18+
суббота, 21 октября

Модернизация «Адмирала Кузнецова» 40 млрд. не ограничится

Отечественный авианосец получит «Калибры», «Ониксы» и «Цирконы». Но зачем?

  
25050
Тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов"
Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» (Фото: Андрей Лузик/пресс-служба Северного флота/ТАСС)

Ремонт с модернизацией тяжелого авианесущего крейсера (ТАВКР) «Адмирал Кузнецов» начнется в сентябре на заводе под Мурманском, стоимость работ составит почти 40 млрд. рублей. Об этом 22 апреля сообщил ТАСС источник в оборонно-промышленном комплексе.

По его данным, осенью «Звездочка» подпишет с флотом контракт на второй этап ремонта и модернизации авианосца. «Цена сделки уже согласована — это почти 40 миллиардов рублей. Работы начнутся в том же месяце на 35-м судоремонтном заводе в Росляково под Мурманском», — рассказал источник.

Кроме того, собеседник агентства сообщил, что установленный на «Адмирале Кузнецове» ракетный комплекс «Гранит» будет заменен на ракетный комплекс «Калибр-НК». При этом, по его словам, универсальные вертикальные пусковые установки 3С14 будут унифицированы под запуск сверхзвуковых крылатых ракет «Оникс» и перспективных гиперзвуковых «Циркон».

Читайте также

Во время модернизации на корабле отремонтируют всю электромеханическую часть, включая главную двигательную установку — там заменят несколько пришедших в негодность котлов.

— Также будет модернизирован взлетно-посадочный комплекс, чтобы гарантированно обеспечить безопасность взлета и посадки истребителей, — отметил источник, добавив, что авиагруппа крейсера останется смешанной, в ее состав по-прежнему будут входить тяжелые истребители Су-33 и легкие МиГ-29К/КУБ.

Официального подтверждения этой информации на данный момент нет. В СМИ не раз появлялась информация о том, что работы по модернизации авианосца должны начаться в ближайшей перспективе: либо в 2017 году, либо в 2018-ом.

Напомним, что «Адмирал Кузнецов» в составе корабельной авианосной группы Северного флота 8 февраля вернулся из дальнего похода в восточное Средиземноморье. За время боевой службы у берегов Сирии были потеряны два палубных истребителя: 13 ноября прошлого года во время тренировочного вылета в море упал МиГ-29КР, а 5 декабря при посадке сорвался с палубы и затонул Су-33.

Научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов не исключает, что озвученная источником СМИ стоимость ремонта и модернизации ТАВКР на самом деле — информационный вброс.

— В середине марта в СМИ уже проходила предварительная сумма — 65 млрд. рублей — с возможностью увеличения, при этом только одни различные опытно-конструкторские работы составят около 30 млрд. На мой взгляд, цифра 40 млрд. может быть реальной, если только в нее не будут включены ОКР. Скажем, для переделки корабля по типу авианосца «Викрамадитья» (ТАВКР «Адмирал Горшков» после полной перестройки в составе ВМС Индии) 40 млрд. явно недостаточно. Скажем, считается, что ремонт, модернизация и перевооружение тяжелого атомного ракетного крейсера (ТАРК) «Адмирал Нахимов», которые должны завершиться в 2018 году, обойдутся бюджету в 50 млрд. рублей.

«СП»: — С учетом заявленного перевооружения речь идет ремонте и глубокой модернизации…

— Сложно навскидку оценивать сумму, но, наверное, в сумму 40 млрд. вряд ли войдет установка другого ракетного комплекса, поскольку это также потребует проведение ОКР.

«СП»: — Сколько времени понадобиться на проведение работ, масштаб которых очерчен источником ТАСС?

— Еще при Анатолии Сердюкове были планы отправить корабль «к стенке» в 2012 году, и тогда говорили, что ремонт и модернизация продлятся пять лет. Речь шла о глубокой модернизации корабля. Но сроки работ по «Адмиралу Нахимову», которые фактически начались только в 2013 году, также сводятся к пяти годам. Видимо, на этот период стоит ориентироваться, если не будет каких-то осложнений.

«СП»: — В сообщении указывается, что будет модернизирован взлетно-посадочный комплекс (ВПК) «Кузнецова». Что под этим может подразумеваться? С учетом сирийского опыта ВПК — «больное место» корабля?

