Почему Анкара пошла на новый шантаж и чего она добивается
В интервью «Газете.Ru» шведский дипломат, экс-глава МАГАТЭ Ханс Бликс заявил, что Западная Европа должна получить заверения от России, что у нее нет никаких захватнических планов в отношении стран Балтии, Польши, Чехии и Словакии, Румынии
Как будто до этого Россия заявляла вслух о каких-то своих военных планах. И создается впечатление, что если Россия действительно заявит, что у нее нет никаких военных планов насчет Прибалтики, там начнут вооружаться против Москвы еще больше и еще больше говорить о «российской угрозе». Об этом можно судить по тому, как например, в Латвии молодежь усиленно готовят к войне. При этом даже зарплата 780 евро в руки не соблазняет молодых латышей массово идти в армию. Это признал начальник Центра рекрутирования капитан Рихард Розенбаумс.
В Латвии с 2007 года — контрактная армия плюс добровольцы ополчения Земессардзе («Стража Земли»). Добровольцы проводят учения, у них даже структура военная — штабы, округа, батальоны. Считается, что Земессардзе должно в основном заниматься ликвидацией последствий аварий, пожаров и чрезвычайных ситуаций, участвовать в спасательных работах, но учения не оставляют сомнений — эти люди готовятся к мифическому вторжению России. Для них в стране организуют полигоны, как для армейцев. Они идеологизированы, ненавидят нашу страну.
Почему Анкара пошла на новый шантаж и чего она добивается
Такая в Латвии атмосфера, которую формирует элита. И все же ополченцы — это гражданские лица, пусть и мотивированные на ненависть к РФ, но республике, как здесь считается, зачем-то нужна профессиональная армия — при том, что страну набивают американской техникой и дислоцирован батальон НАТО под командованием Канады. И вот в латвийскую армию, несмотря на агитацию почему-то идут неохотно. В прошлом году должны было рекрутировать всего-то 700 юношей с неплохой зарплатой, но недобрали 100 человек, несмотря на льготы — бесплатное образование, бесплатное здравоохранение
В Латвии объясняют ситуацию демографической ямой. По данным Европейского статистического бюро, в расчете на тысячу жителей количество населения страны сократилось в минувшем году на 0,96%, и это предпоследний результат в Евросоюзе, хуже только в Литве, где сокращение достигло 1,42%. Сейчас в Латвии живет 1 934 500 человек, а к моменту распада, в 1990-м, было 2 668140. Растет эмиграция, падает рождаемость. Будущих солдат все меньше: ЦСУ Латвии сообщило, что в первом полугодии 2017-го зарегистрированы 10 175 младенцев — на 990 меньше, чем за тот же период 2016-го. В общем, демографическая яма — одна из правд.
— Но я не хочу идти в армию просто потому, что не намерен становиться пушечным мясом, — говорит знакомый айтишник, 26-летний рижанин Марис.
— А деньги?
— Может и неплохие. Но выполнять дурацкие команды, ползать по грязи, бегать с ранцем и автоматом я не намерен. Да и почти те же деньги зарабатываю тут. Ну и собираюсь уехать в Ирландию.
— А патриотизм? А если Россия нападет?
— А зачем ей нападать, если она строит свои порты и нас с носом хочет оставить? Тогда уж готовилась бы захватить наши порты. Но может и нападет, если на нее нападет Трамп. Но тогда никакие наши солдаты не спасут Латвию, да и Европу. Все сгорит. Мы же маленькие. Для нас, наверное, припасли одну хорошую атомную бомбу, чтобы не путались под ногами. Но я надеюсь, этого не случится. Никому не нужна атомная война, а только такая может быть между Россией и НАТО. Сильные страны пугают друг друга, добиваясь своих интересов, а мы под ногами путаемся. А так думает вся молодежь Латвии?
— Нет, многие верят, что Россия может напасть. Кто-то идет в армию по идеологическим соображениям, а кто-то все-таки лишь из-за денег. Но и им там мозги промоют. Но раз не хватает солдат, значит, и таких как я немало.
— Ты — латыш. А русские парни как?
— Среди них больше таких как я…
То есть вторая причина нехватки контрактников, которую в военном ведомстве Латвии не называют, — идеологическая. Части молодежи явно не хватает мотивации, чтобы готовиться к войне с Россией.
Третья причина, по словам Рихарда Розенбаумса, — конкуренция с частным сектором, тоже зазывающим молодежь, при том, что у армии более серьезные требования к здоровью. Около 60% кандидатов в контрактники, по признанию капитана, ежегодно отсеиваются.
Правительство Латвии изгаляется, чтобы найти способы подготовки молодежи к войне. В запасе сейчас числится 7000 солдат. Министерство обороны решило обучить еще 3000. Придумали: гражданин Латвии от 18 лет может в удобное для себя время пройти курс обучения в национальных вооруженных силах. Но все это на добровольной основе.
Была идея восстановить обязательную военную службу, как сделала Литва. В Латвии от призыва отказались в 2006 году. За восстановление службы выступила спикер сейма Инара Мурницеце. Она — ярая националистка, бывшая журналист, делегирована в председатели парламента радикальным Национальным объединением, которое только и твердит о русских «оккупантах», предстоящей агрессии России и врагах внутри страны.
Тегеран продолжит и дальше ублажать Вашингтон, несмотря на жесткий ответ
Любопытно, что против призыва — президент Раймонд Вейонис, министр обороны Раймонд Бергманис. «Это финансово очень трудно, а кроме того, у нас нет для этого ни инфраструктуры, ни инструкторов для обучения», — заявил министр обороны. Эту же мысль высказывал и командующий Национальными вооруженными силами Леонидс Калныньш. «Есть два пути — или найти необходимое для этого финансирование в размере свыше 100 миллионов евро, или отнять эти деньги у уже реализующихся проектов, что однозначно будет тормозить развитие Национальных вооружённых сил», — говорил он.
У президента Раймонда Вейонис иная причина отказа: если восстановят призыв в армию, молодежь отправится в эмиграцию, которая и так велика. При этом все — и армейские начальники, и политики пугают народ «имперской Россией». Цирк.
Спор о призыве между ультрапатриотами и армейскими прагматиками вылился в забавное заявление министерства обороны: «Восстановление обязательной военной службы в текущей ситуации отлично послужит целям России, а именно: будут значительно ослаблены и даже уничтожены профессиональная армия и Земессардзе, потому что и та, и другая лишатся финансирования и будут вынуждены приостановить начатое развитие. Подводя итог вышесказанному, уместен вопрос, кто заинтересован уничтожить функционирующую систему обороны государства, которая после стольких лет сокращения финансирования вновь восстанавливается и становится реальной силой, и заменить ее солдатами обязательного призыва или «пушечным мясом».
В общем, для подготовки к придуманной войне с Россией у Латвии не хватает ни денег, ни людей, ни, похоже, ума. Как-то так.