Астанинские переговоры по сирийскому урегулированию, еще до встраивания в формат Женевы, затронули вопрос реформирования политической системы Сирии.
24 января по итогам двухдневной встречи спецпредставитель президента России по Сирии Александр Лаврентьев сообщил, что российская делегация передала представителям вооруженной сирийской оппозиции проект Конституции страны, которую подготовили российские специалисты. На следующий день Aletihadpress, РБК и «Интерфакс» опубликовали подробности предложений Москвы по реформированию основного сирийского документа.
Сообщается, что проект Конституции предлагает сирийцам следующее: избирать президента на семь лет без возможности переизбрания на второй срок, исключить «положение, согласно которому президентом Сирии должен быть мусульманин» и перераспределить полномочия президента в пользу двухпалатного парламента. Также вроде как рекомендовано сохранить страну как унитарное государство, но выделить в ее составе курдскую автономию. По данным источника «Интерфакса», в документе фиксируется «право других регионов Сирии выбрать свой язык в качестве основного регионального», а также — отмена шариата в качестве основного источника права страны. «Название Сирии сменяется с Сирийской Арабской республики на Сирийскую республику», — отметил собеседник агентства.
В свою очередь, Bloomberg со ссылкой на члена делегации оппозиции на переговорах Яхью аль-Ариди сообщил, что повстанцы отвергли предложенный РФ проект Конституции.
— Мы сказали им [русским], что единственный, кто имеет право писать Конституцию Сирии, — это сирийский народ. Опыт Пола Бремера в Ираке [полномочный представитель президента Джорджа Буша-младшего в Ираке] вполне показателен: когда Конституция написана другой страной, она не будет работать, — заметил аль-Ариди в ходе телефонного разговора, отказавшись обсуждать детали предложенного Москвой проекта.
При этом 25 января глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что проект Конституции Сирии, подготовленный Россией, разработан с учётом позиций Дамаска, оппозиции и стран региона.
Представляется, что некоторые положения вроде «курдской автономии» представлены в проекте документа именно для запуска межсирийского диалога. Скажем, из переговоров в Астане усилиями Турции была исключена курдская партия «Демократический союз» (PYD) (и, соответственно, ее боевое крыло — отряды национальной самообороны YPG), позиция которой крайне важна для достижения мирного урегулирования. И уговорить турок включить ее в формат переговоров можно только подобной резонансной инициативой. Хотя все и так прекрасно понимают, что на территории Сирийского Курдистана де-факто давно существует автономия, а американское военное присутствие в Рожаве делает возможным даже ее дальнейшее расширение — за счет входящих в альянс «Демократические силы Сирии» (наряду с курдскими формированиями) арабских и туркменских отрядов.
Отметим, что изначально проект Конституции Сирии должны были разрабатывать совместно РФ и США и даже представить его еще летом 2016 года, однако в силу различных причин — афишируемых и нет для широкой общественности — такое сотрудничество не состоялось. В этом смысле заявление президента США Дональда Трампа 25 января о том, что он намерен создать в Сирии безопасные зоны для мирного населения, было довольно неоднозначно встречено в российской экспертной среде.
Некоторые публичные аналитики сразу же увидели в этом шаг, направленный против Москвы, который почему-то должен привести к вытеснению российской авиации из Сирии. Отметим, что в России в силу пропагандистского уклона большинства изданий и ток-шоу идея введения «зон безопасности» всегда натыкалась на штыки. До того как Минобороны РФ в декабре 2016 года опубликовало список умеренных группировок, схема конфликта «Дамаск против террористов» была весьма удобной. При этом мало кто обращал внимание на процессы, происходящие «на земле», когда, например, в результате налетов авиации на северо-западе Сирии «Нусра» * все больше укоренялась среди сирийской оппозиции и рассматривалась местным населением как наиболее боеспособная военная сила. Тем не менее, ситуация начала меняться, когда РФ в результате диалога с Турцией пересмотрела свое отношение к оппозиции и согласилась признать некоторые крупные фракции умеренной оппозицией, после чего был запущен реальный процесс размежевания повстанцев.
В настоящее время на территории Сирии уже существуют «зоны безопасности»: турецкую буферную зону (куда возвращаются мирные жители-сунниты) прикрывают развернутые там войсковые средства ПВО и истребительная авиация, курдские кантоны и лагеря для беженцев в Хасеке — американские самолеты (за исключением Африна) и… «договоренности». Французский полевой госпиталь, арабские формирования и беженцев на сирийско-иорданской границе защищены такими же «договоренностями». Зона на северо-западе Сирии (преимущественно — провинция Идлиб, где сосредоточено большое количество беженцев-суннитов и также есть лагеря, например, в деревне Ахмет) вряд ли может считаться «безопасной», поскольку российская и американская авиация наносит там удары по позициям «Нусры». Однако бомбардировкам не подвергаются фракции, присоединившиеся к перемирию. В этом смысле заявление Трампа — это, по сути, констатация сложившегося положения вещей и работа на закрепление результата.
Своим мнением по поводу заявления Дональда Трампа и представленного в Астане проекта сирийской Конституции с «СП» поделился начальник Центра исламских исследований Института инновационного развития Кирилл Семенов.
— Трамп сделал заявление, однако не сообщил каких-либо деталей. Поэтому неясно, что он имел в виду и как эти «зоны безопасности» для беженцев могут быть созданы — где и какими силами, сколько будет таких зон и равнозначны они «бесполетным зонам», будут ли применяться военные средства или просто достаточно договоренностей между РФ и США? Но, на мой взгляд, в этом не надо искать какого-то подвоха, потому что заявление было сделано в контексте миграционной политики США. Кстати, создание подобных зон больше неприятно для Турции, чем для РФ, поскольку в таком случае под «зонтиком» окажется территория, подконтрольная коалиции «Демократические силы Сирии» (SDF), и где находятся американские военные объекты. В таком случае фактически будет легализован альянс, и Турция потеряет возможность оказывать на него силовое давление. Но по факту определённые зоны безопасности в Сирии уже существуют, правда, на северо-западе сейчас идут бои между «Нусрой» и умеренными группами, но авиаудары по последним не наносятся.
Теперь что касается Конституции и предложенной в проекте курдской автономии. Конечно, этот пункт кажется неожиданным и вообще-то не устраивает ни одну из сторон, за исключением самих курдов. Здесь, скорее всего, РФ вышла с инициативой, чтобы как минимум предложить к рассмотрению такой вариант, поскольку рано или поздно с ним придется согласиться. Все-таки бороться с курдами, которых прямо поддерживают американцы, крайне сложно Анкаре и Дамаску. Другое дело, что такое предложение актуализирует проблему и может стимулировать диалог, в том числе между самими курдами. Скажем, партия «Демократический союз» недавно заявила, что не поддерживает РПК и не вовлечена в конфликт на турецкой территории. Поэтому теоретически можно представить, что стороны вернутся к Эрбильскому соглашению. Таким образом, я бы не стал говорить, что Москва такой инициативой подыгрывает курдским властям в Камышлы, которые представлены, прежде всего, «Демсоюзом». Наоборот — предложение требует корректировки позиций всех сторон.
«СП»: — Отказ от шариата и идея «светского государства» — неоднозначное предложение.
— Скажем, представители НКОРС (Национальная коалиция оппозиционных и революционных сил) и даже ВПК (Высший комитет по переговорам) с этим могут согласиться — не все, конечно, но для светской оппозиции такой вариант вполне приемлем. В НКОРС есть и представители алавитской, христианской общин. Но мы же понимаем, что большинство вооружённых групп, в том числе участвующих в переговорах в Астане, не приемлют слово «светское» и представляют политический ислам. Например, они выступают за парламентаризм, но так, чтобы решения органа не нарушали законов ислама. Поэтому у них такая идея вызывает отторжение и здесь надо искать гибкие формулировки, что в принципе сейчас и делается.
Понятно, что под «светским государством» и отказом от условия, что президент должен быть обязательно мусульманином, стоит продвижение идеи Сирии как многоконфессионального государства, а также попытка уравновесить парламентом президентскую власть. Но, повторю, чтобы видеть на переговорах ключевую фракцию «Ахрар аш-Шам», которая присоединилась к перемирию, но не была представлена в Астане, надо избегать резких формулировок. Да и вообще вопрос шариата лучше не трогать и оставить его на рассмотрение уже созданного переходного правительства. В свое время Ливии после Каддафи также навязывали светскую систему, но потом исламистские партии проголосовали за шариат как основной источник законодательства, что привело к новому витку противостояния…
Что касается, «навязывания РФ сирийцам Конституции», то, с одной стороны, действительно — даже ничего не значащие предложения внешних игроков зачастую вызывают у оппозиции отторжение, с другой — сирийцы уже не в состоянии сами договориться по основным положениям документа. Поэтому какой-то проект необходим, чтобы в процесс обсуждения включились другие стороны. При наличии каких-то очерченных ориентиров можно уже вносить и снимать предложения и даже развивать документ в четко установленных временных рамках.
* Группировка «Джебхат ан-Нусра» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года была признана террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.