— Я бы так не сказал. Причина неудачных взлета-посадки необязательно кроется в корабле… Взлетно-посадочный комплекс «Кузнецова» содержит авиафинишер и, возможно, речь идет о его замене. В мире есть всего три страны, которые делают аэрофинишеры, — Россия, США и КНР. В постсоветский период мы сделали уже достаточно комплектов — три для индийцев, для тренировочного комплекса морской авиации НИТКА в Ейске, отдельные тросы для «Кузнецова». Кстати, в Индии очевидных инцидентов не было, а индийцы летают достаточно интенсивно.

«СП»: — Также указывается об установке современного ударного вооружения…

— Это, конечно, спорная тема. Ракетный комплекс «Гранит» с 24 тяжелыми сверхзвуковыми крылатыми ракетами П-700 уже давно не выпускается, да и сложно представить, что авианосец будет стрелять по кому-то противокорабельными ракетами. У корабля такого класса совершенно иные задачи. С другой стороны, — у нас довольно мало кораблей 1-го ранга, да и новых не предвидится. Так что, видимо, флот решил таким образом сохранить ударные противокорабельные возможности «Кузнецова», хотя, конечно, никто в мире больше так не делает — не устанавливает оружие на авианосец. Но за неимением гербовой, как говорится, пишут на простой… Те же индийцы на «Викрамадитья» установили только комплекс ПВО Barak.

«СП»: — Иметь авианосец в составе ВМС престижно, но с учетом общего состояния экономики, проблем чисто военного характера, которые были видны при походе «Кузнецова» в Средиземное море, некоторые эксперты скептически оценивают перспективы крейсера и его авиакрыла. Мол, авианосец — это не российская тема…

— Скажу так: если у нас есть претензии на глобальное лидерство, то авианосец нам нужен. К тому же, сирийский опыт показал, что иногда такой корабль нам нужен для усиления авиационной группировки.

«СП»: — В конце 2016 года вице-президент Объединенной судостроительной корпорации по военному кораблестроению Игорь Пономарев заявил, что после ремонта и модернизации может быть усилено авиакрыло «Кузнецова» — до 30 самолетов. С учетом этого могут быть сделаны определённые поправки при работе над кораблем?

— Говорят, что Су-33 тяжело входит либо в подъемник, либо в ангар, поэтому эти истребители в основном находятся на палубе «Адмирала Кузнецова». Возможно, какая-то корректировка и будет. Корабельный МиГ-29 все-таки меньше, легче и компактнее Су-33, и можно получить авиагруппу, большую по численности. В состав авиакрыла в перспективе войдут МиГ-29 и десяток Су-33, которые будут добивать свой ресурс.

Член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук, капитан 1-го ранга запаса Константин Сивков также считает, что 40 млрд. рублей — небольшая сумма для модернизации авианесущего крейсера.

— Понятно стремление заменить ракетный комплекс для того, чтобы была возможность вести стрельбу как принятыми на вооружение, так и перспективными ракетами. Однако, по моему убеждению, на кораблях такого класса как «Кузнецов» устанавливать ударное оружие не стоит. Корабль должен иметь максимальное по численности авиакрыло, а не совмещать в себе функции авианосца и ударного корабля.

Конечно, будет хорошо, если будет повышена надежность ВПК (взлетно-посадочного комплекса), но основная проблема в работе корабля заключается ведь не в полосе… Мое мнение — в настоящее время все-таки нельзя говорить о достаточной выучке летного состава для обеспечения безаварийного использования такого корабля. Тренировки на комплексе морской авиации — это, конечно, хорошо, но выучка пилотов там и выучка на практических полетах по посадке-взлету — это не одно и то же.

Что касается слухов о том, что Су-33 не так просто влезают в лифт для подъема-спуска самолетов из подпалубного ангара, то, на мой взгляд, — это отговорки, в том числе для оправдания ставки на корабельные МиГ-29. Су-33 имеют достаточный опыт эксплуатации. Эффективная занимаемая площадь МиГ-29К или МиГ-29КУБ примерно в полтора раза меньше, то есть вместо 24 Су-33 на корабле можно разместить 36 МиГов. Но с учетом ограничений в составе одновременно используемых самолетов в ударе и количества палубных позиций (16 на «Кузнецове»), главное для палубного самолета — радиус действия. И как раз радиус тяжелого истребителя-бомбардировщик Су-33КУБ больше соответствует требованиям к отечественному корабельному самолету. МиГ-29 — это, бесспорно, замечательная машина, но ее поле боя лежит над сушей.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня