Парламент самопровозглашенного Косово проголосовал за создание регулярной тяжеловооруженной армии. Об этом в пятницу, 14 декабря сообщило агентство Reuters.
Отмечается, что легковооруженные Силы безопасности Косово (СБК) превратят в полноценную армию силой в пять тысяч человек и три тысячи резервистов.
Такое решение поддержали 105 из 120 депутатов парламента. Голосование бойкотировали представители сербского меньшинства республики, т.к. по их мнению, армия поможет властям Косово выдавить остатки сербского населения.
Председатель парламента Кадри Весели сообщил в этой связи, что армия Косово будет официально создана 14 декабря, а глава правительства самопровозглашенной республики Рамуш Харадинай подчеркнул, что решение о создании полноценной армии станет важнейшим шагом на пути к НАТО.
Однако в самой НАТО решение косовского парламента осудили.
«Мне жаль, что это решение было принято, невзирая на обеспокоенность НАТО, — заявил генсек альянса Йенс Столтенберг. Он также добавил, что после такого решения НАТО пересмотрит уровень сотрудничества с СБК».
Премьер-министр Сербии Ана Брнабич считает намерение Косово создать собственную армию серьезной угрозой миру и стабильности в регионе.
«Объявление Приштины о создании своей армии — это крупнейшая угроза миру на Балканах», — заявила она в интервью римской газета la Repubblica.
«Для нас региональная стабильность является предпосылкой для мира, но также и для экономического благосостояния», — подчеркнула премьер.
Она рассказала об экономических успехах Сербии за последнее время, для закрепления и продолжения которых как раз необходима стабильность.
По ее словам, Белград начал диалог с Приштиной, однако власти Косово ответили на это решением о повышении пошлины на импорт из Сербии и Боснии до 100% от его стоимости.
Силы безопасности Косово были созданы в январе 2009 года, спустя чуть менее года после одностороннего провозглашения независимости республики ее албанскими властями. На настоящий момент они принимали участие в ограниченном числе миссий для оказания помощи международным силам под руководством НАТО.
Стоит особо подчеркнуть, что сохранение суверенитета Косово не входило в задачи СБК, а военную форму и машины им жертвовали США. В настоящий момент в республике остается около четырех тысяч миротворцев НАТО.
Напомним также, что в конце сентября президент Сербии Александр Вучич привел армию страны в состояние боевой готовности из-за обострения ситуации на севере Косово.
Что же теперь? Война неизбежна? Кто подогревает ее? Сами ли косовары додумались до столь провокационного решения, или их к этому подтолкнули?
— Решили, скорее всего, сами, — полагает доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Вадим Трухачев.
— Стоят за этим местные албанские вожди — Хашим Тачи, Рамуш Харадинай и иже с ними. Каждый из них, по сути, уже давно имеет свою неофициальную армию. И вот пришло время официально оформить то, что неофициально существовало уже давно.
«СП»: — А чего столько лет ждали? Почему не делали раньше? Какие факторы были против, а какие — за создание этой армии?
— Во-первых, надо было преодолеть разногласия между вождями косовских албанцев. Во-вторых, они ждали, что все сербы сами убегут из края, или же что НАТО поможет изгнать сербов. Этого не случилось — более того, сербы всё чаще стали напоминать о своих правах. И тут Тачи и Харадинай решили создать армию, чтобы ускорить «окончательное решение сербского вопроса» в Косово.
«СП»: — При этом в НАТО осудили создание косовской армии. Почему? Они же всегда защищали самопровозглашенную косовскую государственность…
— НАТО нужен был неофициальный инструмент, с помощью которого «кошмарили» сербов. А делать из Косово полноценное государство там не очень хотят. Лучше иметь подконтрольную «серую зону». А то косовская армия или переусердствует в убийствах сербов, или пойдёт на помощь албанцам в Македонии или Черногории. Такая «самодеятельность» НАТО не нужна.
«СП»: — Такая мера, по словам премьер-министра Сербии Аны Брнабич, может спровоцировать военный конфликт. Может ли? Как создание армии скажется на безопасности региона?
— Плохо скажется. Эта армия может вторгнуться в сербскую долину Прешево, в Македонию… Сербия же введёт армию в Косово только в том случае, если албанцы перейдут к полному истреблению сербов. До той поры слова премьера Сербии так и останутся словами.
«СП»: — Как Европа отреагирует на такое? В Брюсселе опасаются новой войны на Балканах? Готовы ли предотвратить ее?
— В Брюсселе очень не хотят заниматься Балканами, и всё чаще принимают позу страуса. Скорее всего, Евросоюз и НАТО постараются не вмешиваться, насколько это возможно. И вмешаются по полной программе только в случае начала полномасштабной войны…
«СП»: — А какова ее вероятность? Нужна ли она албанским вождям?
— Пока война им не нужна. Но чем дальше, тем меньше успехов они показывает на почве строительства мирной жизни. И в один нехороший день, чтобы отвести глаза от собственных провалов, они могут решиться на погромы сербских анклавов и на вторжение в долину Прешево, находящуюся в собственно Сербии, но населённую албанцами…
По словам исполнительного директора международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислава Бышка, армия считается одним из ключевых признаков суверенного национального государства, каковым стремится видеть Косово албанское большинство.
— Поскольку переговоры Приштины с Белградом относительно признания Сербией независимости края зашли в тупик, албанцам был необходим дополнительный аргумент. Вполне весомый аргумент, надо заметить.
«СП»: — Чем армия принципиально будет отличаться от СБК?
— Названием и статусом. Речь ведь не о насущной необходимости защищать Косово от внешней угрозы. Армия — символ независимости, национальной гордости и безопасности, атрибут «настоящей» державы.
«СП»: — Они сами до этого додумались, или в Вашингтоне подсказали?
— Наличие собственных вооружённых сил — важное условие любого процесса нацстроительства. В этой связи идея своей армии не может не быть притягательной для косовских албанцев. Что же касается Вашингтона, то бомбардировками Сербии в 1999 году он обозначил черту, за которую Белград переступать не будет. В этой связи необходимость собственно косовской армии для интересов американской безопасности или для сдерживания Сербии не является чем-то принципиальным. С другой стороны, в Вашингтоне не видят смысла активно препятствовать этому начинанию. На ситуацию теоретически могли бы как-то повлиять страны Евросоюза, но громких заявлений от первых лиц на этот счёт не слышно.
«СП»: — А в НАТО создание косовской армии осудили. Генсек альянса Йенс Столтенберг заявил, что они пересмотрят уровень сотрудничества с Силами безопасности Косово. Каким образом пересмотрят? И как эта армия будет сочетаться с расположенными в Косово силами НАТО?
— Глобального пересмотра параметров сотрудничества между НАТО и вооружёнными силами — как бы они ни назывались — Косово вряд ли можно ожидать. Всё ограничится риторикой. Нахождение военной базы США в Косово, с одной стороны, обеспечивает безопасность края, а, с другой, в той или ной степени легитимизирует саму независимость данной территории.
«СП»: — Некоторые считают, что эта мера может спровоцировать военное вторжение со стороны Белграда. Может ли? Как создание этой армии повлияет на безопасность в регионе в целом?
— Если бы в Косово отсутствовал Кэмп-Бондстил (основная военная база американского контингента в составе международной миссии KFOR на территории Косова — ред.), а в 1999 году не было бы американских бомбардировок Сербии с целью «принуждения Белграда к миру», то сегодня формализацию косоварской армии можно было бы рассматривать как провоцирующий фактор, который реально мог бы привести в движение сербские войска. В Сербии понимают, что, если дойдёт до противостояния, то нужно рассчитывать на военные действия с американской громадой, а не с пятитысячными косовскими формированиями.
Балканы принято называть пороховой бочкой Европы. «Взрывоопасными», однако, они являются в периоды отсутствия крупной внешней или внутренней сдерживающей силы. В XIX веке такой силой были европейские империи и Порта, в XX веке — централизующая власть Югославского государства, а сегодня — американское военное присутствие. Это, конечно, непопулярная мысль — считать, что США могут способствовать не только хаотизации некоей территории, но и поддержанию мира, однако в конкретном случае Косово или, более конкретно, в случае вооружённого нейтралитета между Белградом и Приштиной это именно так.
Новости политики: В Совфеде жёстко ответили на заявление Болта