Гонки гиперракет: «Циркон» на 7 лет впереди Америки

США пока могут противопоставить реальному оружию только летающую лабораторию

  
74234
Гонки гиперракет: «Циркон» на 7 лет впереди Америки
Фото: mbdainc.com

The National Interest сообщает, что ВВС США ожидают появления гиперзвукового оружия в середине 20-х годов. А «полноформатные» гиперзвуковые летательные аппараты, которые заменят нынешние истребители, бомбардировщики, самолеты-разведчики и, может быть, военно-транспортные самолеты, могут прийти в ВВС США в 40-е годы.

В то же время в докладе Исследовательского совета ВВС США (Air Force Studies Board) с тревогой говорится о том, что не только Соединенные Штаты занимаются разработками аппаратов, способных двигаться со скоростью, превышающей 5 М. Решением этой задачи занимаются и основные противники — Россия и Китай. И они уже проводят испытания гиперзвукового оружия.

Поэтому, говорится в докладе, США должны приложить максимум усилий, чтобы не выпустить из рук инициативу и не дать себя опередить на этом направлении военно-технической мысли. «Мы должны раздвинуть границы технологий во всех областях, — считает начальник штаба ВВС генерал Дэвид Гольдфейн. — Наши противники не сидят сложа руки. Они используют любые возможности для получения преимущества».

Читайте также

Надо сказать, что настроения у командования ВВС США на предмет своего лидерства чрезмерно оптимистичные. В действительности, американские ученые и инженеры должны приложить максимум усилий для того, чтобы не сильно отстать по этой части от России. В США проводятся эксперименты с так называемой летающей лабораторией. В России же уже идут испытания опытных образцов конкретного оружия. И это оружие называется гиперзвуковой противокорабельной ракетой «Циркон».

Сведения об американских перспективах создания гиперзвуковых летательных аппаратов журнал The National Interest почерпнул во время обстоятельной беседы с экспертом ВВС Джеффри Закариасом. Тот поведал о том, что в настоящее время ведутся работы по самым разным направлениям — «управлению, навигационному контролю, материаловедению, боеприпасам, теплообмену и т. д.»

Поскольку совершенствование гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ГПВРД) экспертом не названо в числе насущных научно-инженерных проблем, то можно предположить, что американцев вполне устраивает достигнутое в этой области и реализованное в ракете Boeing Х-51А. Ее испытания начались в 2010 году. Расчетная скорость, которую она должна вытягивать — 6−7М.

Были проведены три испытательных запуска ракеты с бомбардировщика В-52.

В мае 2010 года двигатель, отработав 210 сек из запланированных 300 сек, разогнал ракету до скорости 5,1 М. После чего была выдана команда на самоуничтожение в связи с тем, что поведение ракеты стало непредсказуемым.

В августе 2012 года ракета распалась на фрагменты на 15-й секунде, обломки упали в океан.

В мае 2013 года бомбардировщик В-52 поднял ракету Х-51А на высоту 15 километров, после чего был произведен запуск ее прямоточного воздушно-реактивного двигателя. За 26 секунд ракета ускорилась до 4,8 М. Когда она поднялась до уровня 18 километров, где сопротивление воздуха меньше, была зафиксирована скорость в 5,1 М.

Это было последнее испытание в рамках программы, которая стартовала в 2004 году и стоила 300 млн. долларов. Испытания по этой программе будут продолжаться и дальше. Их смысл, по утверждению Джеффри Закариаса, заключается в том, чтобы убедиться в том, что запущенная с самолета ракета с ГПВРД может достичь гиперзвуковой скорости. То есть Х-51А — это летающая лаборатория для испытаний двигателя. Но при создании гиперзвуковых летательных аппаратов существует масса не менее сложных проблем — управление полетом, информационный обмен ракеты с командным пунктом, способность маневрировать, наведение на цель.

Результаты, которые были получены американцами в 2013 году, в Советском Союзе были достигнуты еще давно. Причем с превышением.

В 70-е годы в дубнинском МКБ «Радуга» началась НИР, цель которой состояла в изучении возможности построения крылатой ракеты, скорость которой достигала бы 5 М. Проблема на тот момент была практически не изучена. Существовавший до конца 60-х годов американский гиперзвуковой летательный аппарат Х-15 продемонстрировал свою неэффективность. Это было обусловлено тем, что в нем применялся жидкостный реактивный двигатель. Он хорош для космических полетов, но для полетов в атмосфере нужен был ГПВРД, использующий в качестве окислителя не сжиженный кислород из баков, а атмосферный воздух.

