В конце минувшего года спецпредставитель Госдепа США Курт Волкер объявил о готовности поставить Украине новую партию оружия. Причем, такого, которое Киев из-за океана еще не получал. В начале 2019 года, выступая на радио «Свобода», бывший американский посол на Украине Джон Хербст конкретизировал прежнее обещание. В связи с чем у украинских генералов вытянулись лица. Хербст сказал, что, возможно, месяца через два-три начнутся поставки Киеву противокорабельных ракет (ПКР) «Гарпун».
Ситуация напоминает нескончаемую историю с давно обещанным Пентагоном другим «подарком» украинскому флоту (за 10 миллионов долларов) — двух списанных патрульных катеров типа «Айленд». Очевидно, понимая это, Хербст решил подсластить украинским военным новую пилюлю: «А, возможно, (дадим — „СП“) и гораздо более современные ракеты».
Дело в том, что у США нет «ни гораздо более», ни просто «более современных» противокорабельных ракет. «Гарпун», созданный 40 лет назад, — единственный класс ПКР, стоящий на вооружении ВМС США. Других у Пентагона нет. Нечто более подходящее для эксплуатации в современных условиях сейчас пытаются разработать американские конструкторы. Но, судя по всему, конкретные результаты могут появится не скоро.
Название «Гарпун» было выбрано в связи с тем, что на первом этапе конструирования ракеты она замышлялась лишь для поражения всплывающих подводных лодок противника. По аналогии с охотой на китов. Дальность не должна была превышать 45 км. Однако вскоре, когда советские ПКР «Термит», установленные на египетском ракетном катере проекта 205, потопили израильский эсминец, было решено переориентировать «Гарпун» и на поражение надводных кораблей.
Серийное производство «Гарпунов» началось в 1975 году. Было выпущено почти 8 тыс. ракет корабельного, подводного и авиационного базирования. С момента принятия ракеты на вооружение была проведена пара модернизационных мероприятий, которые, скорее, носили косметический характер. И в таком виде эти ПКР находятся сейчас на вооружении самых современных американских эсминцев, крейсеров и атомных подводных лодок.
Явный анахронизм этой ракеты уже вступил в противоречие с современной концепцией вооружения надводных кораблей, все ракетное оружие которых с недавних пор ожидает старта в универсальных вертикальных пусковых установках подпалубного размещения. Для «Гарпунов» же, как и десятилетия назад, применяется устаревшая наклонная ПУ, расположенная на верхней палубе.
Если говорить о тактико-технических характеристиках «Гарпуна», то они на фоне лучших российских ПКР выглядят просто-таки архаично. Прежде всего, у американских «Гарпунов» невелика дальность обстрела морских целей — не более 250 км. А, скажем, у нашего «Калибра» — 400 км. У «Оникса» — 600 км. У «Гранита» — 625 км. У «Вулкана» — 700 км. У Х-32 — 1000 км. И это далеко не полный перечень советских и российских ПКР, их разработка происходит беспрерывно, от модели к модели. Именно этим и объясняется большой отрыв отечественных ракет от американских.
Скорость у «Гарпуна» дозвуковая — 0,85 М на всем протяжении траектории. У России только одна ПКР «условно дозвуковая» — «Калибр». Но на финальном участке маршрута ракета разгоняется до 2,9 М, что существенно осложняет ее перехват. У «Гранита» и у «Вулкана» — 2,5 М. У «Оникса» — 2,6 М. У «Москита» — 2,8 М.
И, наконец, у недавно принятой на вооружение ПКР авиационного базирования Х-32 на финальном участке маршрута скорость максимально приближается к гиперзвуковому значению и составляет 4,6 М. На этой ракете необходимо остановиться более подробно.
Ее носителем является стратегический ракетоносец российской Дальней авиации Ту-22М3, развивающий сверхзвуковую скорость. Ракета имеет сложный профиль полета, совершая на каждом его участке активное маневрирование. Первую фаза полета она проходит на высоте в 40 км, которая недоступна для перехвата противоракетами морской системы ПРО «Иджис». Точнее, «Иджис» способен на такой высоте сбивать лишь баллистические ракеты с просчитываемой компьютером траекторией. Но Х-32 — крылатая ракета. На финише она поражает цель, пикируя практически вертикально. Тут у «Иджиса» тоже минимальные шансы на успех.
Еще бОльший, точнее — безразмерный отрыв по скорости от архаичного «Гарпуна» возникнет, когда совсем скоро на вооружение ВМФ России будет принята гиперзвуковая ПКР «Циркон». Ее скорость порядка 6М-8М. В ВМС Великобритании уже начинают формировать стратегию действий Королевского флота в условиях поступления на российские корабли этой ракеты. Одно из наиболее здравых предложений таково: держаться от носителей «Циркона» на расстоянии, превышающем 400 км. Предположительно перспективная ракета ВМФ РФ будет иметь именно такую дальность полета.
Важнейшую роль в эффективности ракеты играет масса ее боевой части. То есть — боеголовки, которая представляет собой оболочку с особыми свойствами, набитую взрывчатым веществом. У «Гарпуна» БЧ весит 225 кг. У «Яхонта» — 300 кг. У «Москита» — 320 кг. У «Калибра» — 450 кг. У «Вулкана» — 500 кг. У «Гранита» — 750 кг.
Конечно, «Гарпун» имеет и определенные достоинства. К ним, например, относится низкий профиль полета, не превышающий 4 метра над водой. Но, повторимся, это дозвуковой полет. К тому же головка самонаведения ракеты имеет невысокую помехоустойчивость, что делает возможным не только перехват ракеты средствами ПРО, но и нейтрализацию при помощи комплексов радиоэлектронной борьбы. А в этом виде оружия Россия завоевала всеми признанное мировое лидерство.
Обошла по эффективности ракету «Гарпун» и новейшая китайская разработка, которой нет ни у кого в мире. Китайские конструкторы создали баллистическую противокорабельную ракету DF-21D, несмотря на то, что все уверяли, что это невозможно. Хотя бы потому, что баллистическая ракета обычно летит но «незыблемой», заданной еще до старта траектории. А корабли, обнаружив угрозу удара, за время ее полета на максимальной скорости способны отойти от расчетной точки встречи на приличное расстояние.
DF-21D имеет дальность порядка 1500 км (точные данные по этой ракете Китай не публикует, в связи с чем ряд параметров носит вероятностный характер). Дальность стрельбы сокращена по отношению к предыдущим модификациям за счет того, что значительную часть объема топлива сократили для оснащения ракеты новой, более эффективной системой управления. DF-21D способна точно поражать движущиеся авианосцы и корабли их сопровождения. При этом следует учитывать, что у существующих в других странах ПКР максимальная дальность стрельбы не дотягивает и до тысячи километров.
О том, насколько китайская баллистическая ПКР удручает Пентагон, свидетельствуют высказывания американских генералов, которые мыслят категориями будущей войны. От них прозвучал ряд чрезвычайно простодушно-откровенных заявлений о том, что авианосные группы будут неспособны наносить ракетно-бомбовые удары в глубине территории Китая. Потому что авианосцы не смогут подойти к побережью ближе, чем на 1500 км.
В чем причины такого отставания США? Несомненно — в многолетней безнаказанности. В период «холодной» войны «Гарпун» еще мог конкурировать с советским и ракетным, и противоракетным морским вооружением. После окончания «холодной» войны и поражения в ней СССР бояться ВМС США стало некого. «Умиротворение» бородатых джихадистов не требовало большого напряжения и использования эффективной военной техники. Особенно — на море. Поэтому все запланированные работы по созданию новой ПКР оказались заморожены. Как тогда казалось — навсегда.
Однако время показало, что мир пребывает в состоянии не статического, а динамического равновесия. Одряхлевший за два с половиной десятилетия Пентагон обнаружил, что армии России и Китая внезапно для него совершили мощный скачок. Особенно — в области создания высокоточного оружия, к которому, в частности, относятся ПКР. И в конце прошлого десятилетия было принято решение о срочном создании новой американской ПКР — LRASM (Long Range Anti-Ship Missile).
Ракета разрабатывается компанией «Локхид Мартин». Она, как и «Гарпун», будет дозвуковой. Дальность должна возрасти до 800 км. Достигнет вполне серьезного значения и масса проникающей БЧ — 450 кг.
Американцы уповают на недюжинный интеллект и малозаметность будущей ракеты. Интеллект, похоже, серьезный. LRASM, как планируется, должна быть способна совершать автономный длительный полет, в процессе которого будет самостоятельно отыскивать цели, двигаясь по спирали или «змейкой». Оснастят ее сразу двумя головками самонаведения — оптико-электронной и активной радиолокационной.
Впрочем, именно тут малозаметность будущего чудо-оружия ВМС США логично поставить под сомнение. Поскольку за счет активного излучения РЛ ГСН в полете ракета будет здорово «светиться». И тем выдавать свое местонахождение противнику, оставляя тому шансы заранее подготовиться к эффективной обороне.
Предполагается корабельное и авиационное базирование новой ракеты. Сейчас проходят испытания LRASM на различных носителях — крейсерах, бомбардировщике В-1 В, палубном истребителе-бомбардировщике F/A-18. Предположительно они завершатся лишь в начале следующего десятилетия.
А что же Украина? Она будет довольствоваться обносками с барского плеча. То есть — «Гарпунами», от которых американцы уже сейчас начинают избавляться. При этом за «дорогой подарок» Киеву придется заплатить долларами. Поскольку якобы бесплатные поставки регламентируются американской программой передачи избыточного оборудования оборонного имущества EDAP. А эта программа требует, чтобы принимающая дары сторона компенсировала «сопутствующие расходы». Под ними понимаются затраты не только на транспортирование, но и на техобслуживание, переоборудование и обучение экипажей.
Правда, как ни парадоксальное это прозвучит, такое положение EDAP на руку (буквально — на руку!) украинским военным чиновникам. Ведь чем больше сумма будущего контракта, тем больше денег можно присвоить.