Леонид Кравчук подвел итоги «трехсотлетней войны» с Россией
Французский бюллетень Intelligence online опубликовал статью «Европейская воюющая страна отчаянно ищет партнеров для производства беспилотных летательных аппаратов». Речь в ней идет, естественно, об Украине.
Эти отчаянные поиски происходят по всему миру, на разных континентах, за исключением Антарктиды. Последнее закидывание сети наблюдалось на недавно завершившихся выставках военной техники и вооружений в Индии и ОАЭ — Aero India 2017 и IDEX-2017.
Тактика при этом избрана чисто бендеровская (по имени героя романов Ильфа и Петрова). На выставках Укроборонпром рекламировал украинские компании, которые якобы готовы выдать на-гора беспилотники, обладающие прекрасными характеристиками. Но для этого им необходимо помочь а) деньгами и б) налаживанием совместного с высокотехнологичными странами производства. Такая тактика еще известна под названием «каша из топора». При этом, разумеется, экспонируются макеты БЛА и производятся попытки получить заказы под беспилотники, которые появятся «совсем скоро».
Леонид Кравчук подвел итоги «трехсотлетней войны» с Россией
Конечно, БЛА собственной разработки на Украине имеются. Самолетик с бензиновым двигателем и управлением от джойстика способен построить любой человек, в детстве посещавший кружок авиамоделизма. Разумеется, украинская оборонная отрасль делает более серьезные модели, навешивая на них фото- и видеокамеры. Однако уровень этих разработок все-таки не дотягивает до требований, предъявляемых к современной военной технике. Французский бюллетень пишет, что на Украине основными производителями беспилотников, которые в какой-то мере могут заинтересовать армию, являются компании «Меридиан» и «Спайтек».
По части подготовленности продукции к использованию ее в частях лидирует «Меридиан», Министерство обороны Украины заказало у него сотню БЛА БпАК-МП-1 Spectator. Это машина легкого веса, разработанная студентами Киевского политехнического института и освоенная к производству на «Меридиане». Способна поднимать в воздух аккумулятор и еще 700 граммов полезной нагрузки, к которой относятся фото- или видеокамера. Или же датчики измерения радиационного фона. При этом снимаемая информация записывается на карту памяти. То есть для получения разведданных необходимо, чтобы беспилотник вернулся целым и невредимым. Электродвигатель обеспечивает дальность полета порядка 15 км на высоте 2 км и при скорости от 40 до 120 км/ч. Кстати, для «Меридиана» это абсолютно новая непрофильная продукция. При советской власти предприятие называлось Производственным объединением им. С.П.Королева. Относилось к Министерству промышленности средств связи и выпускало разнообразные измерительные приборы и средства автоматизации измерений.
Необходимо сказать, что сплошь и рядом бюджетные средства на Украине выделяются на сомнительные закупки и разработки. Что предполагает их частичное разворовывание. Совсем недавно можно было наблюдать шумную информационную кампанию по рекламированию «самостийного суперистребителя», который должен быть лучше самых современных самолетов ОКБ Сухого. И деньги на это дело пошли, хоть всем участникам процесса было понятно, что даже истребитель второго поколения украинская промышленность создать не в состоянии.
А порой доходит дело не до частичного, а до полного разворовывания средств, выделяемых на какой-либо проект. В 2015 году было объявлено о том, что Министерство обороны закупило у американской компании AeroVironment беспилотники Raven на сумму в 75 млн. долларов. Американцы честно передали украинцам эти машины. Однако потом выяснилось, что США поставили беспилотники безвозмездно — в порядке оказания технической помощи. Таким образом, $75 млн. были честно украдены «на военные нужды».
Выяснилось и еще одно прискорбное обстоятельство. Американцы поставили устаревшие образцы с неэффективным программным обеспечением для навигационных систем и средств связи. Даже не слишком «продвинутые» средства радиоэлектронной борьбы способны не только подавлять работу таких систем, но и перехватывать управление беспилотником.
Вторая компания, о которой пишет французский бюллетень, — «Спайтек» из Одессы. Однако от нее, что называется, остались рожки да ножки. Раньше компания называлась «Юмик Аэроспейс». Сразу же после того, как в Киеве совершили государственный переворот, руководство компании погрузило оборудование в большегрузные фуры и тайно вывезло его в Крым. В Крым перебрались и главные специалисты. В портфеле «Юмик Аэроспейс» есть три беспилотника. Два легких разведывательных. И один ударный. Есть сведения о том, что перед переселением в Крым ударный БЛА подготавливался к испытаниям.
