Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Индии перестали нравиться российские танки. Да и самолеты тоже

По мнению СМИ, в поломках техники виноваты российские разработчики

133246
Материал комментируют:

Команда Вооруженных сил Индии отлично начала соревнования по танковому биатлону на Армейских международных играх в Алабино, но не дошла до финала из-за поломки «устаревших» Т-90 российской разработки, которые могут стать проблемой для армии, пишет индийское издание Hindustan Times.

В соревновании от Индии участвовали два танка Т-90С «Бхишма» российской разработки и индийской сборки и три экипажа, всего 21 человек. В самом разгаре гонки за выход в финал обе бронемашины — основная и запасная, вышли из строя. В итоге индийцы были сняты с соревнований.

По словам источников Hindustan Times, причиной поломки первого (запасного) танка стал ремень вентилятора, второго (основного) — утечка машинного масла. В итоге в финал вышли Китай с танком Тип-96Б, Россия, Белоруссия и Казахстан — с «различными вариациями Т-72».

Издание отмечает, что индийской армии нужно внимательно посмотреть на «не самые лучшие показатели» Т-90С, которые являются основными боевыми танками Сухопутных войск Индии. Якобы и ранее их военные жаловались, что танки не могут работать продолжительное время при высоких температурах в индийской пустыне Тар (штат Раджастан) — из-за проблем с радиатором. В итоге, отмечает Hindustan Times, Индии нужно будет потратиться на модификацию танков.

Читайте также

Индийские СМИ со ссылкой на военные источники не в первый раз критикуют российскую технику:

— в 2014 году контрольно-ревизионное управление Индии CAG (Comptroller and Auditor General) представило в парламенте доклад, в котором упрекнуло правительство в решении продолжить лицензионное строительство танков Т-90С. Упомянутая причина — поставленные танки не были оборудованы кондиционерами или использовали технически не подходящую для данного региона аппаратуру;

— в 2015 году индийские журналисты сообщили, что аудиторы CAG представили в парламент Индии доклад, где говорилось о низком уровне эксплуатационной готовности российских многофункциональных истребителей Су-30МКИ;

— в 2016 году индийские надзорные ведомства опубликовали отчет о состоянии вооруженных сил страны, сообщив, в частности, о многочисленных проблемах с новейшими палубными истребителями российского производства МиГ-29К и МиГ-29КУБ, связанных с планером самолетов, двигателем РД-33МК и электродистанционной системой управления (ЭДСУ).

Теперь индийцы возложили на российскую технику ответственность за неудачное выступление на танковом биатлоне. Насколько обоснованы их претензии?

Кроме китайцев в полуфинале все участники соревнований ездили на танках российской разработки, и ни у кого никаких непреодолимых проблем не возникло, а у индийцев вот — «протекло». Конечно, техника имеет свойство ломаться, но тут уже все зависит от квалификации техников и экипажей, замечает научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов.

— Теоретически можно допустить, что имел место производственный дефект. Но сразу на двух образцах? Которые, к тому же, должны обслуживать лучшие специалисты, учитывая престиж страны на международных соревнованиях и участие в биатлоне твоего соперника — КНР. Причин отказа техники, на самом деле, может быть огромное количество — ошибка экипажа, недосмотр техников, чего-то не то залили и прочее.

«СП»: — Если допустить, что проблемы в «железе», то гипотетически они могут объясняться индийской сборкой танков?

— Бронетехнику собирали из машинокомплектов, но по факту двигатели российские. Другое дело, что без какой-либо специальной комиссии никак не проверишь, кто виноват и из-за чего на самом деле танки встали. Огульно обвинять российскую технику, просто потому что она — российская, мягко говоря, некорректно. Кстати, по этому поводу в соцсетях шутят, мол, вы хотите «самолетов и танков»? Тогда «давайте споем и спляшем об этом!».

«СП»: — То есть публикации с явным намеком, что российские танки ломаются по разным причинам, могут быть инициированы специально?

— Да. Что-то пролоббировать, где-то сторговаться. Видите, ваша техника отказывает, но мы ведь ее все равно покупаем, поэтому сделайте нам скидку и т. д. Понятно, что такие статьи мало влияют на конкретные деловые переговоры, тем не менее, они создают фон для возможной торговли и пересмотра уже вроде бы достигнутых соглашений. Не секрет, что была информация о продвижении в Индию Т-90МС и возможном подписании контракта на замену двигателей у тысячи индийских Т-72.

В любом случае, индийцы очень любят критиковать своих партнеров, и не только Россию. То им взятки дают, то некачественные товары поставляют. А потом выясняется, что они вели переговоры с украинскими компаниями, которые через подставные фирмы в разных странах пытались закупить российские двигатели УТД-29 для последующей перепродажи в Индию — для того, чтобы заменить на индийских БМП-2 старые силовые агрегаты УТД-20.

Также сами индийские СМИ писали со ссылкой на отчет инспекции военного ведомства, что как минимум на 18 истребителях Су-30МКИ, собранных по лицензии на индийском заводе корпорации HAL, устанавливались двигатели АЛ-31ФП, уже побывавшие в эксплуатации.

Что касается критики корабельных МиГов, то в принципе проблемы с ними действительно могли быть. Другое дело, что индийцы закупали 45 машин в двух партиях. Но если все оказалось так плохо, то, наверное, вторую партию незачем было брать…

Проблемы с индийскими танками в полуфинале — вина техников, обслуживающих бронемашины, уверен замдиректора центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) Владимир Шварев.

— Понятно, что выполнение достаточно интенсивных упражнений в ходе соревнований требует повышенного внимания к состоянию бронетехники. Скажем, российские специалисты довольно оперативно решали возникающие вопросы с танками Т-72Б3. Другое дело, что нормативы биатлона требуют четкого прохождения этапов дистанции, и здесь уже выявляется реальная выучка экипажей и, соответственно, техников.

Читайте также

Индия первый раз принимала участие в танковом биатлоне, и, естественно, раздосадована таким результатом, хотя индийские экипажи довольно успешно выступали. Но здесь надо не стрелки переводить, а оценивать работу своих специалистов, которые в пылу соревнований, видимо, не доглядели за состоянием основного и запасного танков или что-то сделали не так, что встали сразу две машины. За время эстафеты в машине должны смениться три экипажа, и каждый из них должен выполнить целый комплекс учебно-боевых задач. Насколько можно судить, запасной танк остановился у подъема на холм. Тогда индийцы перешли на основной, который уже откатал. Вроде бы снова включились в гонку, но тут заглох и он. А, кстати, Иран и Венесуэла вообще соревновались на «хозяйских» российских танках.

В общем, подобные публикации индийцев не выдерживают никакой критики. Снялись с соревнований — ищите причину, а если вдруг есть претензии, то предъявляете их конкретно, по делу и без лишней шумихи. Но, видимо, свою роль играет менталитет, ведь не секрет, что по части закупок вооружений — объявления тендеров, согласования деталей контрактов — индийцы считаются одними из самых сложных переговорщиков в мире. Они часто переигрывают договоренности, которые, казалось бы, давно согласованы, и в итоге подписание контракта растягивается на годы. Ну и вбросы в СМИ для того, чтобы поторговаться, стали уже обычной практикой.

Последние новости
Цитаты
Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Михаил Делягин

Доктор экономических наук, член РАЕН, публицист, политик

Ян Бурляй

Дипломат, заслуженный профессор Московского государственного лингвистического университета

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня