Американцы вооружат украинский флот для противостояния России
Вот есть у меня старенькая надувная лодка «Лидер» с таким же древним 10-сильным моторчиком Эвинруд (Evinrude), в принципе, для рыбалки вполне годится. А у знакомца Сереги — каютный катер Yamarin с движком в 250 сил, который и 70 км/ч по воде развивает. Это не от зависти, а для сравнения.
Это как украинский бронекатер «Гюрза-М», которые Киев начал перебрасывать через Бердянск в Азовское море, и российский ракетный корвет «Град Свияжск», который вместе с аналогичным кораблем «Великий Устюг» (вооружены ракетами «Калибр») был недавно переведен на Азов из состава Каспийской флотилии ВМФ РФ.
В обоих случаях, тягаться бесполезно — разница в классе ощутимая. И хотя мой «Лидер» относится к весьма качественным судам маломерного флота, а «Гюрза» считается неплохим речным катером, но против Yamarin и малого ракетного корабля проекта 21631 (шифр «Буян-М») мы не попрем, как тут не крути.
Тем не менее, Киев, после доставки на трейлере к берегу Азовского моря первого бронекатера (всего их, судя по украинским источникам, здесь будет аж четыре), уже заявил о готовности создания полноценной военно-морской базы. «Отсель грозить мы будем русским… Назло надменному соседу… Ногою твердой стать при море… И запируем на просторе», — почти по пушкинским строкам из «Медного всадника» комментируют это событие буйные головушки в «незалежной».
Ранее Совет национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) принял решение об усилении военного присутствия в Азовском море и обеспечении подразделений береговой охраны новейшим высокоточным ракетным оружием.
Американцы вооружат украинский флот для противостояния России
Это ответ Киева на «блокирование» захода судов, которые следуют в порты Украины через Керченский пролив, из-за чего они якобы простаивают, а их владельцы несут потери. При этом даже такое официальное лицо, как замглавы МИД Украины Елена Зеркаль, заявляла, что «российские пограничники не нарушают протоколы во время осмотра украинских судов в Азовском море». В российском погрануправлении тоже пожимают плечами — проверки иностранных кораблей проводятся в соответствии с международным морским правом, замечаний и претензий со стороны судовладельцев не поступало. С чего тогда весь этот сыр-бор с игрой в «морской бой»?
Как говорит навигатор в машине голосом Гарика Харламова: «Ладно, давай поедем по твоему!». Морская тема с недавних пор стала весьма актуальной для украинских политиков, чего стоит только знаменитое заявление президента Порошенко о том, что «флот Украины способен уничтожить флот России в Мировом океане». И это водное пространство, включающее в себя Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый океаны, ВМС Украины собиралось взять под свой контроль. Сейчас аппетиты в Киеве поумерились, там даже забыли про Черное море и главную военно-морскую базу в Одессе, где пару зим назад примерз к причальной стенке флагман «Гетман Сагайдачный» (потом он еще сломался после капитального ремонта). Основной театр военных действий сместился в Азовское море, которое моряки, пардон, называют лужей, но это уже считается «зоной национальных интересов» Украины, которая высказывает готовность биться за эту акваторию до последнего «козацкого човна».
Ценность Азовского моря и впрямь не велика, если сравнивать с другими морями. В него впадают реки Дон и Кубань (на территории России), которые считаются судоходными, еще пару десятков небольших речушек по обе стороны границы. Тем не менее, через цепочку проливов суда отсюда могут дойти до Атлантического океана. У Украины на Азове три порта — в Бердянске, Геническе и Мариуполе. У России — восемь, из которых самые крупные Порт Кавказ и Порт Азов. Их значимость по грузообороту в Черноморско-Азовском бассейне нельзя недооценивать в рамках двух стран. Но тут возникла закавыка — после введения досмотра российскими пограничниками всех судов, в том числе с принадлежностью к РФ, следующих через Керченский пролив, как ответ на неадекватный захват украинскими пограничниками российского судна «Норд». Всё в рамках международного права, но Киев расценил это как ущемление своих прав и тут же объявил «войну».
Клин сошелся на Азовском море по целому ряду причин, в числе которых традиционное привлечение президентом Порошенко внимание Запада перед нарастающей военной «угрозой» со стороны России. В Киеве даже предлагали организовать конвои ООН для «обеспечения безопасности» проводки судов, но над этой идеей посмеялись не только в Москве. Безумством можно признать и планы некоего отставного украинского адмирала по минированию фарватера Азовского моря, проходы в котором, мол, будут знать только украинские лоцманы.
А вот в чем все сходятся однозначно по поводу «азовской истерии» Порошенко, так это — приближающиеся президентские выборы на Украине, в которых Петр Алексеевич намерен поучаствовать. Похвастать же перед электоратом ему особо нечем. В заверения о «взятии» Донбасса, «возвращении» Крыма уже давно никто не верит, изрядно «похудел» у среднестатистического украинца гаманець (кошелек) и прохудилась кишеня (карман), а случаи многомесячного отключения горячей воды стали регулярными даже в Киеве. Шо делать, Петро? Петя идет на войну! Брать Азов!
Еще 6 сентября на закрытом заседании СНБО по указу Петра Порошенко был утвержден целый комплекс мероприятий по усилению военного присутствия Украины в Азовском море. Кроме военно-морской базы и дивизиона бронекатеров, ВСУ планирует укрепить береговую оборону ракетными установками. Рассчитывают, как обычно, на помощь США, которые готовы поставить Украине патрульные катера и противокорабельные ракеты. Правда, тут есть нюанс — потрепанные многолетней службой катера своим ходом до Одессы не дойдут, а на перевозку крупнотоннажными судами у Украины банально нет средств. Не всё ладно и с ракетами — ни один из украинских кораблей не подходит под их размещение, а «Гюрза» в случае залпа банально пойдет ко дну.
Но настойчивый Порошенко поручает украинскому правительству разработать морскую доктрину и ряд юридических мер, чтобы защищать национальные интересы Украины «в части поведения России по блокировке Азовского моря, блокировке портов и компенсации соответствующих убытков». Мог бы быть и поскромнее в выражениях (где таких слов нахватался?) — понятие «морская доктрина» для любого государства ставит задачи по поддержанию мощи флота, масштабного военно-морского строительства и наличие группировки авианосцев и атомных подводных лодок. Впрочем, подгонять морскую доктрину под уровень Азовского моря вполне в стиле риторики Порошенко, красноречием которого восхищаются не только на самой Украине.
В Киеве отказываются прививать население назло Москве
Понятное дело, что на полноценные боевые действия Украина не решится. Хотя бы потому, что воевать-то и нечем, упомянутых легких бронекатеров проекта «Гюрза-М» в составе ВМСУ всего 6, они-то и считаются едва ли не самыми мощными плавсредствами. К слову, эти катера строят на заводе «Кузня на Рыбальском» (бывший «Ленинская кузница») в Киеве, который принадлежит украинскому президенту Порошенко, лоббирующему выделение государственных средств под этот личный бизнес-проект.
Новости с Азовского моря: СМИ: Украина начинает переброску бронекатеров в Азовское море