В Одессе насколько смогли компанию восстановили. Естественно, с новыми кадрами, опыт которых не превышает двух лет. Разработали 4 малогабаритных разведчика, которые похожи по функциям и возможностям на беспилотник Spectator компании «Меридиан».
Разумеется, украинские СМИ описали участие украинских компаний в международных выставках восторженно: «Спайтек покоряет Индию», «Одесская компания со своими беспилотниками произвела фурор на оборонной выставке в Индии», «Готовность покупать наши беспилотники высказал целый ряд индийских фирм»…
Есть на Украине и настоящая, а не самопальная, авиационная компания. Это ОКБ Антонова. Именно на него секретарь Совета государственной безопасности и обороны Александр Турчинов возлагает надежды по созданию не разведывательного, а ударного беспилотника. Более того, он уже и сроки назначил, когда ударный «летака» начнет поступать в украинскую армию — «в конце этого года или в начале следующего». Произнесено это было в начале февраля 2016 года. Беспилотника как не было, так и нет. И, с большой долей вероятности можно сказать, что и не будет. В связи с чем Турчинов переключился на рекламирование других видов самостийного оружия, которое должно появиться «совсем скоро».
Дело в том, что ОКБ Антонова всегда специализировалось на создании тяжелых и сверхтяжелых транспортных самолетов. Но оптимальные характеристики ударных дронов предполагают совсем другие масштабы — максимальный взлетный вес порядка тонны. То есть что-то типа выпускавшегося на Запорожском автозаводе «Запорожца», но немного длиннее, с крыльями и парой ракет.
На ОКБ Антонова нет ни опыта, ни специалистов для разработки столь ювелирных (на фоне транспортников) изделий. Если они и занимаются минимизацией узлов и оборудования, то десятки граммов «не ловят». Здесь имели дело с поршневыми двигателями лишь до середины 50-х годов прошлого века, когда был запущен в серию знаменитый «Кукурузник» — Ан-2. Здесь не имеют представления о методах снижения заметности самолета. Никогда не устанавливали на самолеты вооружение. Нет ни малейшего опыта работы с прицельными системами для обслуживания высокоточных ракет.
Да и с ракетами громадная проблема. Есть советские для подвески на советские же истребители, но их дрон не потянет. Правда, киевское КБ «Луч» выпускает некорректируемые и корректируемые ракеты «воздух-поверхность» — АР-8 и АР-8Л. Но они слабоваты для нанесения серьезных ударов, их боевая часть весит вдвое меньше, чем БЧ американской ракеты AGM-114 для ударного беспилотника «Предатор». Но тут есть один нюанс. Эти ракеты сделаны киевлянами на базе НАР С-8, разработанной в московском КБ Точмаш в советский период. И они предназначаются для запуска из кассет, вмещающих либо 7, либо 20 ракет.
Есть еще в КБ «Луч» корректируемая авиабомба, но весит она запредельно — 850 кг. Правда, у нее нет названия, и ничего не сообщается о ее серийном производстве.
Ну, а поскольку появление своих беспилотников необходимого качества на Украине в обозримом будущем не предвидится, то Киев, как пишет французский бюллетень, «отчаянно» пытается получить их за пределами страны. В конце 2014 года такие поиски чуть не увенчались успехом. Был почти готов контракт на закупку беспилотников у израильской компании Aeronautics Defense Systems. Однако сделка не состоялась. Ее аннулировало правительство Беньямина Нетаньяху из-за опасений поссориться с Москвой.
О том, как «незалежная» идет ко дну, излучая оптимизм
И на авансцену, как это принято в современной Украине, вышли всякого рода проходимцы. Один из них — гражданин Израиля Натан Хазин, иммигрировавший из Одессы в 1993 году в 16-летнем возрасте. В 2014 году он прибыл в Киев и создал «еврейскую сотню», которая приняла активное участие в перевороте. Затем стал командиром «Аэроразведки» — подразделения воздушной разведки, в котором служили прозападные «волонтеры», инженеры в области электроники и аэродинамики и которые в начале конфликта параллельно с государственными структурами разрабатывали разнообразные самодельные БЛА. В результате стал советником начальника Генерального штаба ВСУ по беспилотной авиации. Также он называет себя, неясно на каких основаниях, раввином.
Считается, что Хазин снабжает украинскую армию израильскими БЛА. Об этом трубят все украинские газеты. Несмотря на то, что израильских беспилотников в ВСУ нет.
Что и говорить, Украина — загадочная страна, живущая по законам, описанным Гоголем в «Вечерах на хуторе близ Диканьки».