Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Черепашья скорость русского «Спрута»

Массовые поставки в ВДВ «истребителя танков» опять задерживаются

17323

Государственные испытания самоходной противотанковой пушки калибра 125 мм «Спрут-СДМ1» должны начаться в октябре 2018 года. Об этом сообщил ТАСС источник в оборонно-промышленном комплексе.

В госкорпорации «Ростех» отказались подтвердить или опровергнуть указанные источником сроки. Однако отметили, что «опытные образцы „Спрут-СДМ1“ к испытаниям готовы, интересы заказчика сохраняются».

У этой уникальной боевой машины на гусеничном ходу, которая была разработана для усиления боевых возможностей ВДВ, запутанная судьба. Хоть машина и, безусловно, нужная, она продвигается в войска с черепашьей скоростью. Прежде всего, необходимо сказать, что реально это не самоходная артиллерийская установка, а самый настоящий легкий танк. Дело в том, что базовая модификация 2С25 «Спрут-СД» была разработана в восьмидесятые годы в КБ Волгоградского тракторного завода при участии ЦНИИ Точмаш по заказу не ГБТУ (Главное бронетанковое управление), а ГРАУ (Главное ракетно-артиллерийское управление). И, соответственно, ГРАУ не могло присваивать создаваемой технике танковых индексов.

«Спрут-СД», который негласно назвали «истребителем танков», демонстрирует все основные качества танка, при том что весит всего 18 тонн. Он обладает прекрасной подвижностью и сбалансированной огневой мощью, способен вести борьбу не только с танками противника, пребывая в статическом положении, но и, с легкостью перемещаясь на поле боя, поражать живую силу, подавлять огневые точки, вести поддержку десанта, действовать непосредственно в боевых порядках БМД при атаке и при обороне.

Читайте также

Машина прошла все испытания в 1985 году на полигоне 38-го НИИ в Кубинке. В 1986 году было принято решение о серийном производстве. Однако оно началось лишь 19 лет спустя.

Дело в том, что на московском заводе «Универсал» тормозилась разработка парашютно-реактивной системы для десантирования «Спрута-СД». В 91-ом она не выдержала испытания. В 94-ом ее забраковали, и началась разработка новой системы.

Все срослось лишь в 2005 году, когда и началось серийное производства десантируемого танка. Но серия оказалась мизерной — в Волгограде построили лишь 36 машин.

Причина прекращения производства заключалась в том, что машина имела явно устаревшую «начинку». Система управления огнем «Спрута-СД» была не в состоянии обеспечивать нормальную работу машины и днем, и ночью. Были серьезные претензии и к другим системам боевого оборудования.

Машину было необходимо серьезно модернизировать в части управления. Главное качество — огневая мощь — вмешательства не требовало.

По огневой мощи «Спрут-СД» не уступает основным боевым танкам (ОБТ) Т-72 и Т-90. В нем используется гладкоствольная пушка калибра 125 мм 2А75. В боекомплект входят те же самые боеприпасы — от осколочно-фугасных и подкалиберных до тандемных кумулятивных. Есть возможность стрелять ракетами различных типов и управляемыми реактивными снарядами «Краснополь» с дальностью, превышающей 20 км. Бронепробиваемость наиболее мощных боеприпасов достигает 770 мм под динамической защитой. Есть автомат заряжания, повышающий скорострельность и надежность стрельбы. Боекомплект — 40 снарядов. С пушкой спарен пулемет калибра 7,62 мм.

Для использования танкового орудия с мощной отдачей на машине изобретателям пришлось проявить максимум изобретательности. От установки на ствол дульного тормоза пришлось отказаться. Во-первых, при стрельбе противотанковыми управляемыми ракетами выброс из дульного тормоза раскаленных пороховых газов мог привести к потере управления ракетой. Во-вторых, возникающая дульная волна, направленная в стороны и назад, могла быть опасна для десанта, расположившегося на броне.