В начале 80-х годов дубнинцы построили несколько опытных образцов гиперзвуковой ракеты, которая получила название Х-90. При расчетной скорости, равной 5 М, ракета весила 15 тонн, имела длину 9 метров, размах крыла — 7 метров. Предполагаемая дальность полета составляла 3000 километров.

Было совершено несколько испытательных полетов, во время которых устойчиво достигалась скорость от 3 М до 4 М. Но, несмотря на полученные результаты, в 1992 году проект был свернут в связи прекращением финансирования.

Та же самая участь постигла и разработку московского Центрального института авиационного моторостроения им. П.И.Баранова (ЦИАМ). Здесь в 1979 году стартовала НИР «Холод» по созданию ГПВРД, использующего криогенные технологии. На базе зенитной ракеты 5В28 от ЗРК С-200 была создана летающая лаборатория, на которой испытывались различные варианты построения ГПВРД. Наивысший результат был получен в 1998 году, когда скорость достигла значения в 6,5 М.

После чего ЦИАМ совместно с целым рядом соисполнителей приступил к выполнению НИР «Холод-2». В результате должна была быть получена скорость в 14 М. (Теоретический скоростной потолок ГПВРД — 20М). Но все ограничилось постройкой макета, который показали на авиасалоне МАКС-99. И тут тоже «закончились деньги».

Необходимо сказать, что российские конструкторы здорово помогли американцам, которые тогда называли нас «друзьями». Американцам были проданы все результаты испытаний летающей лаборатории по теме «Холод». А последнее испытание, в 1998 году, было проведено за счет финансирования США. То есть они получили доступ ко всем бесценным материалам.

Однако рекорд лаборатории «Холод» американцам оказался не по зубам. Как было сказано выше, Х-51А смогла разогнаться лишь до 5,1 М.

Любопытно, что в статье The National Interest Россия присутствует только в заголовке: «Россия, Китай, Америка — началась гонка вооружений в области гиперзвукового оружия». В ряду с американскими проектами журнал упоминает лишь один китайский. В то же время американский эксперт из ВВС не может ничего не знать о российской ракете «Циркон».

Гиперзвуковая маневрирующая ракета 3М22 «Циркон» была разработана в подмосковном Реутове в НПО Машиностроения. Ее испытания начались в 2015 году. К настоящему моменту произведено уже пять успешных пусков. В последнем из них была зафиксирована скорость 6 М. (Необходимо сказать, что распространенная в апреле информация о достижении 8 М была опровергнута разработчиками). Но и 6 М при условии маневрирующего полета более чем достаточно для того, чтобы гарантированно преодолеть любые системы ПРО. Не только существующие, но и те, которые появятся в течение пары ближайших десятилетий. По различным данным дальность «Циркона» может находиться в диапазоне от 500 км до 1000 км.

Сейчас «Циркон» считается противокорабельной ракетой. Планируется устанавливать его на двух тяжелых атомных ракетных крейсерах проекта 1144 «Орлан» — на «Петре Великом» и «Адмирале Нахимове». «Циркон» заменит ПКР «Гранит» и «Оникс». Запланирован еще один носитель гиперракеты — перспективная подводная лодка пятого поколения «Хаски», которую сейчас разрабатывает Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения. Однако проводятся работы и по созданию воздушной и наземной модификаций.

«Циркон» — это уже готовое оружие, которое находится на этапе испытаний. Его прием на вооружение предполагается в период с 2018 года по 2020 год. США намереваются ответить на российскую гиперракету своей в середине 20-х годов. Однако это вызывает определенные сомнения. Как было выше сказано, Х-51 — это не конкретный продукт, которому необходимо пройти доводку, а летающая лаборатория. На основе полученных при ее испытаниях данных военно-промышленная отрасль США начинает разработку боевой ракеты. И разработчики находятся в самом начале пути, как это было в России после закрытия темы «Холод-2».

Читайте также

А вот о китайской гиперзвуковой ракете журнал говорит с тревогой, заявляя, что она является головной болью Пентагона. Правда, это не ракета, а планирующая и при этом маневрирующая боеголовка WU-14, стартующая из космоса. Ее запускают баллистической ракетой на высоту в 100 км, откуда она устремляется вниз со скоростью, по разным оценкам, от 1,5 М до 10 М. Истина, вероятно, как всегда лежит посередине. Достижение скорости в 1,5 М не представляет никаких технических сложностей. А маневрирование на 10 М для ВПК Китая, специализирующегося на воспроизведении чужой техники, в данный момент слишком сложная задача.

Испытания начались в 2013 году. Ежегодно проводится до трех пусков, что может позволить себе только очень богатое государство.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Андрей Раевский (The Saker)

Военный аналитик

Андрей Гудков

Экономист, профессор Академии труда и социальных отношений

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости НСН
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня