килограммов.
В НИИ Стали разработали новый тип композиционной брони на основе керамики, которая сочетает в себе прочность и небольшой удельный вес. Причем, как это принято в танках, бронезащиту можно наращивать, навешивая на корпус дополнительные бронепластины. Используются также минозащищенные и энергопоглощающие кресла экипажа и десанта. Шины пулестойкие с автоматической подкачкой воздуха до давления в 4,5 атм.
Необходимо особо сказать, что «Тайфун» — это не попытка навесить броню на слегка переделанный серийный грузовик, а совершенно новая конструкция, базирующаяся на специальных шасси, созданных под нагрузки, которые испытывает бронемашина при выполнении боевых задач в различных экстремальных условиях.
В семейство «Тайфун» входят следующие бронеавтомобили.
КАМАЗ-63968 «Тайфун-К» с колесной формулой 6×6. Экипаж — 2 человека. Количество перевозимых десантников — 16. На крыше установлен пулемет. По бортам имеются бойницы для стрельбы из индивидуального оружия. Автомобиль оснащен кондиционером и фильтрующей установкой. Для наблюдения окружающей обстановки по периметру установлены видеокамеры.
Десантирование производится через заднюю аппарель либо через боковую дверь. В случае опрокидывания машины на бок на крыше имеются люки для аварийного покидания бронеавтомобиля.
Существенным отличием от аналогичной техники предыдущих поколений является наличие бортовой информационно-управляющей системы (БИУС) ГАЛС-Д1М. Она предназначена для контроля и регулирования работы двигателя, определения крена машины, наклона дороги, скорости, координат нахождения автомобиля и прочих параметров, необходимых для оптимизации управления движением. Независимая гидропневматическая подвеска позволяет менять на ходу дорожный просвет в пределах 400 миллиметров.
Длина автомобиля — 8990 мм, ширина — 2550 мм, высота — 3300 мм;
Угол подъема — до 30 град.;
Клириенс — от 176 мм до 575 мм;
Полная масса автомобиля — 24 т;
Двигатель — ЯМЗ-5367
Мощность двигателя — 450 л.с.;
Максимальная скорость — 105 км/ч;
Запас хода без дозаправки — 1200 км.
КАМАЗ-63969 «Тайфун-К». Колесная формула 6×6. Отличается от КАМАЗ-63968 тем, что имеет единое бронированное пространство, состоящее из кабины и салона для десанта. Также имеет на крыше дистанционно управляемый модуль, вооружение которого может варьироваться от пулемета «Утес» калибра 12,7 мм до гранатомета калибра 30 мм. Модуль оснащен лазерным дальномером и системой всепогодного и круглосуточного прицеливания. Количество десантников сокращено до 10 человек. Предположительно, эта машина будет наиболее эффективна в качестве разведывательной. Также у нее высокий потенциал в качестве огневой поддержки десанта.
КАМАЗ-53949 «Тайфун 4×4». За меньшие габариты по отношению к другим автомобилям семейства его еще называют «Тайфунёнком». Колесная формула 4×4. Имеет бронезащиту с теми же самыми противопульными и противоминными показателями. Предполагаемое использование в качестве командной машины. Перспективы КАМАЗ-53949 на серийное производство наиболее туманны в линейке броневиков. Во-первых, два опытных образца появились лишь в середине 2015 года. Во-вторых, при проектировании этой машины в нее было заложено много иностранных комплектующих, включая двигатель. От чего теперь необходимо избавиться.
Урал-63095 «Тайфун-У». Колесная формула 6×6. Выпускается на Уральском автомобильном заводе в Миассе Челябинской области. По характеристикам близок к бронеавтомобилю КАМАЗ-63968 «Тайфун-К». Однако при той же мощности двигателя в 450 л.с. обладает более высокой проходимостью. Способен преодолевать подъем в 60 градусов, стенку и ров — 0,6 метра, брод — 1,8 метра.
Вмещает 16 десантников и 3 членов экипажа. Также имеются бойницы по бортам и возможность установки на крыше боевого дистанционного модуля. Запас хода на 200 км больше, равен 1400 км.
Может использоваться в качестве разведывательной, командно-штабной, санитарной машины, для установки аппаратуры радиоэлектронной борьбы и радиотехнической разведки, а также для перевозки грузов и десанта.
Урал-63099 «Тайфун-У». Аналогичен бронеавтомобилю КАМАЗ-63969 «Тайфун-К», в котором кабина и десантное отделение объединены в единое пространство.
В заключение необходимо сказать, что бронеавтомобили «Тайфун-К» близки к принятию на вооружение. Машины выдержали полный цикл ресурсных тестов, пройдя 30 тыс. километров по дорогам с различным покрытием и профилем. При этом они подверглись испытаниям на подрыв и обстрел из автоматического крупнокалиберного оружия.