Было найдено оптимальное решение. Откат орудия увеличили до 740 мм и ввели в конструкцию ходовой части механизм гидропневматической подвески шасси для поглощения импульса отдачи орудия. Получился так называемый «двойной откат» — орудийного ствола и самого танка после выстрела.

Если по огневой мощи «Спрут-СД» находится на уровне ОБТ, то по защищенности он практически не отличается от БТР — фронтальная броня защищает от пуль калибра 12,7 мм, боковая выдерживает попадание снарядных осколков и пуль калибра 7,62 мм.

В ходе модернизации существенным доработкам подверглось боевое отделение. «Спрут-СМД1» получил новую систему управления огнем, имеющую повышенные характеристики. Введены комбинированные прицелы с телевизионным и тепловизионным каналами. Есть и автомат сопровождения целей. «Спрут-СДМ1» стал способен вести прицельный огонь в любое время суток.

Также появилась возможность использовать программируемые взрыватели дистанционного подрыва. Это позволяет подрывать боеприпасы на любом участке их траектории, что повышает эффективность стрельбы.

Важнейшее нововведение — современные средства цифровой связи, интегрированные в единую систему управления тактического звена. Это позволяет использовать «Спрут-СДМ1» в сетецентрических войнах.

При создании новой модификации десантного танка в расчет принимались не только тактико-технические характеристики, но экономические критерии. В результате удалось снизить стоимость производства за счет унификации ходовой части. Вместо оригинального шасси, которое требовало существенных затрат на подготовку его производства, было использовано шасси серийно выпускающейся боевой машины десанта БМД-4М. Такое решение способствует и повышению ремонтопригодности эксплуатирующейся в ВДВ техники.

Обновленный десантный танк с 500-сильным дизельным двигателем сохранил высокие ходовые качества. На шоссе он развивает скорость в 70 км/ч, на пересеченной местности — 45−50 км/ч. Танк плавучий, два водомета позволяют развивать скорость на плаву, равную 7 км/ч.

На новый «Спрут» также установили дополнительный пулемет калибра 7,62 мм, расположив его в дистанционно управляемом боевом модуле.

Все, вроде бы, хорошо, но ситуация с танком, который ждут в ВДВ, похоже, несколько затягивается. В январе прошлого года председатель Госдумы по обороне, бывший командующий ВДВ Владимир Шаманов уже говорил о госиспытаниях «Спрута-СДМ1» и поступлении его в строевые части в 2017 году.

В сентябре 2017 года генеральный директор концерна «Тракторные заводы» сообщал о готовности техники к госиспытвниям и утверждении их программы. Теперь вот речь идет об октябре этого года.

Читайте также

А между тем в США вынашивается идея сократить отставание от России по данному типу вооружения. И за образец для конкурирования выбран именно «Спрут-СД». Американских генералов вдохновляет в первую очередь солидный калибр этого легкого танка, а также его высочайшие ходовые качества.

В настоящий момент открыт тендер по программе Mobile Protected Firepower, реализация которой должна дать сухопутным войсках гусеничную машину с высокой огневой мощью — предусмотрена пушка калибра 120 мм. Ее десантирование не предусмотрено, но MPF должна доставляться к местам боевых действий при помощи транспортной авиации. В тендере намерены принять участие такие монстры американской оборонки как BAE Systems (разработчик гусеничного семейства боевых машин «Бредли»), General Dynamics Land Systems (разработчик «Абрамса») и SAIC (в партнерстве с ST Kinetics и CMI). Победитель станет известен в 2019 году, когда будет заключен контракт на разработку танка и постройку опытных образцов.

А конкретный результат должен быть получен к середине 20-х годов — началу 30 годов. Хотелось бы верить, что этому моменту наш ОПК произведет достаточное для ВДВ количество «Спрутов-СДМ1».


Военные технологии: В Европе начали разрабатывать истребитель пятого поколения

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня